Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:01, реферат
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
И
как бы хорошо ни воевал офицер Яр-Кравченко,
немалый вклад в дело победы советского
народа над фашизмом внес он как
художник. 540 рисунков, 8 фронтовых альбомов,
открытки, буклеты — таков неполный
перечень работ художника. Непосредственное
участие в боевых операциях придало
этим работам свежесть, непосредственность,
эмоциональную взволнованность
и насыщенность. Альбом и рисунки
— это страстный рассказ
Три
боевых ордена и две медали украшают
грудь художника-патриота.
После демобилизации из армии художник
приступает к осуществлению своего давнишнего
замысла — созданию портретного цикла
выдающихся советских писателей. В 1947
г. вышел 1-й альбом «Галерея советских
писателей», куда вошли 55 портретов представителей
нашей многонациональной литературы.
После выхода в свет 1-го альбома художник
продолжает работу над образами советских
писателей. За это время им сделано свыше
300 портретов писателей. И как итог почти
тридцатилетней работы над «писательской»
темой в 1960 г. была закончена картина «Ответственность
на вас!», написанная А.Н.Яр-Кравченко в
содружестве с художником А.П.Зарубиным.
Художник
разработал в картине трудную
и благородную тему — встречу
великих людей современности. Картина
написана в хорошей реалистической
манере и свидетельствует о большом
даровании Яр-Кравченко как
О своей работе над картиной Анатолий
Никифорович рассказывает следующее:
— В 1947 г. я гостил у писателя Петра Андреевича
Павленко в Ялте, где он тогда жил, и писал
его портрет. Однажды к Павленко зашли
отдыхающие в то время в Ялте Маргарита
Алигер и Савва Голованевский. Завязалась
дружеская беседа, во время которой Петр
Андреевич рассказал о встрече писателей
на квартире у А. М. Горького в 1932 г., накануне
1-го съезда писателей. Блестящий рассказчик,
Павленко сумел так образно нарисовать
картину этой знаменательной встречи,
что мне почти наяву представился этот
большой разговор о судьбах советской
литературы.
...За
окном синие сумерки, кое-где
в домах чуть теплятся огоньки
Москвы. А здесь Алексей Максимович
— великий зачинатель
В
картине 36 портретов. И каждый из них
не просто изображение человека, а
выражение его сути. В наше время,
когда человек создает
А.
П. Яр-Кравченко посчастливилось
быть приглашенным и рисовать на XXII
съезде КПСС. Результатом его напряженной
работы на съезде явилась серия рисунков,
которые образно, правдиво рассказывают
нам об историческом съезде.
В последние годы художнику много раз
приходилось бывать за рубежом. И оттуда
он привозил замечательные портреты наших
друзей и тонкие, проникновенные пейзажи.
Побывав
на выставке Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко,
уходишь с приятным чувством. Искусство
художника возмужало за эти годы.
Исчезла некоторая скованность,
наблюдавшаяся в его ранних работах.Почерк
художника стал тверже, уверенней, самобытней.
В любом его портрете, пейзаже,
композиции чувствуется большая
человечность. Большим знанием жизни,
оптимизмом, поэтичностью, глубоким уважением
к людям пронизано все
Народный художник СССР, лауреат Государственной
премии
Александр Герасимов
Москва, 27апреля 1962 г.
Дорогой Александр Михайлович!
Мы никогда не были с Вами особенно близки, но мне, как и Вам, очень дороги судьбы нашего искусства, традиции великой реалистической русской школы и подвижническая любовь русских художников к родному искусству. И потому я с большим и хорошим чувством всегда относился к Вам — художнику большого темперамента, замечательному организатору, наделенному природой государственным умом, и сердечному человеку.
В день, когда художественная общественность торжественно отмечала 200-летний юбилей Академии художеств, я, сидя в президиуме собрания, слушая в течение часа равнодушный голос с трибуны, который рассказывал нечто об Академии художеств.
В докладе не было названо имен воспитанников Академии, получивших в ее стенах реалистическое воспитание и ныне составляющих ядро советского изобразительного искусства. Ее было убедительно рассказано об организации Советской Академии художеств, о той большой роли, которую сыграла Академия, поставив на правильный путь дело воспитания и, вследствие этого, давшая стране грамотных, профессионально сильных, стоящих на крепких реалистических ногах, художников. В этой неповторимой деятельности должно было упомянуть тех советских художников, которые отдали много своих сил и энергии делу организации Советской Академии художеств. И среди них первое место по праву и заслуженно принадлежит Вам, дорогой Александр Михайлович!
