Субкультура и Контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Описание

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Теоретические основы изучения субкультур и контркультур.....................................................................................................5
1.1Сущность субкультуры, ее место в культуре, соотношение понятий культура и субкультура……………………………………………….5
1.2Контркультура, ее место в духовно-нравственной сфере……9
1.3Условия перехода субкультуры в контркультуру…………..12
Глава 2: Методы изучения субкультуры и контркультуры……14
Заключение…………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Субкультура и контркультура методы их исследования.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)
     
    1. Контркультура, что это, и каково ее место в духовно-нравственной сфере.

     В истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные  комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультурных тенденциях. Появление контркультуры на исторической сцене вызвано двумя обстоятельствами:

     1) она появляется там, где господствующая  культура уже не в полной  мере соответствует реалиям нового  времени и выступает как отрицание  устаревших культурных форм и  утверждение новых;

     2) она проявляется как потребность в самоутверждении определенной группы лиц.

     Понятие «контркультура» появилось в  западной литературе в 1960 г., отразив  либеральную оценку ранних хиппи  и битников. Слово принадлежит  американскому социологу Теодору  Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.

     Термин  «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

      Cовременных культорологов на  проблеме контркультуры удерживает  тот парадокс, что ценности и  идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных  выступлений 60-х годов, не растворились  в общественном мировосприятии.

     В современной культурологии и  социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

     Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен. 
Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

     Контркультура хоть и стоит в оппозиции к  господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге  лучшее в контркультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.

     Однако  я задаюсь вопросом: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60 годов и её достижения то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но ели брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д., то мы увидим что эти достижения по истечении какова-то времени  стали элитарной культурой.

     Таким образом, контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С., который объединил просторечную русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура. 
 

     
    1.  Условия перехода субкультуры в контркультуру.

     Иногда  нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на “раскованность” у некоторой части молодежи западных стран в начале 1970-х гг. имела довольно много контркультурных обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и “выпадали” из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.

     В силу ряда социальных, политических или  экономических обстоятельств субкультура  может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

     Термин  субкультура по своему значению ближе  всего находится к термину контркультура и даже родственен ему. Более того, субкультурное объединение также является меньшинством. Формируется на основе сходства мировоззрения в группе и отличия его от общепринятого, активно вырабатывает нормы и ценности и часто использует различные формы выделения из массы. Однако между ними есть существенная разница: ценности субкультуры не означают отказа от культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения, не выходящие за ее рамки. Таким образом, различие состоит в степени отрицания господствующей культуры: если контркультура протестует против нее в целом, то субкультура в лучшем случае борется с отдельными ее явлениями, а в худшем – не борется ни с чем (просто живет по своим принципам). Для субкультуры характерна замкнутость и отрешенность от официальной культуры, она возникает и в первое время существует как «дворовая игра»», куда допускаются только посвященные и которая тщательно оберегается от внешнего мира. В то время, как контркультура настроена на взаимодействие с внешним миром в форме внедрения в него своих идей, изменения его в нужном направлении. От субкультуры до контркультуры один (хоть и большой) шаг. Контркультура как историческое явление сделала то, чего никогда не совершалось субкультурой – она не только стала заметным явлением в истории Западной Европы, Америки и России, но имела огромный общественный резонанс и способствовала изменению системы ценностей официальной культуры.

     В современной культурологии и  социологии понятие контркультуры  используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  культурным ценностям. Нередко оно  отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.

     Глава 2: Методы изучения субкультур и контркультур.

     В данной главе я рассмотрю вопросы, касающиеся теоретико-методологической базы прикладных исследований субкультур и контркультур, а также некоторые методы, с помощью которых можно получить необходимые данные.

     Здесь я не ставлю целью рассмотреть  все методы исследований, коснусь  только некоторых из них. Сбор эмпирической информации является одним из важнейших этапов изучения субкультуры и контркультуры. Прикладные исследования являются тем базисом, на котором строятся теоретические положения различных концепций. Необходимость постоянного проведения такого рода исследований обусловлена также самим феноменом субкультуры и контркультуры, их изменчивостью, зависимостью от конкретного места и времени, высокой степени субъективности оценок, большим количеством социальных стереотипов, которыми обрастает любая общность, в особенности та, которая проявляет себя девиантным для данного социума способом. Необходимо отметить, что контркультура и субкультуры изучались (и изучаются) рядом различных гуманитарных наук, таких как социальная антропология, социолингвистика, социальная психология, культурология. В последние годы особенностями существования субкультур и контркультур заинтересовались представители таких направлений, как менеджмент, маркетинг, PR, социальная работа и т.п. Девиантные субкультуры изучаются криминологами. Несмотря на специфичность перечисленных направлений и различные методы изучения и анализа субкультур и контркультур, большая часть крупных и долговременных исследовательских проектов реализуется на базе комплексного междисциплинарного подхода.

