Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:54, реферат
Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто обсуждаем и как мне кажется имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур
1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. . Сойдутся ли Запад и Восток
6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,' и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
4. Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: "Если это можно вынести, то, что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".
5. Сойдутся ли Восток и Запад
НА будущее отношений
европейской и исламской
Встают,однако,вопрос,не приведет
ли все это в конечном счете
к вестернизации исламского Востока.
В современном мире действительно
происходят быстрые процессы унификации.
Однако на жизни людей они отражаются
в основном на бытовом уровне, в
то время как культурная самобытность
сахрняется. Более того, что даже
проживание на одной территории и
к тому же “вперемежку” друг с другом
различных этнических групп не ведет
к их культурно-религиозной
Вместе с тем
6.Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур
Философско-исторические исследования
всегда имеют определённую практическую
ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся
разобраться в настоящем, определить
тенденции развития современного общества.
В этом смысле особоважное, актуальное
для нас значение преобретает
решение вопроса о соотношении
Западной и Восточной культур
цивилизаций, а тагже место России
в этом диалоге. Эта проблема довольно
часто поднималась и прежде в
работах философов и
Предпосылки западной культуры
закладывались еще в античности
и средневековье. Основными вехами
ее предьистории были следующие : опыт
демократии античного полиса , становление
в рамках его культуры различных
философских систем и первых образцов
теоретической науки , а затем
сформировавшаяся в эпоху европейского
средневоковья христианская традиция
с ее представленнием о человеческой
индивидуальности , концепцией морали
и пониманием человеческого разума
как созданного, по образу и подобию
Бога. И поэтому способному к рациональному
постижению смысла бытия. Синтез этих
двух традиций в эпоху Возрождения
было одним из истоков ценностей
техногенной цивилизации. В эпоху
Просвещения завершилось
Философы и социологи
рассматривают мировозренческий , социальный
и технологический аспекты
Отсюда проистекают
Разумеется, все это в
определенном смысле умозрительные
модели, реальная действительность никогда
не давала таких чистых “идеальных
типов”.Тем более,в
Перед философами и социологами
уже давно стоит вопрос:как
соотносятся в культуре России западное
и восточное культурное наследие?Возможен
ли и необходим ли самобытный путь
развития Росси.Ответы на вопросы давались
зачастую противоположные.На этой почве
идейный спор различных философско-
Бердяев считает,что для
определения национального типа
, народной индивидуальности, невозможно
дать строго научное определение.Тайна
всякой индивидуальности узнаётся лишь
любовью и в ней есть что-то
непостижимое до конца, до последней
глубины. Бердяев считает,что для
постижения России нужно применить
теологические добродели веры,
Одной из важнейших характеристик
русской народной индивидальности,по
мнению Бердяева,является её глубокая
поляризованность и противоречивость.Русский
народ есть не чисто европейский
и не чисто азиатский народ.Россия
есть целая часть света,огромный
Востоко-Запад,она соединяет
7.Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
в день страшного суда.»
Редьярд Киплинг.
Когда резню устраивают азиаты - это зверство; когда европейцы - политическая необходимость.
Шри Ауробиндо.
Деление культур на восточные
и западные фиксирует не только их
территориальное расположение, но и
характеристику методов и способов
познания мира, ценностной ориентации,
основных мировоззренческих установок,
общественно-экономических и
В современной культурологии под «Западом» подразумевается европейская и американская культура, под «Востоком» - культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних веков это деление зависит от того, рассматривается этот вопрос с европоцентристской или общемировой точки зрения. В первом случае под Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом - культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток - это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.
Несмотря на такие отличия в разделении стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных» типов культур можно выделить присущие им черты.
Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон в книге
«Вызов запада» называет две выдающиеся
идеи, характерные для западной культуры:
личность и машину. Это важно, поскольку
личность и машина противостоят друг
другу, а потому Запад переживает
огромное психологическое напряжение.
«Личность предполагает индивидуальность,
персональную ответственность, тогда
как машина является продуктом интеллекта,
абстракции, обобщения, тотализации, групповой
жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-
Информация о работе Восток-запад-противостояние или диалог культур