Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.
Слово скоморох пришло на Русь в XI веке, вместе с первыми переводами греческих текстов на древнеславянский язык, сделанными в Болгарии. Надо отметить, что к этому времени у нас уже существовало довольно много слов, примерно равнозначных новому. Это игрец, глумец, глумотворец, прелестник, смехотворец и др. Все эти слова употреблялись и позже, когда в полную силу вошло слово скоморох.
Основная масса документальных свидетельств о скоморохах говорит о них как об участниках всевозможных праздников и обрядов, имевших очевидную связь с язычеством. Как известно, с принятием христианства Русь вступила в длительный период двоеверия. Язычество не только не было сразу ликвидировано, но местами продолжало существовать почти официально. Не имея сил справиться с язычеством в открытой борьбе, христианство стало на путь подмены собой старых верований. Церкви строились на местах поклонения языческим богам; основные моменты христианского календаря приурочивались к календарю народному. Так новая религия пыталась превратить народные праздники в свои. Но традиции старых верований оказались очень живучими и в виде пережитков язычества оставались в сознании людей до новейшего времени.
Наиболее
активно остатки языческих
Тесная
связь скоморошества с
Роль скоморохов в развитии театра в более поздний период была разнообразной. Скоморохи делились на несколько категорий. Были среди них такие, что жили при дворах князей, бояр и т.д. Их принято называть «дворовыми», или «придворными». Чаще всего они были как бы штатными потешниками, шутами. Такие скоморохи не оставили заметного следа в развитии народного искусства.
Остальные скоморохи в свою очередь делились на две большие группы: оседлых и странствующих, или бродячих. Оседлые жили в городах, селах, деревнях. Главное поле их деятельности — народные праздники и обряды. В остальное время такие скоморохи мало отличались от прочих жителей. Среди них были мелкие землевладельцы, ремесленники, даже торговцы. Но основная масса оседлых скоморохов (это четко зафиксировано документами) принадлежала к беднейшим слоям населения.
Прекрасно зная традиции праздничных игр и обрядов, оседлые скоморохи были незаменимыми участниками каждого праздника и обряда. Именно скоморох был тем человеком, вокруг которого на игрище разворачивались главные события. Он организовывал самые различные праздничные «мероприятия», в том числе и такие, которые постепенно превратились в сцепки и затем в спектакли народного театра.
На долю оседлых скоморохов следует, таким образом, отнести активную роль в превращении элементов театра на праздниках и в обрядах в народный театр живого актера.
Бродячие
скоморохи действовали вне
Разные условия, в которых приходилось действовать оседлым и бродячим скоморохам, породили значительные различия в характере их творчества и сказались па итогах их деятельности. Если оседлые были активными участниками процесса становления народного театра живого актера, то бродячие оказались почти монопольными хозяевами таких форм, как «театр Петрушки», «медвежья потеха» — форм мобильных, дающих возможность устраивать представления без долгих приготовлений, в любых условиях и в любое время.
Несмотря па жестокую борьбу церкви против скоморохов, они пользовались постоянной любовью народа. Скоморохи были музыкантами, песенниками, плясунами, рассказчиками сказок, исполнителями былин и т. д. Старинные документы дают основание говорить, что деятельность скоморохов особенно активизировалась в моменты обострения классовой борьбы. В творчестве скоморохов отражались настроения и надежды народа, боровшегося за свою свободу. Тексты перечисленных М. Горьким лицедейств до нас, к сожалению, не дошли. Но известны другие описания скоморошьих игрищ, в которых откровенно и недвусмысленно выражено отношение простого народа к своим притеснителям.
Помещика, пишет автор публикации, скоморохи изображали «толстяком с огромным брюхом». Два других скомороха, в лохмотьях и лаптях, гоняли толстого помещика из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают!» Похожие сценки разыгрывались с купцом и воеводой. Купец считал деньги, «представляемые камешками». Другие скоморохи начинали «теребить его, выгребали у него из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар, делись с нами, с голытьбою!"». Воевода наряжался в высокую шапку из дубовой коры, садился па колоду, подбоченивался и «распускал губы». Двое скоморохов сначала «униженно ему кланялись», подносили подарки. Воевода их бранил. Потом появлялись два других скомороха, садились воеводе па плечи и начинали его «тузить, приговаривая: "Ой, боярин, ой, воевода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать!.. Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой!"».
