Рыцарская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа

Описание

История средневекового рыцарства — сюжет, имеющий в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем в последние десятилетия он переживает определенный ренессанс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность рыцарства, феодальное общество……………………………11
Глава II. Рыцарские турниры.
2.1. Происхождение рыцарских турниров…………………………………….15
2.2. Образец для подражания. Рыцарские романы……………………………17
2.3. Церковь и турниры…………………………………………………………18
2.4. Турниры, как придворный праздник……………………………………...20
Глава III. Рыцарское вооружение (на примере Англии)………………………….24
Глава IV. Любовь и рыцарство……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Рыцарская культура.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

     Напротив, другое обличие позднесредневековых турниров – престижные поединки с боевым оружием, существующие на периферии обычной военной активности. Таковы нашумевшие в свое время поединки близ Кале, в марте-апреле 1390 года, когда французские рыцари Бусико, Рено де Руа и сир де Санпи в течение месяца сражались со всеми желающими.

     Одну из наиболее экзотических девиаций былых традиций рыцарских турниров явили позднесредневековые города Фландрии, Германии, Италии, падкие на идеалы рыцарской культуры и примечательным образом усматривающие в организации турниров эффективный способ демонстрации собственного богатства и самостоятельности. В Лилле или Меце, во многих итальянских городах подобные турниры были у истоков ежегодных городских фестивалей.

      30 июня 1559 года французский кроль Генрих второй бился с капитаном гвардии Монтгомери. Турнир был частью пышных празднеств по случаю двойного бракосочетания в королевской семье. Старшая дочь Генриха, Елизавета, и его сестра герцогиня Беррийская Маргарита, выходили замуж соответственно – за испанского короля Филиппа второго и савойского герцога Филиппа Эммануила. Перед схваткой Генрих схватил свой черно-белый стяг к ногам возлюбленной им Дианы де Пуатье. Черный и белый были ее цветами. Ее рыцарь сражался в ее честь. Диана впервые случайно поцеловала Генриха 33 года тому назад. Он был семилетним ребенком. Она – на двадцать лет его старше. Диана состояла в близких отношениях с его отцом, королем Франциском первым. Когда Генриху исполнилось одиннадцать, он все еще помнил о том поцелуе, и Диана пообещала королю Франциску «сделать Генриха первым среди своих кавалеров». Всю свою жизнь Генрих боготворил страстно любимую им женщину. Екатерина Медичи стала ему женой, прекрасная Диана де Пуатье – его истинной королевой.

     Сломанное турнирное копье, превратившееся в опасное оружие, пробило Генриху второму забрало и весок. Ранение оказалось серьезным. Монтгомери бежал в Англию. Екатерина Медичи тут же отправила Диане приказ вернуть подаренный ей королем драгоценности и убраться из Парижа в один из своих замков. Диана де Пуатье отвечала: «Пока в короле теплится остаток жизни, пусть мои враги узнают, что я их не боюсь и что я не подчинюсь им, пока он жив… Но если король умрет, я не хочу жить после него, и вся горечь обид, которые только возможно мне причинить, будет сладостна по сравнению с этой потерей. Потому, жив мой король или мертв, я не боюсь моих врагов». Король Генрих скончался через десять дней. Это роковое происшествие стало концом турниров во Франции.     

     Турниры предстают важнейшим элементом рыцарской культуры. Но некоторым образом они и ключ к ней – верная характеристика духовных и материальных запросов рыцарства, история его идеалов и не всегда соответствующих идеала возможностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рыцарское вооружение ( на примере Англии).

     Вся Европа снабжалась оружием из нескольких развитых центров производства. Например, германские мечи имели широкое хождение и на Руси, и в Англии. Лучшее защитное вооружение производилось в Северной Италии, где англичане заказывали массовые партии доспехов. Англичане были частыми гостями в Ордене. И могли воочию познакомиться с предметами русского вооружения. На месте битвы 1361 года при Висби (о. Готланд) были обнаружены остатки нескольких ламеллярных панцирей, видимо русского происхождения.

     Период 9-сер.13 века в Европе с легкой руки английского исследователя Клода Блэра принято именовать веком кольчуги». Кольчуга представляла главную разновидность защитного покрова. Английский материал не содержит находок кольчужных рубах от начала 12 до рубежа 13-14 веков. На нашей территории известно около полутора сотен находок кольчуг и их фрагментов рассматриваемого периода. Наиболее развитым оборонительным комплексом можно считать поколенную кольчужную рубаху с длинными рукавами, рукавицами, кольчужным капюшоном и чулками для защиты ног. В Англии подобное снаряжение сложилось к концу 12 века. В Англии  хорошо известны кольчужные капюшоны, как дополнительной защиты головы. В Эдинбургском музее, например, хранится такой капюшон конца 13-14 века. На территории Руси неизвестны находки или изображения аналогичных средств. Тем не менее в Византии они были в ходу и упоминаются даже Маврикием.

