Восток-запад-противостояние или диалог культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:54, реферат

Описание

Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто обсуждаем и как мне кажется имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур

Содержание

1. Введение.

2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.

3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.

4. Традиции Востока и Запада.

5. . Сойдутся ли Запад и Восток

6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.

7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”

8. Специфика России.

9. Заключение.

10. Используемая литература.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 38.45 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,' и даже ислам, непримиримый в отношении западного  христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации  оставались незыблемыми.

4. Традиции Востока и  Запада

Третьей особенностью Востока  является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена  в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое  получало оправдание только тогда, когда  можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь непрестанно  повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья  в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке  на протяжении 3000 лет можно встретить  в стихах одни и те же размеры, мелодии  и т.д.

Любое неоправданное нарушение  традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ  Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в  которых танцоры выстраивались  в восемь рядов". Поскольку в  древности такие праздники мог  давать только император, Конфуций с  возмущением заявляет: "Если это  можно вынести, то, что же тогда  нельзя выносить?!". Он же создал целую  теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз  и навсегда установленному ритуалу  поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала  выглядит грубостью". Ритуал властвует  не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены  смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал  не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой  отношусь к древности".

5. Сойдутся ли Восток  и Запад

НА будущее отношений  европейской и исламской цивилизаций  можно,видимо,смотреть с достаточно обоснованным оптимизмом.Обьективные  предпосылки для их сближения  создаёт все большее вовлечение мусульманских стран в процессы модернизации.Там происходит быстрое  развитие промышленности и коммерцилизация  сельского хозяйства, в городах  возникают классы и социальные слои, аналогичные существующих в индустриальных странах, достаточно унифицированными мировыми стандартами. Большое значение, по мнению американского ориенталиста М.Хадсона, имеет и то, что в  настоящее время приверженцы  ислама разделяют с немусульманскими народами”общий базис письменной культуры.”Важную роль играют развитие информационного обмена,наростание туристических потоков из Европы в мусульманские страны и эмиграции из этих стран в Западную Европу, уже начавшей изменять облик многих европейских городов.

Встают,однако,вопрос,не приведет ли все это в конечном счете  к вестернизации исламского Востока. В современном мире действительно  происходят быстрые процессы унификации. Однако на жизни людей они отражаются в основном на бытовом уровне, в  то время как культурная самобытность сахрняется. Более того, что даже проживание на одной территории и  к тому же “вперемежку” друг с другом различных этнических групп не ведет  к их культурно-религиозной унификации. Еще более убедителен в этом отношении  пример России, где в течение столетий мусульмане жили бок о бок с  христианами, но при этом сохранили  свою культурно-цивилизационную специфику.

Вместе с тем межцивилизационное взаимодействие может быть успешным лишь в том случае, если оно происходит естественным путем. Любые попытки  навязать свои представления, свое духовное господство,”подавить” другую цивилизацию  способны привести лишь к усилению ксенофобии,формированнию в общественном сознании по отношению к представителям иной образа “чужого”,даже образа “врага”.Россия, в отличии других европейских  стран, непосредственно соприкасающаяся  с мусульманским миром, более  того, вобравшая в себя часть исламского Востока, способна сыграть важную роль в деле налаживания взаимопонимания  европейской и мусульманской  цивилизаций. В силу своего географического  положения, а также особенностей исторического развития, Россия, как  представляется, призвана стать звеном, связывающим различные культурные ареалы-западноевропейский, исламский,индийский,дальневосточный,взаимодействие с которыми должно обогатить и  российскую цивилизацию.

