Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:33, курсовая работа
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Введение 2
1. Роль образования в развитии российского общества 4
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования 5
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации 6
2. Государство и образование 9
2.1. Федеральная программа развития образования.
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы реформирования
системы образования 18
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение 37
Список использованных источников 40
Содержание
Введение
1. Роль образования в развитии
российского общества
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации
2. Государство и образование
2.1. Федеральная программа
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы
системы образования
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
Актуальность темы. Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию – формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию [7, с. 60].
Цель и задачи курсовой работы:
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать социальную политику РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
В конечном счете, нашей
основой задачей будет являться
разрешение следующего вопроса: необходимы
ли отечественной системе
1. Роль образования
в развитии российского
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика
России, отражая общенациональные интересы
в сфере образования и
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования
Школа - в широком смысле
этого слова - должна стать важнейшим
фактором гуманизации общественно-
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации
Социально-экономические преобразования в России конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
2. Государство и образование
2.1. Федеральная
программа развития
Государственные и социальные гарантии обучающимся
В целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы [3, с.5].
Основной стратегической целью Программы стало обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Согласно срокам реализации Программы, в 2010 году реализуются мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 61952,35 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 45335,02 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 12501,74 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 4115,58 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально экономической эффективности - по 60 процентам образовательных дисциплин будут разработаны и внедрены новые стандарты общего образования
количество программ профессионального образования, получивших международное признание, увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2005 годом
доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом
изменения в системе
дополнительного образования вз
прогнозируется повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до уровня, являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (сейчас Россия занимает 30-е место)
доля иностранных учащихся в системе среднего и высшего профессионального образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, увеличится с 0,9 до 1,6 процента
доля учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена, увеличится с 40 до 90 процентов
доля учебных заведений,
реализующих программы
увеличится доля средств, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций на финансирование образования, в общей сумме расходов на образование по сравнению с 2005 годом.
Будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:
- распространения различных
моделей образования детей
- создания общероссийской
системы оценки качества
- опережающего развития
общенациональных
Основным условием усиления
политической и экономической роли
России и повышения благосостояния
ее населения является обеспечение
роста конкурентоспособности
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до конца 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования; - обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной
привлекательности сферы