Основной текст, помогающий
воссоздать систему ассиро-вавилонских
верований, -- эпическая поэма «Энума
элиш», названная по первым словам,
означающим «Когда вверху». В этой поэме
дается картина творения мира и человека, сходная
с шумерской, но более сложная по сравнению
с ней. У вавилонян появляются довольно
сложные религиозные концепции: например,
идея существования нескольких поколений
божеств, младшие из которых сражаются
со старшими и одерживают над ними верх.
Роль младшего поколения в этой битве
отводится шумерским богам, от которых
впоследствии произошли все боги вавилонского
пантеона, начиная с Мардука, верховного
божества. У ассирийцев место Мардука
занимает Ашшур.
Тенденция к выделению одного верховного бога, повелевающего
всеми остальными, напрямую связана с
общественным развитием Месопотамии в
ассиро-вавилонскую эпоху. Объединение
страны под властью единого правителя
предполагало унификацию религиозных
верований, наличие верховного бога-правителя,
передающего свою власть над людьми законному
царю. Среди богов, как и среди людей, на
смену общинному строю приходит деспотическая
монархия.
Общая для шумеро-аккадских
и ассиро-вавилонских мифов тема
-- всемирный потоп. И там, и там
сюжет одинаков -- боги, разгневавшиеся на людей,
насылают на землю грозу, под водами которой
гибнет все живое, за исключением одного
праведника со своей семьей, спасшегося
благодаря покровительству кого-то из
главных богов.
Интересно, что все
месопотамские мифы о потопе связаны с ливневыми дождями,
насылаемыми богами. В этом, несомненно,
кроется объяснение того почтения, с каким
в Междуречье во все периоды относились
к богам непогоды, гроз и ветров. Способность
повелевать разрушительными грозами и
ветрами еще с шумерских времен приписывалась,
помимо «специальных» божеств, еще и всем
верховным богам -- в частности, Энлилю
и его сыновьям Нингирсу и Нинурте.
Ассиро-вавилонская мифология
отличается от шумерской прежде всего
тем, что вавилоняне и ассирийцы
практически не вводят в пантеон героев--полубогов
человеческого происхождения. Исключение
составляет разве что Гильгамеш. А практически
все легенды о людях, ставших равными богам,
в ассиро-вавилонской литературе имеют
четко выраженное шумерское происхождение.
Зато вавилонские и ассирийские боги совершают
гораздо больше великих подвигов, чем
шумерские.
Возникновение новой
формы государственного правления
отразилось не только на общем характере
ассиро-вавилонской мифологии. В
ассиро-вавилонский период появляется
концепция «личных» божеств. Подобно тому, как
царь служит защитником и покровителем
для любого из своих подданных, каждый
подданный имеет собственного бога-хранителя,
а то и нескольких, каждый из которых противостоит
тем или иным группам демонов и злых божеств,
нападающих на человека.
Для возвеличивания богов
и царей создаются монументальные
сооружения, храмы, в которых обитают
боги, и через которые можно
приблизиться к богам. В Египте это
громадные усыпальницы фараонов
-- пирамиды и храмы, в Месопотамии
-- колоссальные ступенчатые пирамиды -- зиккураты,
с вершин которых жрецы говорили с богами.
Большинство народов Древнего Востока
(нубийцы, ливийцы, хетты, финикийцы и др.)
создали подобные же политеистические
религиозно-мифологические системы. Однако
там же, на востоке, среди семитских племен
иудеев во II тыс. до н.э. зародилось и развилось
совершенно новое религиозное направление
-- монотеизм (единобожие), ставшее основой
мировых религий будущего -- христианства
и мусульманства. Письменность. Неотъемлемую
часть храмов и гробниц, являющихся воплощением
монументального искусства Древнего царства,
составляли рельефы и статуи фараонов,
знати, придворных писцов. Все они были
выполнены в рамках строгих канонов. Рельефы
и росписи, украшающие стены гробниц, также
связаны с заупокойным культом.