В докладе почти не рассказано о напряженном пути борьбы с формализмом, с разными трюкачествами, с бесшкольем, которые в свое время имели место у нас. Ознакомясь с выставками в Венеции и на VI Всемирном фестивале в Москве, мы увидели, к чему привели все эти «изобретения» на Западе: исчезла школа и умение, показываются дилетантские заявки на художественную индивидуальность. Когда смотришь эти выставки, тобой овладевает уныние и чувство безысходности. И сегодня, когда мы гордимся нашим целеустремленным, ясным, реалистическим искусством, когда надо обратиться к миру с предложением организовать всемирную выставку художников-реалистов, которые имеются в каждой стране, сегодня, когда надо еще выше поднять знамя нашего здорового искусства, особенно хотелось с торжественной, юбилейной трибуны услышать имена непримиримых борцов и создателей советского изобразительного искусства и в первом ряду Ваше имя, дорогой Александр Михайлович!
Сидя
почти рядом с Вами, а затем
встретя Вас одиноко бредущего
домой, я испытал жгучую боль и
стыд за человеческую неблагодарность
и жестокую несправедливость. И мне
до слез захотелось так просто, по-человечески
сказать Вам, что Вы не одиноки, что
это только показалось, что есть
много чистых, хороших людей, как
в искусстве, так и вне его,
которые очень любят Вас. Александр
Михайлович, дорогой, большой художник,
неутомимый труженик и общественный
деятель, голос которого мы привыкли
слышать с ученических лет, которому
мы всегда верили, верим и будем
верить. Большое, сердечное спасибо,
русский богатырь! Вашу неутомимую
борьбу за чистое и ясное реалистическое
искусство честные люди нашей
культуры всегда будут высоко ценить
и помнить. И в канун Нового
Года от всей души желаю Вам доброго
здоровья, хорошего творческого самочувствия
и большого успеха в том трудном,
неблагодарном, но благородном деле,
которому Вы посвятили большую половину
своей жизни.
Поздравляю и верю, что Новый Год будет
годом торжества справедливости.
Мои поздравления с Новым Годом и пожелания
всего самого лучшего передайте Вашей
семье.
С сердечным приветом, А. Яр-Кравченко
Николина Гора, 30 декабря 1957г.
С.Г.Архипов
Преподаватель
Козловского коммерческого
Знакомство это было для меня весьма важным. Он в то время был уже вполне сложившимся мастером и очень интересным человеком. А мне в ту пору был 21 год, и хотя я считал себя тоже уже бывалым человеком, понюхавшим фронта и кое-чего повидавшим, влияние Александра Михайловича на мне сказывалось. В то время я увлекался импрессионизмом, любил и изучал русскую иконопись и писал как символист. Однако любил и ценил Рылова, Туржанского, Жуковского, а узнав Герасимова, полюбил и его. Под его влиянием я стал заметно отходить от символизма, начал больше работать на природе. Интересно то, что Александр Михайлович никогда не говорил мне ничего отрицательного о моих работах, но, тем не менее, я начал уходить от символизма к реализму, стал понимать, что надо много и упорно учиться и работать.
А научиться у Александра Михайловича можно было многому, просто глядя, как он работал. Примерно в это время и была им организована коммуна «Творчество». В состав этой коммуны вошли в основном участники нашей первой выставки. Хочется сказать несколько слов о наиболее интересных членах этой коммуны.
Пожалуй,
больше всех подавал надежды Сергей
Масленников, к сожалению, рано ушедший
из жизни... На первой выставке он был
представлен только копиями. После
поездки в Москву он, можно сказать,
прозрел и начал работать талантливо
и оригинально. Хорошо чувствовал природу.
Это был типичный, так сказать,
прирожденный импрессионист.
Ходил в коммуну Николай Савченко, студент
первого курса института гражданских
инженеров, прекрасный рисовальщик, с
большим вкусом, спокойный и милый человек,
а также Н.А.Бубнов, о котором я уже упоминал.
