Взоимодействие культур в многофункциональных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 05:37, контрольная работа

Описание

Реальный исторический процесс образуется многими факторами и протекает на нескольких структурных глубинах. Схождения и диалоги – один из факторов. Другие факторы:
законы социального развития,
переплетения политических и дипломатических интересов,
войны,
революционные движения,
индивидуальные характеры и т.д.

Все они, причудливо пересекаясь, избавляют историческое движение от мёртвого автоматизма, придают ему непредсказуемый характер. А.И. Герцен называл это непредсказуемое развитие «эмбриогенией истории», «растрёпанной импровизацией истории». Поэтому типологические модели повторяются, никогда не повторяясь.

Работа состоит из  1 файл

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗИМОДЕЙСТВИЕ.docx

— 39.20 Кб (Скачать документ)

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗИМОДЕЙСТВИЕ, МЕЖКУЛЬУРНЫЙ КОНТАКТ И МЕЖКУЛЬУРНЫЙ ДИАЛОГ 

     Реальный  исторический процесс образуется многими  факторами и протекает на нескольких структурных глубинах. Схождения  и диалоги – один из факторов. Другие факторы:

  • законы социального развития,
  • переплетения политических и дипломатических интересов,
  • войны,
  • революционные движения,
  • индивидуальные характеры и т.д.

      Все они, причудливо пересекаясь, избавляют  историческое движение от мёртвого автоматизма, придают ему непредсказуемый  характер. А.И. Герцен называл это  непредсказуемое развитие «эмбриогенией истории», «растрёпанной импровизацией истории». Поэтому типологические модели повторяются, никогда не повторяясь.

     В реальном историческом процессе внутренние механизмы развития культуры и внешние  влияния взаимосвязаны и представляют собой разные проявления единого  динамического процесса. Всемирно-исторический процесс подчинён законам пульсации. Гегель писал об изменении, «которое есть гибель, в то же самое время  есть возникновение новой жизни». Он указал на своеобразную «эстафетность» исторического развития:

    1. перерыв в одной исторической традиции ведет за собой передачу её достижений другой;
    2. питание собственными плодами может вести к самоотравлению культуры.

     При современном прочтении идеи Гегеля нуждаются в некоторой корректировке: «влияние» - неточно и дискредитировано; «диалог» - более точное понятие, т.к. в широкой исторической перспективе взаимодействие культур всегда диалогично.

      Развитие  диалога между культурами становится одной из важнейших задач нашего времени. Подлинный, равноправный межкультурный  диалог смягчает негативные проявления глобализации и закладывает основу прочного мира. Он способствует преодолению  взаимного непонимания людей, принадлежащих  к разным культурам. Этнофобия и  ксенофобия, постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, грозящие перерасти в глобальные, требуют  формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры. Следует учитывать  также, что ситуация диалога отнюдь не всегда подразумевает приязненные  отношения и реальное сближение  народов. Значит, речь сегодня идёт о необходимости налаживания  межкультурного диалога нового типа, основой которого должна стать культурная толерантность.

     Умение  и готовность народов с различным  мировоззрением, ценностями и интересами вести диалог является мощным противодействием военным конфликтам. Там, где преобладают  страх, ненависть или предрассудки, диалог вряд ли будет свободным и  искренним. От того, насколько высок  уровень гражданской, этнической и  национальной толерантности массового  общественного сознания, во многом зависит будущее всего человечества. Под толерантностью понимается терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, отличающимися от превалирующего типа или не придерживающимися общепринятых мнений. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом и в принципе готовы к сближению с ними.

     Этническая  или национальная идентичность (представления  о принадлежности к тому или иному  этносу или нации) формируется в  процессе внутри культурной социализации и во взаимодействии с культурами других народов. Образ собственной и «чужой» национальной культуры складывается из знаний об их происхождении, традициях, истории. Так возникают этнические и национальные стереотипы и автостереотипы, которые могут служить как подспорьем, так и помехой в деле налаживания нового типа международных, межнациональных и межэтнических отношений.

     Размышления о причинах зарождения той или  иной национальной традиции, её устойчивости или изменениях под воздействием инокультурных влияний неизбежно способствуют избавлению от предрассудков и предубеждений – как по отношению к своей нации, так и к другим народам.

     Знакомство  с историей и особенностями собственной  национальной культуры приводит к убеждению  о тесной взаимосвязи и сложном  переплетении различных межкультурных  влияний. В ходе своего исторического  существования все  локальные  культуры так или иначе вступают во взаимодействие с иными локальными культурами. Любая современная этническая или национальная культура является продуктом длительной истории межкультурных контактов.

     Приспосабливая  характер жизнедеятельности и образа жизни к природной среде, культура вырабатывает специфические нормы, вокруг которых выстраиваются элементы духовной сферы. История культуры даже тех народов, которые на протяжении долгого исторического периода  жили в условиях относительной изоляции, демонстрирует примеры неоднократных  контактов с иными культурами, отделенных от них и расстоянием, и временем. Поэтому вычленить  «истинное» содержание культуры того или иного этноса и допустить  существование какой-либо «чистой», не подвергшейся никаким посторонним влияниям культуры, практически невозможно. 

УРОВНИ  И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

О соотношении  понятий:

     Цивилизация, согласно Хантингтону, это объединение   группы родственных народов на основе понимания базовых вещей повседневного жизни как мировоззренческих, так и моральных ценностей - свободы, блага, ответственности, долга и т.д. В некоторых моноэтнических государствах цивилизационные особенности совпадают с национальными. Примером тому является Япония.