Древние цивилизации
Востока оставили человечеству богатейшее
литературное наследие. Наиболее характерными
особенностями древневосточной
литературы является ее неразрывная
связь с религиозно-мистическим
мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность
древних сюжетов, литературных мотивов,
жанров и форм, которые сохранялись в течение
тысячелетий. Литература выполняла функцию
религиозного объяснения вопросов, возникавших
перед человеком, о смысле жизни и смерти,
о происхождении мира, о природных явлениях
и т.д. Значительный пласт литературы древности
составляли облеченные в художественную
форму религиозные гимны, псалмы, заклинания,исполнявшиеся
в храмах при выполнении церемонии поклонения
богам. То же самое можно сказать и о древневосточной
эпической литературе -- в основном это
религиозные мифы о золотом веке, о богах
и героях. Типичным примером такого рода
литературы может служить вавилонская
поэма «О сотворении мира», сюжет которой
во многом заимствован в древнешумерских
прототипах. Вершиной вавилонской литературы
является поэма о царе-герое Гильгамеше
-- полубоге, получеловеке. В этом философско-поэти-ческом
произведении делается попытка ответить
на извечные вопросы о жизни и смерти.
Герой в поисках бессмертия совершает
великие подвиги, но избежать неотвратимого
ему не удается. В древнеегипетской литературе
мы встречаем целый похожий цикл мифов
об Изиде и Озирисе. К официальной литературе
относятся гимны в честь царей, например
«Гимн Сенусерту III», восхваляющий властелина,
«защищающего страну и расширяющего ее
границы, покоряющего иноземные страны».
Наряду с религиозной и официальной литературой
до нас дошли и элементы народного творчества
в виде пословиц, поговорок, сказок, рисующих
подлинную жизнь простых людей в переплетении
со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские
сказки «О двух братьях», «О правде и кривде»,
вавилонская басня «О лисице» и др. К числу
светской литературы относятся и популярные
в Древнем Египте описания путешествий.
Основные черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще
в архаический период, -- это прежде всего
величественность, монументальность форм,
строгость и четкость, скупость, почти
примитивность линии и рисунка, фронтальная
развернутость изображения. До нас дошло
довольно много памятников архитектуры,
произведений изобразительного искусства
египтян, так как мастера широко использовали
в работе очень прочные породы камня (базальт,
диорит, гранит), которым была богата страна.
Гораздо меньше сохранилось памятников
архитектуры и искусства Древней Месопотамии.
Применявшийся для работ материал (сырая
и обожженная глина) оказался недолговечным.
В искусстве двух цивилизаций весьма много
общих черт. Это -- теснейшая связь с религией,
функция возвеличивания и упрочения царской
власти и тысячелетняя верность традициям,
заложенным культурой шумеров. Архитектура.
В древнеегипетском искусстве ведущая
роль принадлежала архитектуре, теснейшим
образом связанной с религией, и особенно
с заупокойным культом. Для сохранения
остатков фараонов и вельмож уже в Древнем
царстве сооружались величественные усыпальницы
-- пирамиды, строительство которых требовало
большого технического совершенства.
Культура Запада
Западноевропейская культура
– западный прогрессивный тип
- начал возникать по берегам Средеземного моря в античности.
Античная
культура
Термин "античность"
происходит от латинского слова antiquus -
древний. Им принято называть особый
период развития древней Греции и
Рима, а также тех земель и народов,
которые находились под их культурным
влиянием. Хронологические рамки
этого периода, как и любого другого культурно-исторического
явления, не могут быть точно определены,
однако они в значительной мере совпадают
со временем существования самих античных
государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления
античного общества в Греции и до V н.э.
- гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для
античных государств были пути социального
развития и особая форма собственности
- античное рабовладение, а также
основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация
с общим историко-культурным комплексом.
Это не отрицает, конечно, наличия в жизни
античных обществ бесспорных особенностей
и различий. Главными, стержневыми в античной
культуре били религия и мифология. Мифология
была для древних греков содержанием и
формой их мировоззрения, их мировосприятия,
она была неотделима от жизни этого общества.
Затем - античное рабовладение. Оно было
не только основой экономики и общественной
жизни, оно было и основой мировоззрения
людей того времени. Далее следует выделить
в качестве стержневых явления в античной
культуре науку и художественную культуру.
При изучении культуры древних Греции
и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться
на этих доминантах античной культуры.
Античная (или
древняя) Греция была колыбелью европейской
цивилизации и культуры. Именно здесь
были заложены те материальные, духовные,
эстетические ценности, которые в той
или иной мере нашли своё развитие почти
у всех европейских народов.
Наибольшего
расцвета культура древней Греции достигла в классический
период.
Греческая религия
складывалась в эгейскую эпоху и
несомненно испытала влияние крито-микенских
культов с их женскими божествами.
