Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:06, реферат
Целью данной работы является реконструкция одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.
Задачами:
- Изучение понятия « традиционное мировоззрение».
- Анализ материалов по категории злых духов: их внешнем виде, среде обитания, атрибутике, функциях, сущности и роли в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5
2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6
3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………… 15 Литература ………………
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
заочного и дополнительного образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История Ханты-Мансийского АО»
на тему: «Сверхъестественные существа и злые духи
в традиционных
мировоззрениях обских угров»
Выполнила: студентка группы З-3590
Пешеходова А.А.
Проверила: преподаватель
Харина
Н.С.
Ханты-Мансийск 20011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5
2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6
3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………………………
15
Введение
В истории человечества феномен культуры неизменно играл огромную роль. По существу, именно он, взятый в материальном и интеллектуальном воплощении, определяет грань между ассоциациями животного мира и подлинно человеческим обществом. Этот феномен изучается различными дисциплинами, в том числе историей и этнографией. В современном мире феномен культуры приобретает особое значение.
В эпоху НТР культурное наследие представляет собой важный фактор сбалансированного развития человеческого общества. Традиции имеют исключительное значение для самосознания народа, определяют ценностные ориентации, нормы морали, быта и поведения.
В современных условиях возрождения России большое значение придается формированию историзма мышления и культурно-исторического самосознания. Наблюдается резкое усиление интереса к истории и культуре, и их роли в нашей жизни. Без видения специфики и сложности национальных общностей в современный период невозможно представить тенденции этнокультурных процессов, перспективы культурного развития народов.
В конце 1980-х гг. среди народов Севера быстро оформилось и стало нарастать движение за сохранение и возрождение собственных национальных культур. Оно развивается в разных направлениях, и одно из них – усиленное внимание национальной интеллигенции к богатому культурному наследию предков. Вопрос о духовной культуре населения тайги едва ли не самый сложный раздел в этнографии Сибири. Традиционные мировоззрения являются составной частью культуры народа. Типологически они подразделяются на фольклор, народные знания, верования и мифологию.
У
манси не было письменности до 30-х
годов XX столетия. Его истории, его
прошлое отразилось в фольклоре
– в преданиях, сказаниях, героическом
эпосе о славных предках, в обычаях и обрядах.
Фольклор народа – это словесный документ.
Он отражает историческую истину (иногда
в несколько приукрашенном состоянии).
Он является историей и летописью для
народа, но повествует об исторических
событиях без указания точной даты. В нем
отражены и контакты между древними этносами,
военные события, происходившими с соседними
народами. Говорится и о древних миграционных
путях предков манси. Фольклор отражает
духовность народа, его мудрый ум, национальный
дух, его мировоззрение, нравы, обычаи,
характер и силу.
В настоящее время
остро встал вопрос о восстановлении и
осмыслении сохранившихся частей традиционного
мировоззрения коренного населения Сибири.
Глубокие разрушения традиций обских
угров шли начиная с христианизации и
до наших дней. Традиционная культура
отражала мир языком символов и метафор,
ныне уже почти забытых и переосознанных.
Целью данной работы является реконструкция одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.
Задачами:
- Изучение понятия « традиционное мировоззрение».
- Анализ
материалов по категории злых духов: их
внешнем виде, среде обитания, атрибутике,
функциях, сущности и роли в традиционном
мировоззрении коренного населения Западной
Сибири.
Серьезный вклад в изучение духовной и
материальной культуры обских народов
сделан исследователями В. Н. Чернецовым,
К. Д. Носиловым, В.М. Кулемзиным, Н.В. Лукиной,
Н.В. Исаковой и др. Их работы с важными
положениями и выводами основанны на данных
музейных коллекций и полевых исследованиях.
Авторами дается характеристика материальной
и духовной культуры, социальной организации
и семейного быта обских угров.
1. Понятие традиционных мировоззрений
Чем дальше в глубь веков уходит древность, тем больший интерес к ней проявляется. Еще совсем недавно культуру обских угров представляли каким-то примитивным образованием, в котором отсутствовал более или мене строгий порядок. В далеком прошлом люди «как-то строили жилище, как-то шили одежду и добывали пропитание»1.