«Пробуждая в народе недовольство настоящим порядком, скоморохи поддерживали в нем желание лучшего...» — так завершается итог любопытный рассказ о скоморошьих игрищах.
Народная любовь к скоморохам зафиксирована и устным народным творчеством. О них сложены песни, о них рассказывают былины. В «Песне о госте Терентьище» скоморохи помогают обманутому мужу проучить неверную молодую жену. В былине «Вавило и скоморохи» крестьянин Вавило отправляется вместе со скоморохами «переигрывать» злого царя Собаку; от их игры царство Собаки «сгорело с краю и до краю» и место злого царя занял справедливый и добрый крестьянин Вавило.
В Древней
Руси были известны ремесла, связанные
с искусством: иконописцы, ювелиры,
резчики по дереву и кости, книжные писцы.
Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения,
музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы.
Но они расценивались лишь как забавники,
потешники, «веселые ребята». http://www.krugosvet.ru/enc/
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.
Действия,
производимые скоморохом во многом сходны
с западноевропейскими
1) русское скоморошество устраивало свои представления в обстановке гораздо большего противления со стороны официальной церкви, причиной чего служило отмеченная ранее бинарность русской средневековой культуры;
2) как следствие этого, существовала большая дистанция между скоморохом как устроителем зрелища и публикой как наблюдателем; и при открытом народном одобрении и явной поддержке, в праздничные дни, когда начиналось «ногам скакание, хребтам вихляние», разница между скоморохом и народом была весьма ощутима.
Сущность
скоморошеских действий направлена
на деструкцию порядка и стабильности,
выступающих в обличье
Если
в XI—XVI веках со скоморохами боролась
главным образом церковь, то в XVII
веке в борьбу против них активно
включилось и государство. В 1648 году
появляется грозный указ царя, запрещающий
скоморошьи игры на территории всей страны
и предписывающий бить ослушников батогами
и ссылать в «украйные городы за
опалу». Но и подобные меры
не искоренили скоморошества.(интернет,
10)
Глава
II.
Современное состояние
народных театров в
России.
2.1. Формы бытования народных театров в современном состоянии в России.
Просуществовав относительно недолго, народные представления, городские и ярмарочные гулянья все же оставили в памяти нескольких поколений неизгладимый след и отразились на творчестве многих людей искусства. Но и для тех, кто не имел счастья видеть эти праздники в живом бытовании, они служат бесценным источником тем, образов, приемов, являются сокровищницей народного юмора, примером утраченного смехового отношения к себе и к жизни, своеобразной культуры и эстетики смеха, которой так недостает сегодня.
Возросший
в наши дни интерес к народным
театральным традициям
Фольклорное направление вновь начало набирать обороты после возникшего в 60-е годы так называемого «Молодежного фольклорного движения», которое сформировалось в рамках новой фольклорной волны в России. Понятийный срез данного явления восходит к феномену молодежной субкультуры. В нашей стране проблема молодежной субкультуры была осознана в 1960-е годы в связи с появлением рокеров и, следом, клубов самодеятельной песни (КСП). Фольклорное движение оформилось позже - в 1980-е годы, когда интерес к традиционному фольклору охватил достаточно широкие массы городской молодежи, выйдя за пределы узкого круга профессиональных деятелей. Оно выглядело как противодействие субкультурам, возникшим в рамках глобальных трендов (хиппи, рокеров и др.), поскольку было нацелено на освоение этнокультуры в ее локальных вариантах. Фольклорное движение стало называться «молодежным», поскольку с понятием «молодежности» связывалось все новое, в известной мере противостоявшее культурным образцам, которые пропагандировались официальными институтами. В возрастном отношении оно было не столь однородным как другие молодежные субкультуры: при явном преобладании молодежи, в нем участвовали и дети и люди, приближающиеся к зрелому возрасту.
Информация о работе Современное состояние народных театров в России