Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 09:56, реферат
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Зодчество
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
2.1 АРХИТЕКТУРА КИЕВА X-XII ВЕКОВ
2.2 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА X-XIVВЕКОВ
2.3 АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иконопись
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
План
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках.
Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет. "…вся честь и слава и величество и глава всем землям русским - Киев" - так с гордостью начертал неизвестный летописец. Знаменитая София Киевская. … Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь. … Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В "Повести временных лет" под 1037 годом об этом сказано так: "Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины". Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии "посажения " на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
Последние
перестройки XVII - XVIII веков в корне изменили
здание и придали этому памятнику архитектуры
вид, в котором он предстает перед нами
сейчас. Но под поздними барочными наслоениями
сохранились конструкции одиннадцатого
века. Основные размеры внутри здания
(37* 55 метров и высота 29 метров) остались
прежними. Однако композиционный замысел
и архитектурные формы сооружения были
иными. Внутри собора в основном сохранились
архитектурные формы одиннадцатого века.
Особую ценность представляют настенные
росписи Софии Киевской одиннадцатого
века - 260 квадратных метров мозаик, набранных
из кубиков разноцветной смальты, и около
3000 квадратных метров фресок, выполненных
водяными красками по сырой штукатурке.
Сохранившиеся мозаики и фрески - это третья
часть всей живописи, украшавшей в старину
здание. Сочетание мозаик и фресок в едином
декоративном ансамбле - характерная черта
Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве
- один из немногих дошедших до нас памятников
древнерусского оборонного зодчества.
Этот архитектурный шедевр когда-то представлял
собой мощную боевую башню с возвышавшейся
над ней надвратной церковью Благовещенья.
Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление
производит со стороны проезда. Высота
сохранившихся стен достигает девяти
с половиной метров. Ширина проезда - 6,4
метра. На лицевой поверхности стен хорошо
читаются декоративные особенности "смешанной",
или "полосатой" кладки (ряды камня
и плинфы на цемяночном растворе). Ныне
восстановленные Золотые ворота имеют
следующий облик: основная часть представляет
собою башню с зубцами высотою 14 метров;
с внешнего фасада башня имеет дополнительный
выступ - "малую башню"; проезд ворот
перекрывается с одной стороны герсой
- подъемной деревянной решеткой, окованной
металлом, с другой - створками ворот, выполненными
по образцу древних врат, сохранившимся
в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь
восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного
храма одноглавого храма, апсиды которого
устроены в толще стены и не выступают
из фасада. В архитектурном декоре фасадов
использованы орнаменты из кирпича, характерные
для древнерусских построек этого периода
- меандровый фриз, поребрик и другие. Над
хорами находятся кувшины- голосники для
улучшения акустики. Полы храма украшены
мозаикой, рисунок которой выполнен по
мотивам древних полов Софии Киевской.
На стенах храма, как и в Софийском соборе,
имеются надписи-граффити. Кирилловская
церковь была построена в середине двенадцатого
века на далекой окраине древнего Киева
- Дорогожичах. Отсюда основатель церкви
черниговский князь Всеволод Ольгович
взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей
династии Ольговичей храм служил загородной
резиденцией и фамильной усыпальницей.
В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской
поэмы " Слово о полку Игореве" киевский
князь Святослав. Архитектура Кирилловской
церкви хорошо сохранилась с двенадцатого
века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились
в основном в перекладке части сводов,
достройке четырех боковых куполов, возведении
пышного фронтона над входом, оформлении
окон и порталов лепным декором.
Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим - Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу.
В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологические раскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду - к концу девятого - началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название "Новый город". Подобные "передвижения" на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации.
При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалось обнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка - дубовая церковь Софии "о тринадцати верхах", ставшая своего рода прототипом Софии Киевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989 (!!!) году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом.
Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета был по преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшие дешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериям способствовали этому. О многочисленных деревянных постройках - крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати - уже в древнейший период неоднократно повествуют летописи.
Таким
образом, архитектурный ансамбль древнего
Новгорода складывался в
Храм строился пять лет - с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.
Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части - нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.
Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.
Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного "живописного пространства" Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым. В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже - Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор - "мастер Петр". Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма - церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек - упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с "новгородского стола", а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего - мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода - церкви Михаила Архангела (1194г). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII - XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV - XV веков.
Древнейший московский монастырь, Свято-Данилов, был основан в конце XIII в. князем Даниилом Московским в память своего небесного покровителя Даниила Столпника. Позднее в монастыре появился престол во имя самого Святого Благоверного князя Даниила, причисленного к лику святых.