Лишь достижения археологии и этнографии последних десятилетий несколько приближает нас к пониманию того, насколько сложными являлись древние культуры. Именно эта сложность придавала им надежность, прочность и устойчивость. Любая культура имела черты общего и особенного.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что по сравнению с другими социальными субъектами этнические общности являются основными создателями культурного фонда человечества, главными субъектами культуры. Кроме того, они исторически первые субъекты культуры, ибо первоначально культура человечества существовала только в виде культур локальных обществ – традиционных мировоззрений.2
Философы
определяют мировоззрение как «конкретно-
Между
философией и этнографией существует
серьезное расхождение в
Традиционное
мировоззрение основывается на утверждении
анонимных стереотипов, имеющих
непреходящую для данной культуры ценность.
Это продукт общественного
Из поколения в поколение общество воспроизводило одни и те же мыслительные схемы, отображающие мир и место в нем человека. Складывается впечатление, что основу традиционного мировоззрения составляют вневременные, непреходящие ценности и установки.
В Сибири природа и история определили жесткие пределы на пути прогрессивного развития общества. Но и здесь проявилась уникальная способность человеческой мысли создавать многое из малого, восполнять действительность и обеспечивать духовную жизнь общества, развиваясь относительно независимо от экономических условий бытия.
Давно замечено, что взаимоотношения общества и природы глубоко диалектичны. Мягкий климат и природное изобилие не требуют от человека особенных усилий для поддержания жизни, он берет то, что предлагает ему природа. В полярных областях природа, напротив, ставит людей в такие условия, когда максимум усилий направляется на выживание. И как следствие- культура жестко ограничена экологией, а любое нарушение чревато голодом, эпидемиями и бедствиями. Сложные процессы развития общества, помноженные на коэффициент природного воздействия, с трудом поддаются расшифровке.
Культурная
модель аборигенов Сибири сложилась
еще в эпоху бронзы и развивалась
лишь в частностях. Дело вовсе не в отсутствии
творческого потенциала. Слишком был велик
риск попытки внести в хозяйство что-то
новое, отказавшись от опыта предков. Поэтому
ведущей, определяющей чертой древних
мировоззрений можно считать их традиционность.
Консервативны те сферы мировоззрения,
которые непосредственно «замыкаются
» на природу.
2. Особенности мировоззрения обских угров
Особенности мировоззрения обских угров заключаются в том, что в культуре хантов сохранился, и более того, активно работает древнейший пласт верований, не связанный с представлениями о духах. Суть его заключается в том, что сами предметы на определенной стадии развития наделяются теми или иными сверхъестественными свойствами. Живыми и способными оказывать влияние на человека (помогать, вредить) считались предметы, похожие на зверя, птицу, рыбу, человека и т.д. В древнейшие времена возник обычай бережно хранить, а также делать самим, такие предметы-амулеты.
К
древнейшему периоду относят
также тотемистические
Практически у всех коренных народов Сибири был развит культ медведя. В прошлом каждая хантыйская семья хранила в доме медвежий череп. Медведю приписывалась способность охранять человека от болезней, разрешать споры между людьми, подгонять лося к самострелу. Отношения между медведем и людьми добывшими его, раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Медведь выступает в двух ипостасях: как источник пищи и как родственник человека, его предок. Обряд распространен по сей день. Представления о медведе схожи у всех групп угров.
Широко распространено у хантов почитание лося. Лось – символ достатка и благополучия. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам.
Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую называли "между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. У хантов существовал запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадки. Запрещалось есть щуку или налима, если в них находили остатки лягушки.
Предки хантов искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
Много
тысячелетий насчитывает
Богами были и фантастические человекоподобные существа. У иртышских хантов известна своей неограниченной властью богиня Санге, которая ассоциировалось со светом. У восточных хантов это - Анти-Пугос, а у северных - Калтащ. Первыми лучами солнца она посылает душу новорожденного и только благодаря ей происходит зачатие. Богиня отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, ее золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха, это и есть длина жизненного пути.