     Региональная  культура может быть определена по-разному - от совпадения с цивилизационным  блоком до локальной культуры. Национальные культуры выделяются не столько в  территориальном отношении, сколько  в плане своей культурной специфики, сказывающейся на всех сферах жизни. При этом существуют этнонациональные и государственно-национальные образования, создающие разные традиции определения национальных культур. Наиболее частным образом является локальная культура. С одной стороны, она может быть изолированной от других культур, иметь замкнутый очень специфический характер, с другой стороны, выступать как часть национальной, региональной культуры или цивилизации в целом.

   Под локальной культурой мы в данном случае будем понимать автономную, самобытную, самодостаточную систему норм и ценностей, обладающую только ей присущей картиной мира.

     Принципы  взаимодействия культур различны в  зависимости от того, происходит ли общение на этническом, национальном или межцивилизационном уровне. В результате длительного общения между разными народами может возникнуть также региональный тип взаимодействия, который порождает общность культуры Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Америки, Тихоокеанского региона, Средней Азии, Евразии, Северного Кавказа и т.д. Особое значение в современном мире приобретает глобальный уровень взаимодействия.

     На  этническом уровне происходит взаимное обогащение элементами повседневной культуры или, напротив, утверждается противостояние и взаимное выделение на основе различных «этнодифференцирующих» признаков. Межэтнические отношения – отношения между людьми различной национальности. Они реализуются на двух уровнях:

    1. институциональном – через органы государственной власти, общественные учреждения;
    2. личностном – через общение людей различной этнической принадлежности.

     Для определения отношений между  народами на институциональном уровне чаще всего в российской традиции используется понятие «национальные  отношения». В случаях же, когда  речь идёт об отношениях на личностном уровне, используется понятие «межэтнические отношения», или «межличностные национальные отношения», если авторы придерживаются концепции нации как этнокультурного  образования (ибо существует и понимание  нации как гражданской общности).

     Исходя  из этого, межэтнические отношения  в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в  разных сферах – политике, культуре и т.д. В узком смысле они предстают  как межличностные отношения  людей разных национальностей, которые  также осуществляются в разных сферах общения – трудового, семейно-бытового, соседского, дружеского и др. видах  неформального общения. Личностные межэтнические отношения изучаются  через выявление этнических авто- и гетеростереотипов и установок, в которых выделяются:

  1. осознание объекта и знания о нем (когнитивный компонент);
  2. оценка и чувства  по отношению к объекту (эмоциональный компонент);
  3. поведенческий или регулятивный компонент.

     Индивид, действуя в любой сфере  жизнедеятельности, поступает как  личность, включенная в этническую  группу.

     Межэтнические установки – это отрицательные или положительные установки на взаимодействие с другими этническими общностями. Среди видов взаимодействия можно выделить личностное общение с людьми иной национальности, восприятие явлений, элементов истории, культуры, типов социально-экономического развития или иных цивилизационных форм.

    Факторы, влияющие на межэтнические  отношения: 

  1. Исторические:

     а) ход исторических событий, в результате которых складывались отношения  народов;

     б) исторические события, ставшие определенным символом в ходе ныне развивающихся  отношений;

     в) ообенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

  1. Политические: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

    Существуют  два основных направления политики в отношении этнических групп: интегрирующая (унифицирующая)  и политико-культурного  плюрализма (законы о национально-культурной автономии, наличие двух государственных  языков, представительство национальностей  в институтах власти).

  1. Социальные:

    а) взаимосвязь  социальной и этнической стратификации;

    б) влияние  социально-структурных изменений;

    в) этнический фактор в социальной мобильности.

  1. Культурные, которые делятся на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая – с традиционными нормами каждой культуры.
  2. Психологические.
  3. Ситуативные.

     На  национальном уровне культуры оказывают влияние друг на друга в сферах развитой художественной культуры, стимулируют соперничество в различных сферах культурной деятельности. Но соперничество нередко переходит в противостояние, используемое агрессивным национализмом для развязывания вражды против других наций.

     В общении между цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. Уже в древности общение между цивилизациями служило важным источником обогащения культур. В обращении к наследию античного мира формировались как исламская, так и западная и восточная христианские цивилизации. В Средние века европейская цивилизация многое заимствовала из мусульманского региона. Духовные, технологические или стилистические компоненты Индии и Китая внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индуистским и буддийским регионами.

     Двойственность  межцивилизационных отношений проявилась в том, что периоды мирного сосуществования и плодотворного взаимодействия сменялись конфликтами и войнами, когда политическая власть использовала потенциал цивилизационного достояния для самоусиления и достижения своих целей. По исчерпании конфликта цивилизационные общности возвращались к взаимодействию. Так складывались, например, отношения между исламской и индийской цивилизациями.

     Политическое  поглощение и зависимость могли  на долгое время прерывать активную жизнь цивилизации, и если она  не имела внутренних сил противостоять  этому натиску, то уходила из мировой  истории. Такая судьба постигла цивилизации ацтеков и майя в доколумбовой Америке. Цивилизации, имевшие внутренний потенциал противостояния, пробуждались к активной жизни. Устранение значимого влияния античной цивилизации из азиатских территорий стало классическим примером такого процесса.

Информация о работе Взоимодействие культур в многофункциональных государствах