Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:40, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование культуры нашей страны в XIX веке.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Обобщить научную литературу по культуре России в XIX веке
2.Обозначить общественно-политические условия культурного развития России в анализируемый период
3.Проанализировать мировоззренческие искания русской интеллигенции.
Введение
1. Общественно-политические условия культурного развития России в ХIХ в
2. Мировоззренческие искания русской интеллигенции. Западники славянофилы. Революционный демократизм и либерализм как выражение культуры русского просвещения
2.1. Западничество. Сущность и основные идеи
2.2. И.В.Киреевский: критика западного рационализма.
2.3. Славянофильство. Сущность и основные идеи
3. Основные художественные стили и достижения в области литературы и искусства
3.1 Российская музыкальная культура
3.2 Живопись в XIX веке: «академик» и «передвижник»
3.3 Архитектура и градостроительство
3.4 «Золотой век» русской литературы
Заключение
Список используемой литературы
Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической новеллы - в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. имя Шеншин, 1820-1892) - мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) - высокое созерцание обыкновенной русской природы.
С конца 1830-х годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Пушкин - родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его противостоянии слепой судьбе - все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.
Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».
В поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.
Основатель русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» - реалистического направления в русской литературе.
Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.
В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает конфликт между «реализмом» и «романтизмом» в романе «Обыкновенная история.».
Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 - 70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ».
Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни - от начала ХIХ в. до начала ХХ в. - представлен в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812 г., патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».
Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.
Великолепными образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши»). В «Истории одного города», пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса - буржуазии. Социально-психологический роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.
Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».
А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой драматургии.
С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 1820-1830-е годы преобладал романтизм с трагедийной тематикой. Замечательные драматические образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848).
Постепенно в драматургии стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).
Эти и другие пьесы ставились в Московском
Малом и Петербургском
Во второй половине XIX в Московский
Малый и Петербургский Александрийский театры
по-прежнему оставались центрами театральной жизни.
Центральное место в репертуаре Малого
театра заняли комедии и социально-
На развитие переформенного театра огромное влияние оказали талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.
В 1870-е годы стали создаваться частные театральны
В 1882 г. была отменена монополия «императорских»
В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К середине XIX века, в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе (XVIII- первая половина XIX вв.). Основным его содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности: гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к «маленькому человеку»
В рассматриваемый период произошло становление
Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальная самобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившими в состав Российской империи.
Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно.
Через взаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальной интеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры. Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов благодаря познанию культуры других народов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.2. М., 1990; Т.3. М., 1994.
2. История культуры России. М., 1993.
3. История русской музыки. Т.10. М., 1990.
4. Волкова А.Н. История философия. М. 1997 г.
5. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1983.