Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.
Наряду с брачной тематикой исконными для хороводных считаются песни трудового, «производственного» содержания (охотничьи, скотоводческие, земледельческие, ремесленные), имевшие в давние времена вместе с сопровождавшими их игровыми действиями обрядовое магическое значение. Участники их воспроизводили при помощи условных движений и жестов охоту на различных животных («Заинька»), возделывание и обработку злаков и овощей («Мак растить», «А мы просо сеяли», «Ленок», «Вейся ты, вейся, капустка»), прядение и ткачество («Я основушку сную», «Шили – брали ковер»).
Помимо хорового исполнения песни и воспроизведения ее в действии всеми участниками одновременно, известны и другие формы музыкально-драматического и хореографического исполнения: два полухора, идя поочередно навстречу друг другу, обмениваются репликами; хор и солист поочередно поют; группа солистов в центре круга разыгрывает содержание песни, при этом играющие поют вместе с хором либо включаются только в диалог, поют и произносят свои реплики.
Таким образом, существует много видов и разновидностей хороводных игровых песен, отличающихся как по настроению, так и по типу игрового действа, степени драматизации текста.
При анализе текстов хороводных песен, их сюжетно – композиционные и стилевые особенности, как правило, рассматриваются в связи с игровым воплощением.
Наибольшей драматизацией обладают любовные и семейно-бытовые хороводные песни, отражающие бытовые явления русской патриархальной деревни. При помощи условных движений жестов, мимики исполнители в центре круга изображают не только действия, но и взаимоотношения героев к песне – молодца и девушки, девушки и ее родных, молодой жены и семейства мужа.
Драматизированное исполнение хороводных песен, как и сказок, неравнозначно тексту произведения, оно сопровождает лишь отдельные его эпизоды. По характеру действие условно, движения и жесты исполнителей плавны, ритмичны, слажены. Основным «реквизитом» служит платочек, который может обозначать и постелюшку, и изголовьице, и плеточку.
Драматизированное исполнение сказки, игровой хороводной песни обладает лишь простейшими элементами театрального искусства. «Действование» исполнителей в художественном образе ограниченно отдельными игровыми ситуациями, эпизодами, составляющими лишь часть сказочного эпического повествования или песни. Сюжеты и сама словесная ткань исполняемых произведений, естественно, шире этих моментов. Сказочники или участники хороводов не пользуются специальными костюмами, гримом, реквизитом. Перевоплощение достигается исполнительскими средствами, типичными для народного искусства – мимикой, условным жестом и движением. Но, вместе с тем, эти театральные элементы представляются значимыми в общей системе приемов и средств народного театра, являются ее существенной частью, имеют ярко выраженную эстетическую функцию.
1.1.3. Театральные элементы народных календарных обрядовых игр.
Ближайшими предшественниками развитой народной драмы и ее театральных представлений являются народные обрядовые и необрядовые игры, в которых явственно прослеживаются элементы не только драматизации, но и театрализации (костюмы, маски, грим).
Наиболее распространенным, массовым видом народных театрализованных игровых действ являются игры и сценки, разыгрываемые ряжеными. Ряжение – одно из любимых традиционных развлечений русского народа. Оно имеет глубокие обрядовые корни.
Особенно
подвижны тексты игр и сценок, имеющие
часто импровизированный или
полуимпровизированный
Наиболее распространенным, в особенности в южно – русских губерниях, было ряжение козой. Исконно обрядовый смысл ряжения связан с брачной и земледельческой символикой. Основной мотив сцены: коза бодает девушек, затем заболевает и, сбрызнутая водой, оживает. То же можно сказать и о ряжении конем. Текст сцены не развит, он призван пояснить действия персонажей.
Однако образ коня часто дает толчок к его исконному действию бытовых действий – «продажи коня» и «лечения коня».
Кроме действ с козой и лошадью, бытовое развитие получили, как известно, и сцены с медведем. Медведь в этих сценах ряженый, он уже выступает не как ритуальное животное, а как дрессированный зверь, передразнивает повадки баб, девушек, ребятишек и т. д. Часто медведь выступает в паре с козой.