Здесь были А.А.Кирпичев, А.С.Барковский,
И.С.Шмелев.
Членами коммуны были и художники с законченным художественным образованием: братья Щепкины и Д.Р.Панин, прекрасный лирический пейзажист. Впоследствии он много работал вместе с Герасимовым в Москве. Несколько его работ сейчас находится в Мичуринском краеведческом музее, музее-усадьбе А.М.Герасимова. Среди членов коммуны был также Романов-Скороходов.
Сергей Сергеевич Варсонофьев... О нем надо бы написать отдельно. Это был прекрасный художник и педагог. Где бы он ни работал, он всегда был на своем месте. Рисовальщик, карикатурист, декоратор, жанрист... А.М.Герасимов особенно ценил его дар композиции. Это был прекрасной души человек... Многие из нынешних художников ему обязаны.
Коммуна обосновалась в рисовальном кабинете коммерческого училища. Кабинет этот был прекрасно организован, как, впрочем, и все кабинеты этого училища. Просторный угловой кабинет на третьем этаже, индивидуальные пюпитры расположены амфитеатром, много гипсов и рисунков из Академии художеств. Словом, только учись. Помогал нам и художественно-промышленный музей, главным образом, своим штампом и печатью.
Александр Михайлович был человеком деловым и хорошим организатором. Когда вопрос о помещении был решен, встал вопрос о материалах, поэтому Герасимов организовал поездку в Москву.
Нужно
заметить, что в те времена такая
поездка была делом не простым. Требовалось
специальное разрешение. На обратный
проезд в Козлов мы получали пропуск
в Кремле. Поехали втроем — Герасимов,
Масленников и я. Командировка была
в Пролеткульт, где мы получили идеологическую
зарядку, а краски приобрели у
Лосекина в изрядном количестве.
Как раз в это время встал вопрос о праздновании
первой годовщины Октябрьской революции.
Всю организацию оформления взял на себя
А. М. Герасимов: добыл материалы — холст,
подрамники, клеевые краски, словом, все
необходимое. В рисовальном кабинете коммерческого
училища началась работа по оформлению
празднования первой годовщины Октября.
В конечном итоге это выглядело так. На
балконе теперешней поликлиники большой
плакат работы Александра Михайловича
«Кузнецы», очень эффектный, в широкой
герасимовской манере; на балконе музыкальной
школы — вертикальный большой плакат
— человек с пятиконечным щитом; на торцовой
стене бывшей гимназии — плакат в половину
всей стены — свобода, равенство и братство.
Много более мелких плакатов и лозунгов
по широкой Советской (тогда не было памятника
Ленину и бульвара). В театре над сценой
во всю ширину декоративное панно «Степан
Разин» работы А.М.Герасимова, яркое, красочное,
мастерски сделанное. Кроме этого, им же
был выполнен бюст Карла Маркса высотой
примерно 1,5 м. Лепил и отливал его Александр
Михайлович у себя дома, оттуда все члены
коммуны перенесли его на место и установили
на высоком деревянном постаменте. Бюст
был установлен около Покровского собора,
там в то время была ровная площадка, где
он простоял вплоть до нашествия Мамонтова.
Работоспособность Александра Михайловича была неиссякаемой, можно судить об этом хотя бы по тому, что он организовал и выполнил все перечисленные работы по оформлению, но попутно еще написал прекрасный большой в натуральную величину портрет своей свояченицы акварелью и этюд базара из окна рисовального кабинета.
Впоследствии коммуна переселилась в дом Калмыкова и преобразовалась в студию, которой руководил С.С.Варсонофьев.
В
1919 году я вступил в Красную
Армию и вернулся в Козлов с
Южного фронта в 1921 году. Меня демобилизовали
как бывшего студента для продолжения
образования. В 1922 году мы, Александр
Михайлович и я, вновь встретились
и организовали весной выставку «Стрелец».
На этой выставке Александр Михайлович
занял, конечно, главное место. Он дал иллюстрации
к Гоголю, портреты, весенний пейзаж и
много других хороших работ, среди них
акварель «Тройка», которая сейчас находится
в Тамбовской картинной галерее. Каталог
этой выставки сохранился.
Информация о работе Живопись и архитектура как вид искусства