Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:01, реферат
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле – изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Александр
Михайлович увлекал меня своим ярким
талантом, широтой живописного
Или взять его цветущие сады — «Пчелы
гудят». Лучше названия и не придумать.
Действительно, посмотришь и скажешь: «А ведь правда — гудят». Любил он и маленькие, но такие милые детали, как, например, след от бегущего водяного паучка на поверхности водоема. Или еще — на столе стоит широко, крепко написанный букет полевых цветов, а на скатерти — пятнышко. Присмотришься — шмель! Черный бархатный шмель, золотое оплечье... Можно, казалось бы, обойтись и без шмеля, сразу его ведь и не заметишь, но какое же это лето без шмелей!
Герасимов
смотрел на мир жадными глазами:
как бы передать его, как бы запомнить
его красоту. Лето. Купаемся на реке.
Приводят лошадей купать. Александр
Михайлович загорается - щурит глаза.
«Сергей Георгиевич (это ко мне),
сядь ради бога верхом на эту, на рыжую,
дай посмотреть! «Сижу на лошади,
он ходит вокруг, на лице у него удовольствие,
щурится. Ну, прямо бы писать его. Вот
только этюдника нет. Сижу, одолевают
мухи, жарко, «Александр Михайлович, может,
довольно?» — «Погоди еще
В таких случаях отказать ему было просто
невозможно, столько это доставляло ему
ра¬дости и удовольствия. Впрочем, доставалось
не мне одному, попадало также и Д.Р.Панину.
Александр Михайлович был великий труженик. Если не за мольбертом, то все равно, в мыслях он работает, смотрит, а значит — работает. Жадный был до работы.
В эти годы А.М.Герасимов жил в Мичуринске, тогда еще Козлове, а я учился в Москве, поэтому виделись мы с ним только на каникулах, главным образом, летом. Как-то в июне сижу у себя в комнате (в Москве) на 3-м Неопалимовском, вдруг - стук в дверь. Смотрю — гости, Александр Михайлович и Панин, с довольно объемистым и тяжелым багажом. Багаж — картины и этюды на картоне и солидная пачка акварелей, иллюстраций к «Тарасу Бульбе», а на картоне — этюды к нему. Писал он их с артистов украинской труппы, которая гастролировала в Козлове. «Ну, как, можно у тебя остановиться?» — спрашивает. — «Что за вопрос? Можно, даже с комфортом». Александра Михайловича устраиваю на диване, Д.Р.Панина — на спинке от дивана, которая для этой цели кладется на стулья, обед готовим сами, словом, лучше и не придумаешь.
На другой день мы отвезли работы Александра Михайловича к Гиляровскому, с которым я познакомился в это время. О Гиляровском я писать не буду, потому что этот прекрасный, душевный человек известен и своими книгами, и по воспоминаниям многих писателей. Знакомство это осталось у меня в памяти, как одно из ярких и дорогих.
Лето в Москве стояло жаркое, духота днем и ночью. Вечерами мы обычно отправлялись втроем на Москву-реку недалеко от Новодевичьего монастыря (от меня это было близко), и там долго купались, а вернее, сидели в воде. Потом возвращались уже поздно, часов в одиннадцать, пили чай. Говорили и спорили, конечно, о живописи и искусстве. Спать ложились поздно. В один из таких вечеров, когда мы с Паниным собирались на реку, Александр Михайлович с нами не пошел: «Вы, ребята, ступайте, а я схожу тут в одно место. Я когда уезжал, дома адрес оставил, думаю, может, письмо из дома есть». Вид у него был какой-то скучный. Мы с Паниным, как обычно, искупались, не спеша пришли, вскипятили чай. Немного спустя пришел и Александр Михайлович, сильно расстроенный. «В чем дело?» — спрашиваем. — «Телеграмму получил. Брат умер, надо ехать». На следующий день мы уехали в Козлов.
Года
за три до смерти Александр Михайлович
приехал в Мичуринск и созвал
своих друзей на блины. За столом он
вспомнил этот случай. «Знаешь, тогда
у меня прямо предчувствие было какое-то,
толкало меня туда сходить. Вот и
получил телеграмму».
К.М.Минаев
С
1918 по 1925 год А.М.Герасимов работал
штатным декоратором в
Прошло несколько времени, меня позвал к себе Александр Михайлович и сказал: «Будешь мне помогать: мыть банки, варить клей, мыть кисти...» Я согласился и мне нравилось работать у художника. Мне запомнились отзывы о герасимовских декорациях. Особенно помню его декорации к «Лесу» Островского. Написаны они были на целом большом полотне; это был задник и к нему две лесные арки, которые были вырезаны и нашиты на сетку. Это была исключительная декорация. Кто бы к нам ни приезжал на гастроли из театральных трупп, все восхищались этой живописью. Хотя это было декоративно, этим «лесом» пользовались в оформлении всех спектаклей разных жанров. Потом, после многих лет, этот «лесной» комплект был уничтожен и использован на обтяжку других декораций. Это варварское уничтожение оставило в душе многих из нас печальный след. Мы протестовали, но временные режиссеры перешли на новое направление оформления спектаклей, не считаясь с этой ценной декорацией, выполненной Александром Михайловичем.
К счастью, в экспозиции музея-усадьбы А.М.Герасимова сохранился эскиз к «Лесу» Островского, с которого был сделан задник декораций в театре.
А.М.Герасимов
много писал портретов актеров
в ролях. Как-то раз к нам на
гастроли приехала украинская труппа
во главе с антрепренером
Александр
Михайлович интересовался оперой и
опереттой. Писал ведущих балерин,
консультировал оформление, костюмы. Им
были написаны эскизы к опере «Евгений
Онегин».