Помимо животных, к древнейшим образам ряжения принадлежат всевозможные страшилища: кикиморы, страшки, шиликуны и т. д. По мнению исследователей они когда-то олицетворяли враждебные человеку силы зимы, стужи, мрака, побеждаемые весной, светом. Эти образы с трудом подвергались бытовому переосмыслению.
Редки случаи построения сценок с текстами вокруг этих образов.
Итак, игры и действия ряженых в облике животных или страшных существ не сопровождались развернутым словесным текстом. Наиболее развернутые и устойчивые ситуации в этой группе игр связаны с появлением и обыгрыванием бытовых персонажей или бытовым переосмыслением функций магических персонажей. Персонажи мифологического типа (страшилища, кикиморы) еще менее, чем животные, способны «обрасти» сколько-нибудь развернутым сюжетом и соответствующим словесным текстом.
Большое место в календарных (святочных) играх ряженых занимало воспроизведение коллективных действий, имитирующее трудовые процессы или обрядовые действа.
Среди святочных игр ряженых, имитирующих обряды, прежде всего следует выделить шуточную свадьбу и «веселые» похороны.
Шуточные свадьбы и похороны были непосредственно связаны с играми и хороводами брачной и погребальной тематики и так же, как и празднование масленицы, имели две разновидности: уличных шествий и драматизированных игр в помещении. На этой основе возникали в дальнейшем целые маленькие сценки или пьесы («Маврух», «Пахомушкой»).
Некоторые из драматизированных святочных игр повторялись и на масленицу. Но масленичные игры, как и следующие за ними семицкие и костромские, были связаны с праздничными обычаями, иногда локальными.
Народные календарные обрядовые игры подвергались жесточайшим гонениям церкви, которая запрещала рядиться, надевать маски – «личины», требовала для тех, кто рядился на святки, искупительного купания в освященной проруби – «иордани».
Несмотря на эти запреты, календарные игры широко бытовали в народе вплоть до XX века.
1.1.4. Народные необрядовые драматичиские игры и сценки.
Среди народных драматических игр и сценок, известных по записям и свидетельствам XIX – начала XX в., имеется большое количество не связанных с обрядами по темам и образам или исконно обрядовых, но переосмысленных в бытовом плане. Популярнейшими фигурами такого рода действ, разыгрывавшихся ряжеными, стали барин, поп, супружеская пара, лекарь, торговец, цыган. Эти бытовые комические персонажи ряжения сыграли важную роль в развитии народной драмы, в первую очередь сатирических пьес. Большинство драматических сценок представляют собой диалоги семейно – бытовой или общественно – бытовой тематики. В них действует, как правило, пара персонажей: доктор и больной, цыган и мужик, муж и жена (старик и старуха), продавец и покупатель и т. д.
В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.
Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов.(Савушкина)
1.2. «Собственно театральный» («ярморочный»).
В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей. Они не только торговали, но и развлекались.
Во
время ярмарок строились
Раек – вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы.
Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам «дед-раешник» -«по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый».
Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов не было.
Театр Петрушки – русская народная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, Рататуй (на юге) и т. д. Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге.
Театр состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами, шарманки и мелкой бутафории. Декораций этот театр не знал.
Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.
Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность.
Образ Петрушки – олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства.
1.2.4.Вертеп.
Кукольный театр Вертеп получил свое название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (от старосл. И древнерус. «вертепъ»-пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок.
Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Чаще всего он был двухэтажный. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества. Нижняя часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображавшая царя Ирода.
Текст драмы произносил один кукловод, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию представления несколькими актерами.
Вертепная драма игралась не только куклами, но и живыми любителями-тогда она носила название «живой вертеп».(Зуева, Кирдан)
Становление русского народного театра издавна и справедливо связывают с деятельностью скоморохов.
Информация о работе Современное состояние народных театров в России