Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике развитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Введение 3
1. Теоретические подходы в технологии СКД 5
1.1. Сущность определения понятий СКД 5
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7
1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14
2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19
2.1. Условия организации 19
2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23
2.3. Выводы и рекомендации 34
Заключение 37
Список используемой литературы 38
В 70-80-х годах проводились
Художественная
На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.
Художественная
В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.
Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.
В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:
1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87].
2. Народный театр звука “Русская
рапсодия” возник на основе
любительского оркестра
3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.).
4. Народный коллектив «Хор русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые краски звучанию хора.
5. Ансамбль “Старинушка”
6. Шоу-группа «Премьер» – молодежный коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147]
Таким образом, технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры
В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112].
Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:
В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы:
- креативно-оздоровительные
К дифференцированным технологиям исследователь относит:
- методику организации досуга детей и подростков;
- методику организации досуга
лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]
Подобная классификация недоста
Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.
Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.
Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.
Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.
Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
По функциональному или
Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.
Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.
Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.
Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.
В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.
Следующую группу технологий объединяет
социально-демографический
Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.
Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.
В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.
Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.
Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.
К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:
- технологии изучения;
- технологии сохранения;
- технологии восстановления;
- технологии освоения;
- технологии использования культурных ценностей;
- технологии использования культурного наследия современного общества;
- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.
- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.
- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;
- развитие авторского творчества, авторских школ
- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.
- возрождение традиций бытового
музицирования, семейной
- расширение сети творческих
лабораторий, мастерских, художественно-творческих
товариществ, студий, школ, центров,
объединений эстетического
- активное внимание к
- технологии творческого
- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.
- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;
- использование метода объектов
и метода морфологического
- активизация поиска
- тенденции к расширению
- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. [12 c. 174]
Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.
Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.
Широкий спектр современных социально-
Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
Информация о работе Современные культуротворческие технологии