Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Содержание

Введение 2
1. Роль образования в развитии российского общества 4
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования 5
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации 6
2. Государство и образование 9
2.1. Федеральная программа развития образования.
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы реформирования
системы образования 18
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа система образования.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

разработка концепции  и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;

совершенствование системы непрерывного образования;

организация подготовки и издания  учебной, научной и методической литературы;

организация централизованного обеспечения  фондов библиотек системы образования  за счет средств бюджетов всех уровней;

организация производства учебного и  научного оборудования, приборов и  средств обучения различного назначения;

развитие материально-технической  базы, энергосберегающих технологий;

развитие полноправного партнерства  российской системы образования с системами образования иностранных государств; участие в формировании единого образовательного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;

безусловное исполнение органами государственной  власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений программы;

функционирование системы образования  в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

возрастание роли государства в  сохранении единого образовательного пространства;

введение и реализация федеральных  и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;

учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;

создание государственной  аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

повышение качества и объективности  государственной аттестации научных  и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;

функционирование государственной  и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и  официального рабочего языка Организации Объединенных Наций,

обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;

укрепление производственной и  издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;

введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;

создание условий для  повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

государственная поддержка  научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

реализация региональных и отраслевых программ развития образования  как составной части программы,

совершенствование организации  учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

осуществление в системе  образования мероприятий по значительному  повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;

привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе  внебюджетных средств;

целевое обеспечение  обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования,

реализация мониторинга  состояния образования и создание системы образовательной статистики;

функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;

реализация международных  договоров Российской Федерации  о взаимном признании документов об образовании;

расширение масштабов  обучения иностранных граждан в  образовательных учреждениях Российской Федерации,

контроль ассортимента игр и игрушек для детей  на основе психолого-педагогической, морально-этической  и санитарно-экологической экспертиз [2, с. 294].

Федеральная программа  «совершенствования» предлагает признать некачественной отечественную систему  подготовки педкадров. Британский совет  и Институт Гёте объявили, что собираются развернуть в России систему переподготовки наших учителей. Если это подготовка по языку и культуре – прекрасно, но чему они будут учить российских учителей в методике, педагогике, психологии, и вообще в профессии учителя? В «Стратегии модернизации содержания образования» (январь 2001 г.) поставлена задача: «Осуществить переход на сопоставимую систему показателей качества образования» Но что подразумевается под «мировой системой»? В мире, то есть в разных странах, она разная. Например, общеизвестно, что наши учащиеся 8-9-х классов, приезжая в Америку, выполняют задания за учеников 11-го класса, удивляясь их примитивным знаниям. Таким образом, несмотря на то, что сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающих ее от систем этой сферы Европы и США [8, с. 90].

В государственной политике в области образования остаются незыблемыми две основные позиции: 1) организационная – образование  в основе остается бесплатным, и  школьное, и высшее, при том, что есть доля платного; 2) и если брать с содержательной стороны, то образование у нас – и школьное, и высшее – будет строиться на единых стандартах образования, его системности и фундаментальности.

Исходя из первой позиции  государство должно решить прежде всего вопрос о бюджетном финансировании образовательных учреждений.  
С 1 января 2004 г. все школы переведены на федеральный бюджет. То есть, деньги должны поступать через казначейства прямо на счет школы. На государственный уровень перешли зарплата и учебные расходы. А содержание школы, коммунальные расходы, ремонт остались местным властям. Учитывая то, что в разных регионах уровень доходов очень различается, поэтому базовый норматив финансирования школы устанавливается федеральным центром.

В начале 90-х годов  школьные программы подверглись  существенной модернизации. Новые программы  предусматривают:

приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда  на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

приобретение опыта  умственного и физического труда  для формирования основных навыков  интеллектуальной деятельности и личной гигиены;

приобретение опыта  творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности;

При переходе на новые  программы предполагается, что учащиеся должны получать равную стартовую общую  подготовку. В то же время единый общеобразовательный уровень рассматривается  лишь как минимальный.

Заметно изменились программы начальной школы. Они стали более насыщенными и вариативными. В Москве действуют две базисные программы для начальной школы: четырех- и трехлетней начальной школы.

Если в младших классах  преобладает обязательный учебный  материал, то в старшей средней школе, напротив, усиливается диверсификация программ.

Реформа программ предусматривает  сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предусмотрено построение программ с тремя компонентами: общегосударственный стандарт, региональный стандарт, школьный стандарт.

Школы не имеют права  сокращать общегосударственный  стандарт.

В региональном компоненте учитываются специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного города. Так, в Москве региональным стандартом предусматривается изучение курса «Москвоведение».  В национальных республиках и образованиях региональный стандарт включает изучение русского языка как иностранного наряду с западноевропейскими языками, местной истории, географии, литературы.

Школьный стандарт означает по крайней мере два пути корректировки  программ: введение элективных курсов и включение учебного материала  с учетом особенностей этнического состава школы. Так, в Москве некоторые средние учебные заведения при обязательной подготовке углубленно изучают физико-математические дисциплины, а в качестве факультативов вводят предметы, связанные с музыкой и искусством. Другие московские школы (русско-немецкие, еврейские, татарские и пр.) в качестве школьного стандарта предлагают изучение соответствующих национальных языков и культуры.

В марте 2004 г. разрешилась  одна из самых мучительных проблем  российского образования: в течение  более десяти лет Госстандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования, Российской академией наук, ведущими вузами, школьными педагогами и методистами. Теперь он утвержден. Российские школы перешли на него в сентябре 2006 года.

По словам чиновников, новый стандарт позволил в среднем на 20 процентов разгрузить школьников за счет перераспределения информации, которая дублировалась в содержании разных предметов: к примеру, одни и те же темы изучались на уроках обществознания и истории. Вместе с тем увеличились часы на иностранные языки (теперь их преподают со второго класса), информатику. В школьную программу ввели основы экономики и права. Стало больше и часов на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» и обществознания. В старших классах продолжается изучение русского языка. Кроме того, в рамках новых стандартов ученики занимаются физкультурой не два, а три раза в неделю.

Новое содержание образования вызвало ожесточенные споры в обществе. Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться, что закон «О государственных образовательных стандартах», который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон «Об образовании»: в нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно Правительство, а не Дума.

В конце декабря 2003 года коллегия Минобразования решилась на отчаянный шаг: одобрила федеральный  компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовала министерству утвердить его. Все затаили дыхание: ведь министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива Правительства! И всё же 9 марта он был утвержден приказом Минобразования.

Что такое федеральный  компонент государственного образовательного стандарта? Он составляет 75 процентов от всего содержания образования. Это, грубо говоря, то, что обязаны изучать все школьники России. Процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10 процентов каждый. Одним из ключевых нововведений Госстандарта является переход с недельного планирования учебной нагрузки на годовое. Это позволит более объективно оценивать знания учеников.

Информация о работе Система образования