Зодчество и иконопись на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 09:56, реферат

Описание

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Содержание

Зодчество
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
2.1 АРХИТЕКТУРА КИЕВА X-XII ВЕКОВ
2.2 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА X-XIVВЕКОВ
2.3 АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иконопись
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

       ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

       Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как правило, не подписывали  своих  имён на иконах), в которых в  силу  его  традиционности и жёсткой канонизированности личность художника могла  раскрыться в основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов общепринятой эстетической системы, где  был  абсолютно  недопустим  произвольный  полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычайно трудно,  и  тем  не менее, как  показало  многовековое  развитие древнерусской живописи,  истинному таланту, истинному художественному творчеству иконописный  канон отнюдь  не  служил помехой в раскрытии личной  творческой индивидуальности:  как  метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренский,  «трудные  канонические  формы  во  всех  областях  искусства  всегда  были  оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие  дарования». Истинному художнику  было  достаточно сделать  ряд  сознательных, хотя и относительно небольших отступлений от традиционного  образца, чтобы тот получил в новом произведении – на ту же привычную  тему  –  совершенно новое звучание, а порой  и  значительно  обогащённое  внутреннее содержание, как бы повёрнутое к зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда  пробивается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный  канон;  любой  иконописный  сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чутким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.  Недаром  ещё до всеобщего признания древней иконописи  выдающимся  достижением отечественной культуры  Н. В.  Гоголь  в  середине прошлого века писал о  русских  иконах:  « В них  нет  чрезмерной  восторженности,  экзальтации, но царит  спокойная сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».

       Хотя  культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись, определённую печать условности и метафизической отвлеченности, она  никогда  не была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях  талантливых мастеров прошлого века находили отражение и  реальный  исторический  процесс бытия, и  все  изменения,  происходившие  в  самых недрах души русского народа, весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать  даже  в канонических  сюжетах своё  личное  отношение к окружавшей их действительности, свои национальные эстетические и нравственные идеалы.

       Иконопись  в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом искусства.  Но  если  в  частном владении, в домах имелись, как правило, лишь иконные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери  и различных святых, то в церквах и соборах к ним прибавлялись  и иконы с многофигурными сценами из  жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же находилось  и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим числом  сцен  их   жития,  содержащих  множество занимательных подробностей   и дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того времени. 
 
 
 
 

         ВЕКОВОЕ  РАЗВИТИЕ  ИКОНОПИСИ

 

       Параллельно с развитием  и  усложнением  иконографической, собственно композиционной  основы икон в  древнерусской живописи  исподволь  происходило и постоянное изменение образной и стилистической систем  в  их непосредственном художественном проявлении.

       Так, иконы XII – XIII веков отличаются, подчёркнуто репрезентативной  монументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам о классических статуарных принципах античного искусства.

       В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом  собирания национальных сил для отпора монголо-татарским завоевателям, нашла своё  отражение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету. Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место религиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных «энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблематикой мистическое  учение  о  божественном сверхприродном свете провозглашалось в восточно-христианском мире (в том числе и средствами искусства) представителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихастские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров, работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофана Грека.

       Подобное  экспрессивное направление в  искусстве Древней Руси (особенно ярко проявившееся в новгородских и  псковских стенных росписях последней  четверти XIV века, а также в ряде  икон  типа  псковского  «Собора  Богоматери»), естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проявилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов. И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит  гармоничное искусство Андрея Рублёва, его учеников и  последователей  –  вплоть  до знаменитого иконописца рубежа  XV  – XVI  столетий Дионисия, автора прославленных стенных росписей Ферапонтова монастыря.

       Искусство  Рублёва  и  его  школы  по  праву  считается наивысшим взлётом древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие достижения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым, художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.

       В  XVI  веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм культуры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бледнел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяжении  XVI  века  параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирщением» всех  сфер  жизни общества – в силу всё большего укрепления централизованной самодержавной  власти – шаг за шагом складывается искусство совершенно иного  типа,  при  внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, искусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием «неоклассицизма» как чего – то достаточно тяжелого, достаточно холодного, достаточно  умелого,  хотя  и   той   умелостью,   что   порождается  усиленным,  но  весьма внешним подражанием классическим  образцам  искусства  прошлого. Для иконописи эпохи Ивана Грозного всё более  характерным становятся строгие, темные лики и такие же строгие, тёмные,  глуховатые  краски  –  древнерусская икона переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь выходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно – декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам реалистического искусства.

       Иконы  XVII  века поэтому отмечены как явно проступающим в них интересом художников к реальным сторонам окружающей действительности,  так и  всё более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощрённости исполнительской манеры,  присущей, например, мастерам царской Оружейной палаты. Эти же основные эстетические принципы оставались  почти неизменными и в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется  в том её  русле,  которое оставалось исконно традиционным. 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Духовная  и художественная значимость русской  иконописи общепризнанна, и слава  её давно перешагнула границы  нашей страны.

       Было  бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко-напоминательной:  ещё  более  ценилась средневековым человеком её способность указывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологической устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человеческой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.

       Можно сказать, что активно провозглашаемое  понятие о светлых духовных началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской иконы  на  всём  протяжении  её  существования. Думается, что в первую очередь именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  иконописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в России, но и далеко за её пределами. 
 
 
 
 
 
 

 

        6. Список используемой литературы

 

       1. Каргер М. Новгород. - Ленинград, "Аврора", 1975.

       2. София Киевская (фотоальбом) - Киев, 1984.

       3. Бродский Б. Связь времен. - Москва, 1984.

       Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энциклопедия», 1972.

       Брук  Я. В. Живое наследие. – М., 1970.

       Древнерусское искусство. – М.: 1970.

       Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М., 1970.

       Малков  Ю. Г.  Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988. 

Информация о работе Зодчество и иконопись на Руси