     Тактика рыцарского боя, единая для всего европейского воинства, требовала максимально надежной и полной защиты головы, способной отразить прямое попадание копья при конной сшибке. Это привело к появлению наносников, которые со временем становились все шире, а потом были заменены сплошной лицевой пластиной со смотровыми и дыхательными щелями. Изначально защита лица имела характер полумаски, доходящей до уровня рта. Подобные шлемы известны с 1110 по 1170 год. Полумаска имела вид глубоко профилированных набровных дуг, переходящих в аналогично оформленный изогнутый наносник. Наиболее древней находкой является полумаска из Вщижа, относящаяся к середине-второй половине 12 века.

     В Англии в это время распространились полностью закрытые горшковидные шлемы. На ряду с ними существовали и более легкие открытые шлемы. Топхельм тем не менее быстро превратился в основное боевое наголовье тяжелой конницы. Также существовали шлемы с подвижными антропоморфными масками – личинами, которые выступили аналогом позднейших подъемных забрал. Бытовали они в короткий отрезок времени с конца 12 по первую половину 13 века.

     Единственным средством динамической обороны выступали щиты – миндалевидные, удлиненно треугольные и круглые. Усиление доспеха, связанное с появлением полной защиты ног и глухих шлемов, привело к распространению укороченных треугольных щитов, известных в Европе с 1200-х годов. В Англии наибольшей популярностью пользовались  треугольные щиты. Наступательное вооружение полностью соответствовало защитным средствам. Вся Европа пользовалась так называемыми «романскими» мечами. Они имели длинный широкий клинок и предназначались прежде всего для нанесения удара, что было обусловлено преобладанием гибкой (кольчужной) защиты. Укол не был достаточно эффективным средством борьбы с железным защитным покровом из-за гибкости клинка и относительно широкого его окончания.

     В Англии также имело хождение другое специфическое клинковое оружие, а именно фальшион. Он отличался массивным однолезвийным клинком с выраженным расширением в сторону острия. Фальшион, как и романский меч, предназначался скорее для удара, чем для укола и был необычайно эффективен за счет смещенного баланса и усиленно рабочей части.

     Основным оружием тяжелой конницы – европейского рыцарства – было копье. В 1250-х годах «век кольчуги» закончился. На протяжении всего 13 века шел процесс усиления наступательного оружия. Мечи для удобства конного боя делались все длиннее и тяжелее. Г 1240-50-м годам появились мечи «в полторы руки», или «бастарды». Достаточно длинная рукоять позволяла наносить удары двумя руками. Более длинный и массивный клинок и возросшая в 2 раза масса увеличили разрушительный эффект меча. Данный процесс захватил всю Европу. Отметим, что одни из наиболее древних образцов «бастардов» обнаружены в Англии.

     В Западной Европе широко распространились различные виды древкового оружия. Все активнее употреблялись арбалеты (самострелы, как их называли на Руси). Все больше повышалась их мощность. Для удобства натяжения утяжеленной дуги потребовались специальные приспособления такие, как поясные крюки. Кстати, самый ранний натяжной крюк в Европе обнаружен в Изяславле в слоях 1230-х годов.

     В таких условиях гибкость кольчуги стала отрицательным фактором. Концентрированный удар, например двуручной секиры, если и не нарушал целостности кольчужного полотна, то мог привести к серьезным травмам. Потребовались новые, более жесткие защитные конструкции, выход нашелся в использовании пластинчатых доспехов.

     В некоторых регионах, например в Византии, традиции их изготовления не прерывалась с Античности. Были знакомы с пластинчатыми доспехами и в Англии. Гиральд Камбрийский писал о датчанах, напавших на Дублин в 1171 году, что они были защищены панцирями из «искусно сшитых железных пластин». Западная Европа знала многочисленные эксперименты с материалами для пластин – от рога и вываренной кожи до китового уса. Первенство закономерно осталось за сталью. Массовое применение пластин началось при поиске способов защиты суставов, наиболее уязвимых для раздробляющего воздействия оружия. Первые монолитные створчатые конструкции, столь популярные впоследствии в 1240-50-х годах появились в Европе изначально в качестве наколенников. При этом на Руси раньше, чем где бы то ни было используются летные наручи.

     В середине 13 века усилилась и защита корпуса. Входит в употребление так называемая «бригандина». Она формировалась пластинами, зафиксированными с помощью заклепок на изнанке тканевой несущей основы доспеха.

