Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:54, реферат
Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто обсуждаем и как мне кажется имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
Введение
Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто обсуждаем и как мне кажется имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур
Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.
Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.
Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.
Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.
Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.
Для того чтобы сравнить культуры
запада и востока нужно учесть
отличия по многим аспектам, то есть
различия в искусстве, науке, религии,
моральных устоях, политических устройствах,
и составляющих этого. Приведем основные
сравнительные характеристики, в
которых можно найти общее
и различное в культурах
2.Оценка учёных и философов Востока и Запада
Запад есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда .
Эти строки, принадлежащие
великому английскому писателю Редьярду
Киплингу, и по сей день, привлекают
внимание. Одни соглашаются с Киплингом,
говоря, что Востоку и Западу действительно
не понять друг друга. Другие, наоборот,
протестуют, указывая на то, что Восток
европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
2.1 Восток
В центре внимания учёных востоковедов
находились история и культура восточного
народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский
мир. В ХIХ в. были открыты следы
древних цивилизаций Ближнего Востока,
в ХХ в.- древнейшая цивилизация в
Южной Индии. В общих трудах, созданных
классиками востоковедения Г. Масперо,
Эд. Мейером, Б.А. Тураевым, главное внимание
уделялось описанию и характеристике
культурной религиозной и политической
истории древних цивилизаций. Широкое
распространение получила концепция
феодального характера
В философско-историческом осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога» у Соловьёва). В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) линейная историческая схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или менее единым Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культурно исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества - наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.
Это привело к существенному
переосмыслению самой парадигме
«Восток-Запад». Место представления
об их взаимной диалектической связи (как
единства противоположностей) заняло
теперь представление о традиционности
(нормальности) цивилизаций востока
и отклонений от традиции европейского
(западного) способа цивилизационно-
Согласно этой точке зрения,
именно «Восток» в широком смысле
слова, стал колыбелью мировой цивилизации
и человеческой культуры. Для всех
его локальных социокультурных
образований было характерно стремление
к сохранению «веками выработанной
жёсткой нормы» устойчивого социального
порядка и сложившихся
2.2 Запад
Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:
классическая эллинская культура;
эллинистически-римская
романо-германская культура христианского средневековья;
новоевропейская культура.
Три последние ступени
можно рассматривать (на фоне антично-греческой
классики) и как своеобразные вариативные
формы вестернизации
Так или иначе, но у истоков
и в самих основаниях всех обществ
и культур европейской (западной)
цивилизационной традиции находится
нечто невообразимое с
Важнейшими изобретениями
европейской культуры на языково-знаковом
уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой
сфере являются философия в указанном
выше значении этого понятия и
наука как специфическая форма
познавательной деятельности, характерная
для последней эпохи
от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;
период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и,
прежде всего представленности в
европейской культуре христианства,
эта простейшая периодизация усложняется:
обычно в этом случае говорят (имея
в виду первый большой период) об
эпохах античной, греческой и римской,
культуры, о культуре эпохи средневековья
и о культуре Возрождения (с этой
последней эпохи некоторые
Вторая половина XIX -- XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации -- несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов -- стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы «Заката Европы», то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Информация о работе Восток-запад-противостояние или диалог культур