Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:02, реферат
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.
Введение……………………………………………………………...2
Глава 1: Теоретические основы изучения субкультур и контркультур.....................................................................................................5
1.1Сущность субкультуры, ее место в культуре, соотношение понятий культура и субкультура……………………………………………….5
1.2Контркультура, ее место в духовно-нравственной сфере……9
1.3Условия перехода субкультуры в контркультуру…………..12
Глава 2: Методы изучения субкультуры и контркультуры……14
Заключение…………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………….23
Фокус-группа (фокусированное интервью в группе) – это один из методов сбора и анализа информации в процессе социальных исследований. Он заключается в приглашении небольшой группы избирателей, отобранных по специальным критериям, на неформальную встречу, во время которой ведущим проводится дискуссия (обсуждение) по заранее созданному сценарию фокус-группы. В ходе дискуссии ведущий "фокусирует" участников на вопросах, интересующих исследователей, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы. Оптимальное количество участников этой малой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет невозможно – в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы. Работоспособность метода фокус-группы заключается в эффекте, создаваемой ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может очень сильно повлиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии интервьюируемый попадает в ситуацию общения с себе подобными. В подобной группе проще снимаются защитные психологические барьеры, облегчается выражение эмоциональных реакций и быстрее вырабатывается понятный для всех участников язык совместного обсуждения вопросов. Самое важное, что позволяют делать фокус-группы – глубоко исследовать мнение и отношение населения по какому-либо вопросу.
Фокус-группа дает более глубокую и разностороннюю картину явления, на основе которой можно сформировать программу дальнейших действий. Фокус-группы также позволяют глубоко изучить причины поведения людей, что очень важно при формировании имиджа и проведении избирательных кампаний. Для решения многих задач количественные и качественные методы применяются в комплексе. Основных вариантов использования комплексных исследований несколько. Фокус-группы проводятся до опроса с целью выработки рабочих гипотез и языка исследования. Фокус-группы используются на поздних этапах исследования для интерпретации и уточнения данных, полученных в результате опроса. Фокус-группы проводят параллельно с опросом для решения специальных задач. Сначала проводится серия "зондажных" фокус-групп по интересующим исследователей социальным группам. На втором шаге по гипотезам, выработанным на зондажных фокус-группах, проводится количественное исследование (опрос). В конце проводятся фокус-группы на уточнение и углубление полученных на предыдущих шагах результатов.
Таким
образом, названные выше методы позволяют
наиболее полно изучить объект, учитывая
его своеобразие.
Заключение
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.
Каждая
из групп людей, стоящих на разных
экономических ступенях в процессе
распределения общественного
В
силу ряда социальных, политических или
экономических обстоятельств
По мере изменения существующих условий как со стороны "внешнего" мира (материальные явления), так и со стороны "внутреннего" (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.
Исходя из всего, сказанного ранее, становится очевидным, что понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова.
Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из проявлений контркультуры – молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте – социальный феномен второй половины XX в., связанный с повышением в общественных процессах роли молодежи как социально-демографической группы.
Для того чтобы определить, насколько это оправдано и разграничить данные понятия, мы взяли за основу утверждение о том, что культура представляет собой нечто вроде живой клетки, у которой есть ядро – официальная культура, а вокруг него – ряд субкультурных образований. Так вот, во взглядах на место контркультуры в социокультурном пространстве ее исследователи в основном делятся на две группы – первые считают ее составной частью или одним из видов упомянутых субкультурных образований, а другие видят в ней самостоятельные образования, отличные от субкультурных, – своеобразные антитела, повышающие иммунитет культуры и заставляющие ее меняться в зависимости от изменяющихся условий существования. В результате данного разделения взглядов мы получаем два подхода в определении понятия конткультуры.
В
широком смысле слова речь идет о
явлении, присущем человечеству на протяжении
всего времени его
По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.
Таким
образом, несмотря на устоявшееся в
науке представление о субкультуре
и контркультуре как о различных культурных
формах, можно предположить, что контркультура
является стадией развития субкультуры.
А в целом субкультура представляет собой
механизм адаптации и особую подсистему
внутри культуры.
Список использованной литературы
1.Гмызина
Э. В. Человек в мире
2. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.21-22
3. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
4.
Булыгина А.А. Субкультуры и
контркультура: грани
5.
Гуревич П.С. Культура и
6. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.20-22
7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Фукс Э. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994;
8.
Русский перевод труда Эдгара
Эндрю и Седвика Петера «
9.
Булыгина А.А. Субкультуры и
контркультура: грани
10.
Булыгина А.А. Субкультуры и
контркультура: грани
11.
Щепанская, Т.Б.Символика
12. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования.
13.
Щепанская, Т.Б.Символика
14.
Гуревич П. Культура и
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
16.
Гуревич П. Культура и
17.
Попцов И.Г. Контркультура как
реакция на ситуацию
18.
Попцов И.Г. Контркультура как
реакция на ситуацию
19. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. - Спб.: Издательство "Лань", 2000.
20.
Попцов И.Г. Контркультура как
реакция на ситуацию
21.
Булыгина А.А. Субкультуры и
контркультура: грани
22. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.26-27
23. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.23-25