Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.
Глава I. Этапы становления народного театра.
Термины
«театр», «драма» вошли в русский словарь
лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал
термин «комедия», а на всем протяжении
века –«потеха»
(Потешный чулан,
Потешная палата). В народных же массах
термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» –
«игрище», «игра». В
русском средневековье были распространены
синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные
игры. Потехами называли и всевозможные
диковинки, привозившиеся иностранцами
в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами
называли и воинские занятия молодого
царя
Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры
скоморошеские»,
«пировальные
игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли
и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное
значение имеет «игра» в отношении музыкальных
инструментов: игра в бубны, в сопели и
т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной
драме сохранились в народе вплоть до
XIX – XX веков(Интернет)
Фольклорный театр — наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство. Оно включает совокупность театральных явлений в фольклоре — разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.
Наряду с понятием «фольклорный театр» в литературе часто встречается и даже преобладает термин «народный театр».
Народным театром и в прошлом, и в наши дни называют не только специфический по условиям возникновения, бытования и репертуару фольклорный театр.
Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.(Некрылова, Савушкина)
Понятие народный театр в какой-то мере условно. Прежде всего оно никак не соотносится с «театром» в современном смысле слова. Ведь театром называют сложный организм, создающий спектакли, произведения искусства, в которых синтезируется творчество драматурга, режиссера, актеров, композитора, художника, наконец, технического состава театра (гримеров, костюмеров, осветителей и т. д.)
Народным театром, помимо фольклорного, называют еще и непрофессиональный театр, в котором исполнителями и зрителями являются представители трудящихся классов.(Савушкина)
В истории сохранилось мало сведений о первобытной русской культуре: христианство, ставшее главной религией в России, боролось с язычеством, уничтожая его культурные памятники. Тем не менее, язычество сохранило свои рудиментарные проявления во многих областях культуры и искусства, в т.ч. и адаптировавшись к православной религии и закрепившись в ней в виде символов, ставших канонически христианскими.
Театр
в своих ритуально-обрядовых
Пратеатральные мистерии на Руси, как и везде, проводились под руководством посвященного: жреца, шамана, волхва, кудесника (позже трансформировавшегося в скомороха и ставшего отдаленным предком современного режиссера). Они пользовались большим авторитетом – от них зависело благополучие общества. Опахивание деревни или окуривание живым (добытым с помощью трения) огнем проводились в случае падежа скота (в христианской традиции они заменены крестными ходами). Весенним ряженьем в медведя отмечались т.н. комоедицы, праздник пробуждения медведя, олицетворявшего бога скота Велеса и отвечавшего за благополучие домашних животных (отголоски этого действа сохранились в театрализованных празднованиях православной Сырной седмицы, т.е. Масленицы). В начале жатвы проводились массовые обряды с жертвоприношениями, посвященные божеству лета Купале и богу солнца Яриле (в христианской традиции праздник переосмыслен как день Ивана Купалы и посвящен Иоанну Крестителю).
Из таких обрядовых действ родилась линия развития русского театра как театра фольклорного, народного, представленного во множестве форм – кукольного театра (Петрушка, вертеп и др.), балагана (раек, медвежья потеха и др.), странствующих актеров (гусляры, певцы, сказители, акробаты и др.) и т.д.
История русского театра делится на несколько основных этапов.
В
данной работе мы возьмем за основу
классификацию, разработанную Н. И. Савушкиной,
которая выделила 2 основных этапа в рвзвитии
народного театра: игрищный и «собственно театральный» («ярморочной»). И рассмотрим
формы бытования народного театра, в которых
он развивался на протяжении этих двух
этапов.
1. Формы бытования народного театра.
1.1.Начальный ( или игрищный этап).
Зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. (нэт)
1.1.1. Первой формой на данном этапе можно обозначить драматическое искусство сказочников. Это одна из самых традиционных областей драматического исполнения в фольклоре. Мастерство устного повествования всегда необыкновенно ценилось в народе. Во все времена существовали замечательные сказочники и рассказчики былей и небылиц, изображавшие «в лицах» описываемые в них события.
Итак, очевидно, следует выяснить, все ли «сказочники» разыгрывали сказки, все ли сказки могли быть «разыграны», драматизированы.
Первый вопрос связан со средой бытования сказки и ее функциями в быту. Сказка- один из тех жанров фольклора, который, будучи уже давно непродуктивным (т. е. не накапливающим новых сюжетов), продолжает благодаря своей идейно-эстетической ценности сохранять значение в духовной культуре народа. В старину рассказывание сказок (как и исполнение былин) происходило в основном «на миру» и имело глубокий познавательный, нравоучительный, сатирический и даже магический характер. Следует предположить, что любой «настоящий» сказочник в присутствии слушателей стремился к «исполнительскому» впечатлению. Сказочнику надо было изобразить действие, вернее, героя в действии, его состояние через действие, а также обстановку действия. Всякой сказке, даже внешне неторопливой, обстоятельной, волшебной, присущ внутренний динамизм развития сюжета. И всем сказкам присущи так же общие принципы ее драматизации. Они идут в основном по трем направлениям: изображение состояния персонажей, их переживаний при помощи жеста, мимики и интонации, частичное воссоздание обстановки действия при помощи жеста. Кроме того, в интонации сказочники пытались передать свое отношение к происходящему.
Было замечено, что сказочники на протяжении повествования не сохраняли единого представления о воображаемой окружающей обстановке. Обстановка действия определяется при помощи указательного (изобразительного) движения или жеста лишь применительно к конкретной ситуации сказки. Находясь все время на одном месте и только мысленно следуя за своими героями, сказочник помещал их то в царский дворец, то в дремучий лес.
Наиболее характерным явлением для исполнения сказки представляется создание в процессе ее рассказывания драматизированного образа, который будучи целиком раскрыт в тексте, получает, тем не менее, «объемность» - особую человеческую убедительность. При исполнении сказки отсутствуют костюм, грим, маска, реквизит. Рассказчик остается самим собой и в то же время частично перевоплощается в своих героев.
1.1.2. Разыгрывание хороводных песен.
Драматизация исполнения присуща и многим народным хороводным песням, вследствие чего их называют также игровыми. Хороводы занимали важное место в народном быту.
Хороводы издавна водили весной на ближайших к деревне полянах, на широких деревенских улицах как в будни после работы, так и в дни традиционных весенних праздников – в Егорьев день, на Николу-вешнего, в Семик и Троицын день (так называемые «большие хороводы»). С течением времени они начали исполняться летом, осенью и даже зимой в избах на святочных вечорках. Идти «в хоровод» ( так называлось, помимо конкретной игры, и все праздничное сборище молодежи) полагалось в лучших праздничных нарядах. Здесь демонстрировался и достаток семьи, и вкус, и «рукодельность» девушек-невест, их умение держаться в народе. Большие хороводы выполняли определенную общественную роль, были своеобразными «смотринами». Здесь в соответствии с обычаем происходили встречи и знакомства девушек и парней, определялись будущие супружеские пары. Этому способствовали и сами песни, преимущественно веселые, пронизанные радостным ощущением пробуждения и расцвета природы и всего живого, зарождения любовных чувств. Не случайно подавляющее большинство хороводных песен имеет любовную, брачную, семейно-бытовую тематику.
Информация о работе Современное состояние народных театров в России