     С этим доспехом Европу, видимо, познакомили монголы, которые, в свою очередь, вывезли его из Китая. Новая идея упала на благодатную почву: Европа имела давнюю традицию драпировки доспехов тканью. К началу 14 века из 10 доспехов 9 были бригандинными, все остальное приходилось на долю кольчуг и иных прикрытий. Конструкция бригандины оказалась настолько удачной, что в такой манере стали изготавливать практически любые элементы защитного снаряжения – наручи, поножи и даже бармицы. Наиболее ранние английские изображения бригандин относятся ко второй половине 13 века. Это надгробие неизвестного рыцаря из Уорчестершира и Гилберта Маршалла графа Пемброка из Лондона.

     Русский пластинчатый доспех оказывал несомненное влияние на вооружение западных соседей, что отражено рядом рыцарских надгробий, скульптур и памятников станковой живописи. Введение жестких пластинчатых конструкций, очевидно было повсеместным и практически единовременным процессом. В некоторых регионах он начался раньше. Тем не менее это был единый общеевропейский процесс, результат единых тенденций в развитие военного дела и единого движения производительных сил.

     Необходимость усиления защиты, естественно, коснулась и боевых наголовий. В Европе предпочтение все чаще отдавалось шлемам обтекаемых очертаний. Выпуклые или наклонные поверхности наиболее эффективно создавали отражающий момент, противодействуя тяжелому оружию. К концу 13 – в 14 веке все большую популярность завоевывают открытые шлемы или шлемы с улучшенным обзором: В Англии куполовидный бацинет, который в последствии оснастили подвижным забралом. Ограниченное хождение имели, видимо, и шлемы с полными наносниками. В Англии использовались шлемы с полями – «шапель – де- фер», которые надежно прикрывали лицо от секущих ударов, однако оставляли открытой шею и основание черепа. Для защиты этих участков со второй половины 13 века вошли в употребление боевые ожерелья «горжет» с высокими воротниками той или иной конструкции.

     Вооруженный описанным образом рыцарь был трудно уязвим для холодного оружия. Поэтому все большее значение приобретает колющее оружие. Главной целью становилось отныне горло, подмышки, локтевые сгибы, подколенные впадины, основания стоп и оборотные стороны кистей рук. Кольчуга же гораздо хуже сопротивлялась уколам. Все большее распространение получает ударно-раздробляющее оружие, которое даже не пробивая защитный покров, приводило к контузиям и переломам. В результате к 14 веку появляется несколько групп наступательного оружия, способного эффективно поражать любое защитное снаряжение.

     Итак, коренное различие внешнего облика английского и русского вооружения можно констатировать не ранее второй половины 13 века. Англия, как и вся Европа, стремилась к созданию все более полной и непроницаемой защиты, что привело к появлению в конце 14 века сплошного латного доспеха, который развился в последствии в «готический» доспех 15 века.

     В 15 веке приоритет стал отдаваться восточным системам воинского убранства. При этом нередко использовалось европейское наступательное оружие. Огнестрельное оружие вообще шло в ногу с европейским, особенно после создания Оружейной палаты. В Европе, в том числе в Англии, продолжали проявляться некоторые традиционные тенденции. Например, имеется серия саладов со сфероконической тульей и приклепанным отдельно навершием. Тем не менее такие характерные черты, как навершие и сфероконическая геометрия, ясно оказывают на продолжение некой более древней традиции, которая могла прийти с Востока Европы.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Любовь и рыцарство.

В 12 веке в Южной Франции стал развиваться новый вид поэзии – короткие, лирические и технически сложные стихотворения, повествующие о глубоко личном, особенно о любви мужчины и женщины.

     Поэтов средневековой Франции, писавших о любви и рыцарстве, называли трубадурами. Чаще всего аристократы по происхождению, они писали на языке langue d’oc (группа средневековых диалектов южной Франции, составивших современный провансальский) и создали поэтический стиль, резко отличавшийся от принятого на севере эпического стихотворчества. Однако, благодаря браку Элеоноры Аквитанской (отцом которой, кстати, был трубадур) с Людовиком седьмым в 1137 году. Лирика, воспевающая романтические отношения среди знати, стала распространяться на всю территорию Франции  и за ее пределами.

     Новое виденье любви.

     Хотя этот жанр поэзии был предназначен главным образом для развлечения наиболее состоятельных сословий, стихи отражали поведенческие нормы и устои общества. Браки, часто заключавшиеся по расчету, чтобы породнить знатные семейства, давали супругам немного возможностей проявить истинную любовь страсть друг к другу. Кроме того, шевалье часто отправлялись на войну, оставляя жен в одиночестве, тоске и острой потребности в любви и ласке.

Информация о работе Рыцарская культура