6.Особенности западной  и восточной культур.Россия в  диалоге культур

Философско-исторические исследования всегда имеют определённую практическую ориентациюПостигая прошлое, мы стремимся  разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особоважное, актуальное для нас значение преобретает  решение вопроса о соотношении  Западной и Восточной культур  цивилизаций, а тагже место России в этом диалоге. Эта проблема довольно часто поднималась и прежде в  работах философов и социологов. Сейчас она стала обсуждаться  не только в специализированной литературе, статьях, но ив еженедельных и ежедневных журнальных и газетных материалах, в политических дисскуссиях и  т. Д. В 1992 г. Журнал ”Вопросы философии” провел ”круглый стол” на тему “Россия  и Запад: взаимодействие культур” , на котором выступили с изложением своих позиций ведущие отечественные  ученые: философы , историки , филологи , страноведы и т.д. Используя материалы  той дискуссии ,а тагже значительный предшествующии ей материал отечественной  и мировой мысли , я попробую ответить на поставленные вопросы. Запад и  Восток в данно контексте рассматривается  не как географическое , а как  геосоциокультурное понятие. Один из участников “круглого стола” В. С. Степин отмечал ,что под термином Запад он понимает особый тип цивилизационного и культурного  развития , который сформировался  в Европе примерно в хv веке. Цивилизация  этого типа можно было назвать  технргенной. Её характерные черты- это быстрое изменение техники  и технологий, благодоря систематическому применению в производстве научных  знаний. Следствием такого применения являются научные , а затем научно-технические  революции меняющие отношение человека к природе и его место в  системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды , в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь , это сопроваждается возрастающей динамикой социальных связей , их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного- двух поколенний происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предьистории были следующие : опыт демократии античного полиса , становление  в рамках его культуры различных  философских систем и первых образцов теоретической науки , а затем  сформировавшаяся в эпоху европейского средневоковья христианская традиция с ее представленнием о человеческой индивидуальности , концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного, по образу и подобию  Бога. И поэтому способному к рациональному  постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения  было одним из истоков ценностей  техногенной цивилизации. В эпоху  Просвещения завершилось формирование мировозренчиских установок , определивших последуещее развитие техногенной  цивилизации. В системе этих установок  формировалась особая ценность прогресса  науки и техники , а тагже убеждение  в принципиальной возможности рациональности организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация  отожествляется с эпохой становления  и развития капитолизма и становления  гражданского общества и правового  господства. В технологическом плане- с индустриальным и постиндустриалбным обществом.

Философы и социологи  рассматривают мировозренческий , социальный и технологический аспекты культуры , как единое целое , показывая их неразрывное единство и взаимодействие . Западному типу культуры в философии  противопостовляют восточный тип , получивший название “традиционного общества.” Геополитически Восток связывается с культурами Древний  Индии и Китая , Ваилона, Древнего Египта , национально государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем , характеризовались  некоторыми общими чертаи : они были ориентированны , прежде всего , на воспроизводствр  сложившихся социальных структур , стабилизацию устоявшегося образа жизни . господствовшего часто на пртяжении  многих столетий. Традиционные образцы  поведения , аккумулирующие опыт предков , рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности , их средства и цели менялись очень медлено , столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления  и канонизированные виды мышлеия , научной  рациональности противопостовлялись  нравственно-волевая установка на созерцетельность, безмятежность , интуитивно-мистическое  слияние с бытиём.В мировоззренчиском  аспекте в восточных культурах  отсутствует разделение мира на мир  природы и социума, естественный и сверхьестественный.Поэтому для  восточного восприятия мира не характерно разделение мира на “одно и другое”  или “все обо всем”.Отсюда отрицание  индивидуалистического начала и  ориентация на коллективизм.Автономия,свобода  и достоинство человеческой личности чуждые духу восточной культуры. В  восточных мировозренческих системах человек абсолютно несвободен,он предопределен либо космическим  законом, либо Богом.

Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни “восточного человека”.Восточным  людям чужд дух демократии, гражданского общества.Там исторически господствовали деспоты.Стремление привить нормы  западной демократии на восточной почве . очень своеобразные гибриды , и реализация этих устремлений связана с глубокими социальными катаклизмами.

Разумеется, все это в  определенном смысле умозрительные  модели, реальная действительность никогда  не давала таких чистых “идеальных типов”.Тем более,в современном  мире, когда осуществляется такое  тесное взаимодействие всех сфер общественной жизни в различных странах  и континентах, которое накладывает  огромный отпечаток на взаимодействие и трансформацию культур.

