Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:06, реферат
Целью данной работы является реконструкция одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.
Задачами:
- Изучение понятия « традиционное мировоззрение».
- Анализ материалов по категории злых духов: их внешнем виде, среде обитания, атрибутике, функциях, сущности и роли в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5
2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6
3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………… 15 Литература ………………
Все
случаи, связанные с изменением жизненного
состояния были важным, выдающимся
событием в жизни аборигенов тайги, будь
то несчастный случай на охоте, болезнь
или смерть. Все они объяснялись вмешательством
злых духов или злых сверхъестественных
существ, в которых ханты и манси верили,
и в существовании которых не сомневались.
Заключение
Нашему современнику трудно понять, что для людей минувшей эпохи вопросы устройства мира имели не только познавательную ценность. Они служили людям ориентиром в их повседневной жизни и составляли неотъемлемую часть культурного достояния. Любое общество, в любую эпоху ставило перед собой одни и те же вопросы. Среди них обязательно была проблема устройства мироздания и места человека в мире, сил содействующих и противодействующих ему.
Традиционная культура отражала мир языком символов и метафор, ныне уже забытых или переосознанных. Верования обских угров сложны. Без особых усилий духовная жизнь расчленяется: с одной стороны на продукты здравого смысла, с другой на результаты многовековых ошибок и заблуждений. Религия аборигенов тайги тесно связана с практической и хозяйственной деятельностью. И чаще те или иные силы, влияющие на эту деятельность, переплетаются и вливаются в традиционную культуру в виде превращения их в добрых или злых духов.
Нужно заметить, что трудно в массе сверхъестественных существ и духов, отмечающихся различными исследователями, выделить духов, обладающих только положительными или исключительно отрицательными функциями. Одни из них вездесущи, другие имеют конкретные сферы влияния и место обитания. Одни невидимы, другие четко персонифицированы. Как раннее уже отмечалось, в мировоззрении обских угров трудно проводить какие- либо границы и как-либо классифицировать составляющие основы религиозных представлений.
Можно
только сказать, что в круг представлений
о злых духах и сверхъестественных
существах в верованиях жителей
тайги входят наиболее разработанные
сюжеты, низший слой пантеона: духи и
«существа» были «соседями » людей, постоянно
вмешивались в их жизнь , требовали приношений
и жертв.
Литература
1. Гемуев И.Н. Сагалаев А.М. Легенды и были таежного края. – Новосибирск, 1989. – 290с.
2. Исакова Н.В. Культура народов Севера : философско- социологический анализ . – Новосибирск: Наука, 1989 .-311с.
3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско- ваховские ханты. – Томск, 1977. –345с.
4. Кулемзин В.М. Человек – культура- природа // Югра , - 1993. №12 .
5. Носилов К.Д. У вогулов. – 1904.- 57с.
6. Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология – Новосибирск: Наука, 1991. – 230с.
7. Хаустова С.
«Среди приобских угров»//