     При изучении данной проблематики используются исследовательские стратегии, объединяющие целые группы различных методов. 
 

     Количественные  и качественные методы.

     Выбор метода исследования начинается с определения  исследовательской методологии. Научная  методология, которая является базой прикладных методов, разделяется на два вида – это количественная и качественная методология.

     Количественная  методология. С помощью первой группы методов изучаются количественные аспекты социальной жизни. Методология строится на статистических методах отбора единиц наблюдения и анализа информации. Принципы отбора и анализа разрабатывались в рамках математической статистики. С помощью количественных методов можно получить ответы на вопросы «сколько», «как часто», «как долго», выявить зависимости между переменными, получить процентные соотношения и т.д. Идеал этого подхода – максимальная объективность, независимость результатов исследования от внешних факторов, надежность метода – т.е. повторяемость полученных результатов при повторном обследовании объекта. Количественные методы позволяют верифицировать (проверить на практике) сформулированные заранее гипотезы относительно объекта исследования.

     Качественная  методология. Качественное исследование позволяет нам изучать глубинные аспекты социальных практик, выявить скрытые причины явлений – ответить на вопрос «почему?». В фокусе анализа – конкретный опыт, отдельные случаи. Задача исследователя – интерпретировать факты социальной реальности, понять их природу и внутренний смысл. Гипотез как таковых нет – они формулируются не до, а после полевого этапа исследования – и можно проверить их с помощью количественных методов.

     Наиболее  целесообразным для исследования представляется использование качественных методов, которые, в отличие от количественных,  дают возможность более глубокого  и полного понимания и объяснения изучаемых явлений.

     Такими  методами для данного исследования представляются метод «включенного наблюдения», метод «case-study», фокус-группа.

     Метод «включенного наблюдения», по определению  В.А. Ядова, представляет собой сбор необходимой информации с помощью  непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. При этом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируясь в ней, анализирует события словно «изнутри». Такое скрытое наблюдение позволяет фиксировать неискаженные реакции, наблюдать культурные события изнутри, понимая их мотивации.

     Метод «включенного наблюдения» является наиболее подходящим для изучения субкультурных и контркультурных образований, поскольку, будучи отчужденными от основного общественного массива, они , в какой-то мере, противостоят ему. Их члены, как и члены традиционных систем, часто стараются оградить себя от остальных, ограничить информацию для «непосвященных», что делает традиционные социологические методы исследования малоэффективными. Любая субкультура и контркультура создает собственную семантическую, значащую среду, причем значения эти в большинстве случаев скрыты от поверхностного наблюдения, но проявляются в поведенческих актах, событиях, личных беседах. Это – культурная граница, которая отграничивает субкультуру и контркультуру от массовой культуры. И проникновение за нее возможно лишь при вливании в конкретную среду, при проникновении в то поле, в котором эти значения функционируют. Качественное исследование помогает открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности. По мнению И.Ф. Девятко, прямое включение исследователя в изучаемую им социальную ситуацию часто позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных «языках взаимодействия» .

     Метод «case-study» – это метод изучения конкретного культурного феномена, «случая», с учетом всех его специфических  особенностей. При этом изучению подвергается все, что связано с данным объектом, от его возникновения до настоящего момента, с помощью анализа письменных документов, интервью, опросов. По мнению В.А. Ядова, основными достоинствами методов являются такие факторы, как возможность уловить детали данного явления, его многогранность, гибкость методик, качественный характер выводов.

     Исследовательская стратегия case-study не является традиционной для отечественной социологической науки. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Ключевым методологическим моментом case-study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Речь пойдет не о специфической качественной методологии, а о некоторых методических проблемах конкретного эмпирического исследования, выполненного в рамках стратегии case-study.

     Сase-study - исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Case-study позволяет сделать это наиболее целостным образом, так как исследовательские стратегии сами по себе содержат наборы определенных техник и case-study в этом смысле оснащен богаче всех других. Метод определяет необходимость работать более с конкретными вещами, нежели с сконструированными типами, что позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Информация о работе Субкультура и Контркультура