Перед философами и социологами  уже давно стоит вопрос:как  соотносятся в культуре России западное и восточное культурное наследие?Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития Росси.Ответы на вопросы давались зачастую противоположные.На этой почве  идейный спор различных философско-идеологических направлений , концентрированное оформление которых состоялось в середине 19 в. В виде идеологии западничества  и словянофильства.Западники,как  уже упоминались выше,не стремились подчеркивать особенностей российского  культурного опыта и считали,что  Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и оброза жизни.Словянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность приверженностью  руского народа православию.Помнению, православие явилось источником ряда важнейших особеностей “русской души”,русской культуры,важнейшими из которых являются глубокая религиозность,эмоциональность  связанные с ней ценности,приоритет  коллективногго начала над индивидуальным,приверженность к самодержавию и т.д.Вопрос о  пути развития России , о своеобразии  российской культуры еще большее  значение приобрел для философов  России,окозавшихся gckt Октябрьской  революции в миграции.В этот период на данную тему в различных зарубежнх  изданиях было опубликовано несколько  крупных работ ведущих русских  мыслителей:Бердяева Н.А.,Сорокина П.А..

Бердяев считает,что для  определения национального типа , народной индивидуальности, невозможно дать строго научное определение.Тайна  всякой индивидуальности узнаётся лишь любовью и в ней есть что-то непостижимое до конца, до последней  глубины. Бердяев считает,что для  постижения России нужно применить  теологические добродели веры,надежды  и любви.

Одной из важнейших характеристик  русской народной индивидальности,по мнению Бердяева,является её глубокая поляризованность и противоречивость.Русский  народ есть не чисто европейский  и не чисто азиатский народ.Россия есть целая часть света,огромный Востоко-Запад,она соединяет два  мира. И всегда в русской душе боролось два начала,восточное и  западное.Этому миру принадлнжит  и своя самобытная культура,”равно отличная от европейских и азиатских.”Вместе  с тем, евразийцы подчеркивали крен русской культуры, включая в эту  культуры туранские народности,связывая преемством Русь с империей Чингисхана и заявляя , что “русская революция  прорубила окно в Европу.”В российской культуре, в национальной российской традиции есть серьезные основания  для выроботки такого пути развития,. Основными ценностями которого явилось  бы ориентация не на всевозростающее  материальное производство и потребительство, а на аскетическую умеренность, основанную на приоритете духовных ценностей.Холодному  расчету,калькулированности,рационализму должны противостоять теплота человеческих отношений и христианское самопожертвование, а индивидуализму-братская взаимопомощь и коллективизм.Наряду с этими  глубокими “метафизическими” вопросами, стоят и более конкретные, связанные  с социальной спецификой сегодняшней  ситуации в бывшем СССР. Каковы пути,каковы судьбы той целостности, nq общности, которая раньше называлась Россией,собирется ли она вновь или процесс ее распада необратим ? Этот и другие вопросы предстоит решить как теоритически.так и практически не только нам, но ибудущим покоениям народов некогда великой Российской империи.

7.Проблема деления культур  на ”восточные ” и “западные”

«Запад есть Запад, Восток есть Восток,

 

не встретиться им никогда.

 

Лишь у подножья Престола Божья

 

в день страшного суда.»

 

Редьярд Киплинг.

 

Когда резню устраивают азиаты - это зверство; когда европейцы - политическая необходимость.

 

Шри Ауробиндо.

 

Деление культур на восточные  и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и  характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В современной культурологии  под «Западом» подразумевается  европейская и американская культура, под «Востоком» - культуры стран  Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних  веков это деление зависит  от того, рассматривается этот вопрос с европоцентристской или общемировой  точки зрения. В первом случае под  Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под  Западом - культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток - это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую  культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.

 

Несмотря на такие отличия  в разделении стран на Запад и  Восток, у этих двух «противоположных»  типов культур можно выделить присущие им черты.

 

Западная культура ориентирована  на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование  культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и  творчества закрепляется в конституционных  формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка  устаревших ценностных систем, общественно-экономических  и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения  и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия  земного, телесного, разрушая тем самым  гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.

 

Дени де Ружмон в книге  «Вызов запада» называет две выдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это важно, поскольку  личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад переживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагает индивидуальность, персональную ответственность, тогда  как машина является продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой  жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности в данном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей  и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную черту  западного менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука  Запада занята плетением сетей сложных  методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и его  природу. Д. Судзуки пишет: «Какими  бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что  не может быть каким-либо образом  измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в  собственной неспособности заманить реальность в свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и  создавались науки - неминуемо бежит  из-под линз микроскопов и датчиков других научных приборов.

Информация о работе Восток-запад-противостояние или диалог культур