Александр Михайлович начал писать политические
картины. В нашей театральной мастерской
он писал большую картину «За колхоз».
Писал ее долго, искал типажи. В этой картине
участвовал и я, в образе мальчика, стоя
возле телеги с поднятой рукой. Участвовали
и два наших бородатых сторожа. Эта картина
была упакована и отправлена в Москву.
Был
написан большой портрет В.И.
Проработал я у него порядочно, до самого отъезда Александра Михайловича в Москву. Каждое лето Александр Михайлович приезжал в Мичуринск в свой родной дом, всегда заходил в театр и встречался со мной.
После отъезда Александра Михайловича к нам поступил на работу Сергей Сергеевич Варсонофьев.
Так
проходило мое содружество по
работе с Александром Михайловичем.
Да и сам Александр Михайлович очень часто
вспоминал свои годы работы в драматическом
театре. «Работал штатным декоратором,
— вспоминал он. — Нам трудно было работать
без красок, кистей, поэтому часто приходилось
посылать Костю на крышу, чтобы сгрести
с трубы сажи, а потом развести ее и использовать
как краску».
Годы работы с А.М.Герасимовым — самые
интересные и счастливые.
Т.И.Воронова
В
экспозицию музея-усадьбы А.М.Герасимова
включены материалы, рассказывающие об
их большой дружбе. Об этом рассказывают
фотографии Герасимова и Ворошилова,
некоторые из них представлены в
экспозиции нашего музея. 1928 год —
на персональной выставке в Москве
(К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный и А.М.Герасимов),
А.М.Герасимов на даче К.Е.Ворошилова
и др. Музей располагает несколькими
телеграммами, посланными К.Е.Ворошиловым
А.М.Герасимову в разное время. В
одной из них говорится: «Дорогой
Александр Михайлович! Сердечно поздравляем
Вас с 38-й годовщиной Великой Октябрьской
социалистической революции. Искренне
желаем Вам доброго здоровья и
больших успехов в Вашей
О
том, с чего началось знакомство А. М.
Герасимова с К. Е. Ворошиловым, рассказывает
художник в своей автобиографической
книге «Жизнь художника». Знакомству
помогла скульптор Денисова-
В
то время А. М. Герасимов, не имея своего
жилья, жил на Волхонке в помещении
правления Ассоциации художников революционной
России. Здесь он жил и работал
около года. «Бывало, после заседания,
— вспоминает художник, — уберу
с председательского стола
По вечерам мы рисовали здесь с натуры.
Как-то раз в перерыве между сеансами подошла
ко мне Денисова-Щаденко. «Есть ли у тебя
ящик с красками? — спросила она. «Есть,
— ответил я.
— Тогда пойдем сейчас к товарищу Ворошилову.
Я леплю с него бюст, а ты заодно напишешь
этюд». К сожалению, у меня не оказалось
под рукой холста и я взял кусок фанеры.
Понятно мое волнение. Я еще ни разу не
видел Ворошилова, в то время занимавшего
пост наркомвоенмора, но когда он вышел
и запросто с нами поздоровался, мое волнение
моментально исчезло. К. Ворошилов позировал
терпеливо, спрашивал, так ли сидит и не
мешает ли мне что работать. В перерыве,
подойдя к моему этюду, он выразил большое
удовлетворение и я, осмелев, попросил
его дать мне возможность серьезно поработать
над его портретом. Позднее этот портрет
был приобретен Музеем революции».
А.М.Герасимов с детства любил лошадей. Он был хорошим наездником. Как-то его пригласили на охоту в Нальчик. Там находилась группа ответственных работников Реввоенсовета — полководцев страны. А.М.Герасимов взял с собой все необходимое для этюдов. «Помню, как К.Е.Ворошилов обратил внимание остальных спутников на то, как я свободно сижу и управляю конем. На следующий день мы ехали верхами. Кто-то предложил „попробовать лошадей". Впереди всех был тогдашний секретарь обкома Кабардино-Балкарии Бетал Калмыков. Я вспомнил старину, пригнулся к гриве и подстегнул лошадь нагайкой. Я обогнал Бетала. Он был не только удивлен, но и раздосадован».
Позднее
К.Е.Ворошилов подарил
На 10-й выставке АХРа, посвященной 10-летию Красной Армии, А. М. Герасимов представил конный портрет К.Е.Ворошилова. Этюды ему пришлось сделать с лошади, на которой Наркомвоенмор выезжал на парад. Это был знаменитый Маузер.
С
1929 по 1930 год А.М.Герасимов работал
над портретом «В. И. Ленин на трибуне».
Главным консультантом в
Картина сейчас находится в экспозиции Исторического музея в Москве. Миллионным тиражом вышли репродукции с этого портрета.
В 1935 году А.М.Герасимов начал писать монументальное полотно «Первая Конная Армия». Размер холста 5,5x4 м. На полотне нужно было скомпоновать 45 персонажей — участников гражданской войны. Картина писалась полтора года. А.М.Герасимов сделал с натуры пятьдесят этюдов. Наиболее удачными считал сам художник этюды Еременко, Городовникова и Зотова. Один вариант этюда Зотова находится в Третьяковской галерее, другой — в экспозиции музея-усадьбы А.М.Герасимова.
«Одна из трудностей при исполнении этой картины, — вспоминал позднее А.М.Герасимов, — состояла в том, что каждый хотел, чтобы я написал его поближе к центру композиции. Это кончилось только после того, как К.Е.Ворошилов в один из приездов сказал: „Возьмите кусок мела и надпишите на холсте, кто и где должен быть изображен. За вами решающее слово". Совсем неожиданно для меня картина „Первая Конная" получила на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран-при.
Информация о работе Живопись и архитектура как вид искусства