Сверхъестественные существа и злые духи в традиционных мировоззрениях обских угров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:06, реферат

Описание

Целью данной работы является реконструкция одной из форм традиционных верований обских угров – представлений о сверхъестественных существах и злых духах.
Задачами:
- Изучение понятия « традиционное мировоззрение».
- Анализ материалов по категории злых духов: их внешнем виде, среде обитания, атрибутике, функциях, сущности и роли в традиционном мировоззрении коренного населения Западной Сибири.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие традиционных мировоззрений …………………………………..… 5
2. Особенности мировоззрения обских угров ………………………………….. 6
3. Злые духи и сверхъестественные существа в традиционных мировоззрениях обских угров ……………………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………… 15 Литература ………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ХМАО.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

       Все случаи, связанные с изменением жизненного состояния были важным, выдающимся событием в жизни аборигенов тайги, будь то несчастный случай на охоте, болезнь или смерть. Все они объяснялись вмешательством злых духов или злых сверхъестественных существ, в которых ханты и манси верили, и в существовании которых не сомневались. 

       Заключение

       Нашему  современнику трудно понять, что для  людей минувшей эпохи вопросы  устройства мира имели не только познавательную ценность. Они служили людям ориентиром в их повседневной жизни и составляли неотъемлемую часть культурного достояния. Любое общество, в любую эпоху ставило перед собой одни и те же вопросы. Среди них обязательно была проблема устройства мироздания и места человека в мире, сил содействующих и противодействующих ему.

       Традиционная  культура отражала мир языком символов и метафор, ныне уже забытых или переосознанных. Верования обских угров сложны. Без особых усилий  духовная жизнь расчленяется:  с одной стороны на продукты здравого смысла, с другой на результаты многовековых ошибок и заблуждений. Религия аборигенов тайги тесно  связана с практической и хозяйственной деятельностью. И чаще те или иные силы, влияющие на эту деятельность, переплетаются и вливаются в традиционную культуру в виде превращения их в добрых или злых духов.

       Нужно заметить, что трудно в массе сверхъестественных существ и духов, отмечающихся различными исследователями, выделить духов, обладающих только положительными или исключительно отрицательными функциями. Одни из них вездесущи, другие имеют конкретные сферы влияния и место обитания. Одни невидимы, другие четко персонифицированы. Как раннее уже отмечалось, в мировоззрении обских угров трудно проводить какие- либо границы и как-либо классифицировать составляющие основы религиозных представлений.

       Можно только сказать, что в круг представлений  о злых духах и сверхъестественных существах в верованиях жителей  тайги входят наиболее разработанные  сюжеты, низший слой пантеона: духи и  «существа» были «соседями » людей, постоянно вмешивались в их жизнь , требовали приношений и жертв. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Литература

1. Гемуев И.Н.  Сагалаев А.М. Легенды и были  таежного края. – Новосибирск, 1989. – 290с.

2. Исакова Н.В.   Культура народов Севера : философско- социологический анализ . – Новосибирск: Наука, 1989 .-311с.

3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско- ваховские  ханты. – Томск, 1977. –345с.

4. Кулемзин В.М.  Человек – культура- природа // Югра , - 1993. №12 .

5. Носилов К.Д.  У вогулов. – 1904.- 57с.

6. Сагалаев А.М.  Урало-алтайская  мифология –  Новосибирск: Наука, 1991. – 230с.

7. Хаустова С.  «Среди приобских угров»//Ленинская  правда. –7 августа 1990г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сверхъестественные существа и злые духи в традиционных мировоззрениях обских угров