Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Содержание

Введение 2
1. Роль образования в развитии российского общества 4
1.1 Российское образование и тенденции мирового развития 4
1.2. Новые социальные требования к системе
российского образования 5
1.3. Состояние российской системы образования
и необходимость ее модернизации 6
2. Государство и образование 9
2.1. Федеральная программа развития образования.
Государственные и социальные гарантии обучающимся 9
2. 2. Мероприятия программы реформирования
системы образования 18
2.3. Результаты введения единого государственного экзамена 27
3. Структура системы образования Республики Мордовия 35
Заключение 37
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа система образования.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

РГ: В новом качестве вы уже подписывали документы о лишении какого-либо вуза лицензии?

Глебова: Конечно.

РГ: По словам министра Фурсенко, только 15 процентов дипломов сегодня гарантируют качественное образование. Означает ли это, что только 15 процентов вузов у нас хорошие, достойные?

Глебова: Скажу так: если в школе десять двоек, значит, школа плохая? Или, может быть, в ней все-таки более требовательно подходят к процессу образования? Или, может быть, набор учеников с их индивидуальными способностями разный? Никогда никакой прямой зависимости между индивидуальными достижениями выпускника, студента и качеством образования в целом в образовательных учреждениях проводить нельзя…»

 

 

 

3. Структура системы образования Республики Мордовия

 

Система образования  Республики Мордовия состоит из 228 учреждений дошкольного образования, 555 общеобразовательных учреждений (из них: 554 – муниципальные, 1 – государственное), 26 учреждений начального профессионального образования, 19 учреждений среднего профессионального образования, 3 учреждений высшего профессионального образования и 6 филиалов аккредитованных высших учебных заведений Российской Федерации, 15 учреждений интернатного типа; 68 учреждений дополнительного образования.

В отрасли работает более 20 тыс. педагогов. Из них 3 человека имеют  звание «Народный учитель Республики Мордовия», 119 человек – «Заслуженный работник образования Республики Мордовия», 149 человек – «Заслуженный учитель  Республики Мордовия».

Общая численность детей, воспитывающихся и обучающихся в учреждениях образования Республики Мордовия, - 110 тыс. человек. 
Республика активно участвует в реализации приоритетного национального проекта «Образование». За три года более 200 школ победили в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, всех уровней. Более 700 лучших учителей стали обладателями грантов Президента РФ, Главы Республики Мордовия, Глав муниципальных образований. Поощрение получили лучшие представители талантливой молодежи. Учителя, выполняющие функции классного руководителя, стали получать дополнительное вознаграждение из федерального бюджета. ГУ НПО «Профессиональный лицей № 21» в 2007 г. и ГОУ СПО «Саранский государственный промышленный экономический колледж» в 2008 г. стали победителями конкурсного отбора по направлению «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в ГОУ НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы».

В школы поступило современное учебное и учебно-наглядное оборудование, компьютерная техника, 100 % школ подключено к сети Интернет. Закуплено 106 автобусов.

С 2007 г. в системе общего образования реализуется комплексный  проект модернизации образования, в  рамках которого из федерального и республиканского бюджетов за два года выделено 939174,5 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение приведем слова  академика РАО Александра Новикова: «Система образования по своей природе  консервативна. Она не может и не должна «шарахаться» из стороны в сторону в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Ведь в конечном счете за весь ХХ век в школах всего мира появился один новый предмет – действительно объективно необходимый – информатика.

И педагогический корпус системы народного образования, обладая здравым консерватизмом, зачастую вместе с общественностью, с экономическими и другими структурами, когда сознательно, когда неосознанно блокирует большинство «реформ». В российском образовании многое надо менять, но менять не столько в содержательном плане, сколько в организационном. Причем менять не спонтанно, а взвешенно» [1, с. 41].

Острой является также  вышеупомянутая проблема финансирования образования в России. Сейчас даже реальное увеличение финансирования образования в 2-3 раза уже не может поднять престиж профессии до прежнего уровня, хотя и позволит существенно улучшить материальное положение педагогов. Не произойдет и резкого притока молодежи. Здесь действительно нужна продуманная государственная программа привлечения молодых кадров в эту сферу, причем необходимо комплексное решение вопроса, начиная с хорошей зарплаты и заканчивая обеспечением жильем и достойной пенсией. Необходимо также повысить авторитет и общественный статус педагогического работника.

Необходимо реформировать  всю систему образования, начиная  с дошкольного, заканчивая высшим и  послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных  программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования.

Первоочередными мерами должны стать:

оказание государственной  поддержки высшим и общеобразовательным  учреждениям по приобретению лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

внедрение в образовательных  учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети "Интернет";

переход на новую систему  оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение  качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

оказание государственной  поддержки способной и талантливой  молодежи, включая предоставление грантов  для школьников, студентов и молодых  специалистов.

Задачи обеспечения  качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.

Школьные реформы должны, прежде всего, отвечать определенным целям  в образовании. Например, реализовать конституционное право граждан на качественное образование, независимо от места проживания, дать гарантии общедоступности и бесплатности школьного образования, кардинальным образом улучшить систему финансирования и т.д. Проводить же реформы ради реформ, чтобы к следующему юбилею выдвинуть лозунг «250 лет борьбы и побед», как это было к 200-летию Министерства образования, нецелесообразно.

В целом по исследованию нами были сделаны следующие выводы:

в РФ сегодня создана  прочная, актуальная нормативно-правовая база для осуществления политики в области образования основой, для которой является закрепленные Конституцией РФ гарантии;

принципы государственной  политики в области образования  основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением;

развитие науки и  связанных с ней технологий производства требует реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, компьютеризацию процесса образования;

Федеральная Программа  развития образования является одним  из основных инструментов практической реализации большинства направлений  современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее;

прежде чем приступать к введению в школах России ЕГЭ, необходимо провести полный объективный анализ всех последствий данной реформы.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы».

4. Вагиков В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 2 января. – С. 39-41.

5. Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.

6. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. – М., 1998.

7. Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 82-88.

8. Мария Агранович // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4696 от 1 июля 2008 г.

9. Мысляков С. «Мильон терзаний» выпускника // Российская газета. – 2004. – 26 марта. - № 61. – С. 27.

10. Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.

11. Подласый И. Какая школа нужна России? // Народное образование. – 2003. - № 8. – С. 89-95.

12. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005. - 493 с.

13. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.

14. Филиппов В.М. «Мы расходуем на образование больше, чем на оборону» // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 20 октября. – С. 54-55.

15. Шиц М. Стандартные парадоксы // Российская газета. – 2004. – 10 марта. - № 47. – С. 2.

16. Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 9-15.

17. http://catalogue.mordovia-business.ru/education_culture/index.php




Информация о работе Система образования