Как у всех древних народов, у
греков были местные общинные культы,
боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие
боги. Но уже в глубокой древности наметилась
тенденция поглощения местных богов великими
богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция
получила окончательное завершение в
македонскую эпоху и была отражением культурного,
политического и экономического объединения
греческих полисов. Но уже в гомеровскую
эпоху культурная общность греков отчётливо
ими осознавалась, что и отразилось в почитании
общегреческих богов. Немалую роль в оформлении
общегреческого пантеона сыграли эпическое
творчество и его творцы аэды. В этом смысле
старое изречение, что "Гомер создал
богов Греции", отражает какую-то историческую
реальность.
Вопрос о
происхождении великих богов
олимпийского пантеона чрезвычайно
труден. Образы этих богов очень
сложны, и каждый из них пережил длительную
эволюцию. Основными богами греческого
пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон,
Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис,
Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест,
Гестия. Характерной чертой древнегреческой
религии был антропоморфизм - обожествление
человека, представление о богах, как о
сильных, прекрасных людях, которые бессмертны
и обладают вечной молодостью. Жили боги,
по представлениям греков, на горе Олимп,
расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа
у греков были сравнительно просты. Наиболее
обычной частью культа было жертвоприношение.
Другими элементами культа были возложение
венков на алтари, украшение статуй богов,
их омовение, торжественные процессии,
пение священных гимнов и молитв, иногда
религиозные пляски. Отправление общественного
культа рассматривалось как дело государственной
важности. Помимо общественного культа
существовал и частный, домашний культ,
обряды его, более скромные, совершались
главами семей и родов. Жречество в Греции
не составляло особой корпорации или замкнутого
сословия. Жрецы просто считались служителями
при храмах; в некоторых случаях они занимались
гаданием, прорицанием и врачеванием.
Должность жреца была почётной, но не давала
непосредственной власти, так как зачастую
официальным культом руководили гражданские
должностные лица. Греческие полисы в
этом отношении сильно отличались от восточных
деспотических государств с их засильем
жречества.
Следующая доминанта
греческой культуры - мифология. Греческая
мифология - это не только и не столько мир религиозных
представлений, это мир греков вообще,
это сложное и обширное целое, куда входят
наряду с собственно мифами также и исторические
легенды и предания, сказочные сюжеты,
литературные новеллы, свободные вариации
на мифологические темы. Но так как эти
разнообразные элементы с трудом отделимы
друг от друга, следует рассматривать
эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе мифов
обнаруживается глубоко архаический
пласт тотемистических мифов
о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне
и др. Весьма характерными являются
земледельческие мифы о Деметре и Персефоне,
о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли
посев и прорастание зерна и обрядовую
практику землевладельцев.Важное значение
принадлежало мифологическим олицетворениям
элементов земной природы.
Греки населили
всю природу божественными существами:
в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие
сатиры; в море - наяды и сирены
( птицы с головами женщин). Живы и
красочны мифы, отражающие историческую
смену культов: о борьбе между
поколениями богов. о низвержении Кроносом
своего отца Урана, о поедании им собственных
детей и, наконец, о победе над ним сына
его Зевса.
Итак, греческая
мифология при всей сложности
и разнообразии входящих в неё
элементов имеет одну особенность
и доныне производящую столь сильное впечатление на слушателя
и читателя - высокая художественность
и гуманизм образов.
В вопросе
об античном рабовладении важную роль
играют работы таких античных авторитетов,
как Аристотель и Платон, а также
рассуждения о всеобщем рабстве
людей и богов ритора Либания, жившего
в VI в.н.э. Наличие и естественность рабства
в жизни античности привели к представлению
о космическом рабстве, поскольку всё
в космосе устроено так, что одно, безусловно,
подчиняется другому.
Во времена
общинно-родового строя родственные отношения возникали
сами собой естественным путём и на них
зижделись экономические отношения. Переход
к рабовладению дал мощное разделение
труда; умственного и физического. Это
привело к необходимости умственно регулировать
физический труд, то есть управлять рабами.
Одновременно появилась потребность более
глубокого, чем мифология, осмысления
мира и его законов. Это уже был не простой
перенос родственных отношений на всю
природу и на весь мир, но и его сложная
трактовка, то есть философия.
Одним из самых замечательных явлений
древнегреческой культуры является театр.
Он возник на основе народных песен и плясок
во время праздников в честь бога Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь
в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос
- козёл, ода - песня); из озорных и весёлых
песен родилась комедия.