Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:40, реферат
В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.
Введение 4
1. История рыцарства 5
2. Традиция рыцарских турниров 8
3. Идеал рыцарской верности и традиции обета 13
4. Богатство и щедрость в рыцарском сознании 16
5. Рыцарь и женщина. Культ Прекрасной Дамы 20
Заключение 25
Список литературы 26
В эпоху классического
Дама может принять или
Куртуазная любовь носила социально-знаковый
характер, символизировала престиж
мужчины в рыцарском
Рассмотренный с историко-психологической точки зрения, сам процесс куртуазной любви проливает свет на тот механизм окультуривания пространства любовных взаимоотношений, который был связан с культом Прекрасной Дамы. Совершенно очевидно, что все участники данной культурной игры каждый на свой лад были заинтересованы в ней. Добиваясь внимания дамы, рыцарь имел шанс получить не только знаки признания со стороны благородной, а возможно и красивой женщины, но и самоутвердиться в глазах общества. Даме ухаживания пусть небогатого, но молодого и благородного рыцаря приносили свои дивиденды. Удовлетворялось ее женское самолюбие (не следует забывать, что нередко муж был старше ее, а сам брак заключался не по велению сердец, а для укрепления линьяжа), равно как и статусные амбиции. Муж должен был ценить внимание к собственной супруге – столь притягательная для других благородных мужей особа принадлежала именно ему, этим повышалась его самооценка, равно как и оценка его окружающими.
Поэтические тексты куртуазной лирики
выявляют повторяющиеся мотивы, прозрачно
высвечивающие основу желаний рыцаря
– в своих мечтах он видит себя
и даму обнаженными. Однако, хотя редким
смельчакам и удавалось овладеть
предметом своих мечтаний, что
вызывало зависть и восхищение таких
же как он молодых рыцарей, тем
не менее, большая часть была вынуждена
контролировать себя, учитывая разные
«весовые категории» пусть благородного,
но небогатого и невлиятельного рыцаря
и его титулованного и
Разо Гильема де Кабестаня, полюбившего жену своего сеньора и поплатившегося за свою любовь сердцем в прямом и переносном смысле слова (муж в конечном счете разрешил ситуацию по принципу «око за око», убил рыцаря, вырезал его сердце, отдал его повару и приготовленное из него кушанье приказал подать за обедом жене), показывает, как и многие другие тексты, чем могла обернуться неконтролируемая страсть. Поэтому влечение дисциплинировалось, сублимировалось и переводилось в регистр утонченных чувств. Удовольствие, которое получал рыцарь от этой игры, заключалось не столько в сфере реализуемого, сколько в сфере воображаемого. Так рождалось явление платонической или «высокой» любви к даме, придавшей женщине новую высокую знаковую ценность. Поскольку ее глазами, ее сознанием производилась оценка мужчины, то не мог не повыситься и ее ценностный статус в глазах мужского общества.
Наконец, трансформировался и духовный
мир мужа дамы. Можно лишь догадываться
какими муками терзался муж в ходе
этой игры. Однако тот же мотив самоутверждения
заставлял если не всех, то многих, отличавшихся
разумностью, контролировать свою ревнивую
вспыльчивость. Ее проявление косвенным
образом могло запятнать
В приводимом уже резо о Гильеме
де Кабестане резонанс любовного
чувства героев был настолько
велик, что король Арагонский, чьим
вассалом был муж дамы, пошел на
него войной, отнял у него все
имущество, а самого Раймона заключил
в тюрьму. Всем дамам и рыцарям
Руссильона король повелел ежегодно
собираться у общей могилы Гильема
и его возлюбленной и отмечать
годовщину их смерти. В одной из
версий знаменитого романа «Тристан
и Изольда», обманутый король Марк
отправляется в погоню за любовниками,
осмелившимися нанести ему
Хотя преувеличивать значение нового
идеала безусловно не стоит. Родившаяся
куртуазная стилистика отношений между
мужчиной и женщиной была достаточно
хрупкой, для той эпохи она
являлась скорее регулятивным идеалом,
чаще расходившимся с жизнью, нежели
воспроизводимым в ней. Источники
сплошь и рядом говорят о физическом
насилии (не говоря уже о других формах),
даже над знатными женщинами. В «Песне
о Нибелунгах» в многочисленных
текстах рыцарской среды
И, тем не менее, этот идеал, сформировавшись к рубежу XI – XII веков в среде южно-французского рыцарства, со временем распространился в других европейских странах. При всем том, что в более поздние эпохи была развенчана и высмеяна его романтически избыточная природа, ему была суждена большая будущность в судьбах европейской культурной традиции.
Его рождение во Франции и распространение
в Европе вполне закономерно. Лежавшая
в основе куртуазной игры социально-психологическая
«интрига» могла возникнуть лишь
в соответствующем историко-
Специфика складывания феодальной элиты в Западной Европе, прежде всего во Франции, с присущими ей эгалитарными установками сознания и поведения , сделали возможным «признание» женщины. Идеал Прекрасной Дамы при всей своей избыточности, осмеянный за чрезмерную романтизацию отношений полов уже в XIII веке в знаменитом «Романе о Розе», оказался значимым культурным ориентиром для европейского мира не только в средневековье, но и в Новое время и, как это не парадоксально, в эмансипированной современности.
Проанализировав тему рыцарской культуры, мы понимаем, как сложна была ее структура. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком с историей Крестовых походов?
Военное
ремесло накладывало отпечаток
на всю жизнь рыцаря. Уже
с конца IX века по всей Европе
строились хорошо укрепленные
дома-замки, в наши дни многие
из них являются
Под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, - появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV-XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские ордена, турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.
Дать
четкое определение
Список литературы