Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:54, реферат
Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался этот вопрос с евроцентристской или общемировой точки зрения. Для евроцентристской оценки Восток подразумевал культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. Для мировой культуры Восток - это в первую очередь, Япония, Китай, Индия, Персия. К западным относят европейскую культуру и преемственную ей византийскую.
Введение. Принципы разделения культур на «восточные» и «западные»
Культура Востока
Культура Запада
Сравнение культур Запада и Востока
Современный взгляд на культуры Востока и Запада
Вывод
Список используемой литературы
Особое место в византийской цивилизации занимала музыка. Она была весьма многоцветной - музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств. Музыка являлась важной составной частью жизни императорского двора, парадных приемов послов, торжеств, выходов василевса к народу. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и одновременно массового психологического воздействия и включило ее в свой культурный ритуал. Именно культовой музыке суждено было занять доминирующее положение в средневековой Византии, хотя и светское музыкальное творчество там никогда не угасало.
Итак, греко-римская в своей основе византийская культура в процессе становления и развития значительно обогатилась элементами культуры многих стран Востока, что придало ей неповторимый колорит, отличающий ее от культуры Западной Европы. В ранней Византии в сфере взаимодействий восточных и западных влияний произошло гармоничное воссоединение позднеантичных элементов с нарождающейся христианской культурой средневековой Европы.
Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.
Эти культуры очень различны, но с другой стороны они дополняя друг друга образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала - Восток и Запад.
Современный взгляд на культуры Востока и Запада
Современная "западная" цивилизация
во многих отношениях явилась преемственницей
греко-романской античной культуры, которая
издавна противопоставляла себя так называемому
Востоку, т.е. всему тому, что лежало за
ее восточными пределами.
С тех пор представления о "Востоке",
с теми или иными вариациями, как о совершенно
ином мире, сохраняются и до наших дней.
Одно из наглядных доказательств этого
- существование такой специфической и
многоотраслевой науки, как востоковедение.
И в самом деле, при знакомстве с восточными
странами даже человеку непосвященному
бросается в глаза их своеобразие и непохожесть
на то, что мы привыкли наблюдать в Европе
или Америке. Здесь все иное: и архитектура,
и одежда, и еда, и образ жизни, и искусство,
и строй языка, и письменность, и фольклор,
одним словом, наиболее очевидные слагаемые
всякой культуры. Правда, для европейского
глаза
Восток предстает как нечто однородно
"восточное", хотя в действительности
различия между странами этого региона
порой весьма велики. В России о различиях
между Востоком и Западом писал еще П.Я.
Чаадаев: "Сосредотачиваясь, углубляясь,
замыкаясь в самом себе, созидался человеческий
ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь
во все стороны, борясь со всеми препятствиями,
развивается он на Западе"'.
В художественной литературе XX в. наиболее
ярким выразителем идеи о несовместимости
западной и восточной культур стал известный
английский писатель Редьярд Киплинг (1865-1936),
творчество которого в значительной мере
было призвано показать, что Восток есть
Восток, а Запад есть Запад и что им никогда
не понять друг друга. Правда, это последнее
утверждение ныне опровергается самой
жизнью.
Различия между Востоком и Западом хотя
и сглаживаются под напором современной
технотронной цивилизации, но пока еще
остаются весьма значительными.
Это не в последнюю очередь объясняется
и определенным "восточным" типом
мышления, тесно связанным с восточными
религиями, которые, за исключением ислама,
представляются более веротерпимыми,
более склонными к пантеизму, т.е. обожествлению
природы, и более "вписанными" в саму
материю культуры.
На Востоке, в частности в Индии, религия
и культура практически совпадали на протяжении
тысячелетий. "Восточные религии, - пишет
Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный
комплекс, совмещающий в себе не только
собственно сакральные представления,
верования и ритуалы, но также нормативную
мораль, право, эстетику, социальные учения,
а вместе с тем и соответствующие институты
различной степени сакрализации, регулирующие
отношения между верующими по поводу духовных
факторов".
Для восточного человека, в отличие от
европейца, характерны: большая интроверсия,
т.е. сосредоточенность на самом себе и
собственной внутренней жизни; меньшая
склонность к восприятию противоположностей,
которые нередко отрицаются; большая вера
в совершенство и гармонию окружающей
Вселенной, а отсюда и ориентация не на
ее преобразование, а на приспособление
к некоему "космическому ритму".
Еще в конце XIX в. один из наиболее ярких
борцов за индийскую духовную самобытность
и одновременно знаток западноевропейской
культуры Свами Вивекананда (1863-1902)
утверждал, например, что Индия "должна
научиться у Европы, как покорять внешнюю
природу, а Европа должна узнать от Индии,
как покорять природу внутреннюю". В
Индии преуспели в развитии одной фазы
человека, на Западе - другой, и поэтому
необходимо соединение обеих.
В целом, несколько схематизируя, восточный
тип мышления по отношению к окружающему
миру более пассивен, более уравновешен,
более независим от внешней среды и ориентирован
на единство с природой.
Можно подозревать, что именно эти "компенсационные"
качества восточного мировосприятия в
наше бурное время стали причиной наблюдаемого
ныне в Европе, Америке, а в последнее время
и в нашей стране, увлечения восточными
религиями, йогой и другими подобными
верованиями, направленными не на "покорение"
природы, а на освоение тайн самого человека.
Вывод
Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.
Бурно развивающийся
запад с его стремлением к
новому, ломая и разрушая старое
как уже отработанный продукт
своей жизнедеятельности и
Эти культуры очень различны, но с другой стороны они дополняя друг друга образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала - Восток и Запад.
Список используемой литературы.
Информация о работе Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности