Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике развитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Введение 3
1. Теоретические подходы в технологии СКД 5
1.1. Сущность определения понятий СКД 5
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7
1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14
2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19
2.1. Условия организации 19
2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23
2.3. Выводы и рекомендации 34
Заключение 37
Список используемой литературы 38
CoolReferat.com
Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Филиал Московского государственного университета культуры и искусств
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
КУРСОВА РАБОТА
по социальной – культурной деятельности
«Современные культуротворческие технологии»
студентка
Шайхетдинова Н.И._____
Специальность СКД
Курс 1 Группа 903
Проверил:
кандидат исторических наук, доцент
Низамова М.С._______
Содержание
Введение
1. Теоретические подходы
в технологии СКД
1.1. Сущность определения
понятий СКД
1.2. Технологии СКД в разные
исторические периоды
1.3. Современные технологии, используемые
учреждениями культуры
2. Практическое исследование
опыта применения технологии
молодежным центром «Шатлык»
г. Набережные Челны
2.1. Условия организации
2.2. Опыт применения
технологий СКД в деятельности
молодежным центром «Шатлык»
г. Набережные Челны
2.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков.
Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать:
- решение общих задач социализации личности;
- организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов;
- психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.
Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).
Предмет исследования: культуротворческие технологии.
Объект исследования: молодежный центр «Шатлык».
Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике развитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические подходы в технологии СКД
1.1. Сущность определения понятий СКД
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская
-культурно-просветительская
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).
Важность СКД в том, что это
не просто организация досуга, а
организация в социально-
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо для совершенствования
и улучшения культурно-
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:
- творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности;
- репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
- репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.
Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды
В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).
Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196].
Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).
Во время Великой
С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).
Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).
Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.
Информация о работе Современные культуротворческие технологии