Зодчество и иконопись на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 09:56, реферат

Описание

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Содержание

Зодчество
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
2.1 АРХИТЕКТУРА КИЕВА X-XII ВЕКОВ
2.2 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА X-XIVВЕКОВ
2.3 АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иконопись
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

       Важное  место в городской мемориальной среде занимают военные мемориалы, поставленные в благодарность за одержанные победы и в помин души погибших воинов. В память Куликовской битвы были поставлены возрождаемый ныне собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря (основан в 1386 г. вдовой князя Андрея Ивановича Серпуховского Марией Кестутьевной) и известный москвичам храм Всех Святых на Кулишках  (на нынешней Славянской площади. Конечно, позднее эти церкви, как и многие другие, были перестроены, но от этого не утратили своего памятного характера. Если взлянуть на Кремль с Большого Каменного моста, то можно заметить золотую главку церкви Рождества Богородицы с приделом Св. Лазаря во дворе Большого Кремлевского дворца. Ее называют самым старым сохранившимся (правда, отчасти) сооружением Москвы. А поставлена она была в 1392 году (древнее нынешних кремлевских стен!) Великой Княгиней Евдокией в память победы на Куликовом поле и избавления от татарского хана Мазовши. Есть и другие храмы, посвященные чудесному избавлению города от врагов заступничеством Пресвятой Богородицы. Это собор Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря, поставленный на месте, где москвичи встречали главную святыню Русской земли — Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, избавившей город от  завоевателя Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 г. Улица Сретенка (от древнерусского "сретение" – встреча) сохранила свое название по сей день. О чудесном избавлении от нашествия крымского хана Казы-Гирея напоминает т.н. Старый собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре.

       Как мы знаем, окончательное избавление от ига принесла не Куликовская битва, а событие, произошедшее через столетие и известное как “стояние на Угре”. Хан Ахмат тогда отступил перед русскими ратями 11-го ноября 1480 года, в день совершения памяти Святого Мины. Некоторые исследователи считают, что придел Св. Мины  в церкви Зачатия Анны, что в углу Китайгородской стены был сооружен в память этого события.

       Но  не только военные угрозы мешали жизни  города. Сегодня мало кто знает, что  известный позднее как великокняжеская  усыпальница Архангельский собор Московского Кремля является наследником более древнего собора, поставленного Иваном Калитою в память об избавлении Москвы от сильного голода в 1333 году.

       Целый ряд храмов и монастырей вошел  в историю Руси как обетные, т.е. поставленные по обету в благодарность за чудесную помощь свыше. Таков Спасо-Андроников монастырь, основанный, как известно, Святителем Алексием по возвращении в Москву из Константинополя в память чудесного спасения во время бури на море, о чем усердно молился Святитель. Не менее чудесное событие послужило к основанию несохранившегося Чудова монастыря в Кремле. Святитель Алексий, имевший огромный авторитет даже среди иноверцев-татар, был вызван в Орду для попытки исцеления ханши Тайдулы от слепоты по его молитвам. После отслуженного молебна татарская царица прозрела! На принадлежавшем татарам участке земли в московском Кремле, который благодарная Тайдула подарила Святителю Алексию, он заложил монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358/60 гг.)

       К этому же типу мемориальных храмов относится собор Смоленской иконы Божией матери, с которого начинался Новодевичий монастырь. Он напоминает о данном Василием III после возвращения Смоленска под власть Москвы обете поставить храм на месте состоявшегося когда-то прощания москвичей с иконой Смоленской Божией Матери при передаче ее смолянам.

       Век шестнадцатый оставил нам три  выдающихся в архитектурном отношении  храма-памятника на московской земле. Все они имеют непосредственное отношение к личности человека, именем которого иногда и называют само столетие — век Ивана Грозного.

       На  высоком берегу Москвы-реки неподалеку от знаменитого села Коломенского, ставшего загородной резиденцией русских государей вознеслась ввысь церковь, стройные формы которой вместе с замечательным местоположением создают устойчивую связь с ее именем — храм Вознесения Господня. Взгляд подплывающего к Коломенскому с реки путешественника, взяв "разбег" на высоком речном утесе, скользит по высокому четверику, переходящему в восьмерик и далее по упруго и стремительно выталкиваемому сквозь розетку листочков-закомар замечательному шатру,  и — почти не задержавшись на крошечной главке, устремляется ввысь, к небу. Благодаря невиданному доселе каменному шатру, значительной высоте (41 м), а главное, удивительно стройным формам этот храм стал одним из символов древнерусской архитектуры. Львовская летопись свидетельствовала о нем: "Бе же церковь та велми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". Освящена она была, по той же летописи, в 1532 г., а вот дата закладки ее остается неизвестной. Одни историки считают, что это храм моленный, поставлен Василием III как просьба о даровании наследника в 1529 г., другие же датируют его 1530-м годом — годом рождения сына Ивана (будущего царя Иоанна Грозного), и тогда этот храм выражает благодарность великого князя Василия о даровании долгожданного наследника.

       Неподалеку  от церкви Вознесения, на противоположной  стороне большого оврага видна еще  одна достопримечательность шестнадцатого  столетия — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывшем селе Дьякове. Вокруг центрального восьмигранного столпа собрались в симметричной композиции четыре меньших столпа-придела, по форме напоминающих главный храм. Исследователи сходятся на том, что эта церковь изначально поставлена как памятная, но расходятся в определении самого памятного события. Чаще всего ее связывают с венчанием на царство Ивана IV Грозного в 1547 году. Другое мнение — это также моленный храм Василия III о даровании наследника. И тогда освящение центрального престола (по нему называют и всю церковь) в память Иоанна Предтечи должно выражать желание Василия иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите как основателю династической линии московских великих князей  ( Дома Калитовичей.)

       Наконец, третий, и самый знаменитый, храм как бы совместил в себе архитектурные  черты обоих предшественников — он представляет собою сложную композицию, в центре которой находится высокая шатровая церковь, а вокруг  столпообразные престолы, только числом не четыре, как в Дьякове, а восемь. Имеется в виду знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (иначе собор Василия Блаженного), на Красной площади. Ставший едва ли не самым знаменитым московским памятником древней архитектуры, храм этот создавался тоже как памятник — о падении Казанского ханства и взятии Казани Иваном Грозным. По мере одержания побед во время казанского похода в 1552 году на этом почетном месте появлялись один за другим небольшие деревянные храмы, посвященные тем святым и православным праздникам, на дни которых пришлись военные победы русского войска. Главный же штурм сильно укрепленного города был приурочен к одному из наиболее значительных праздников на русской земле — Покрова Богородицы, отмечаемому 1-го октября  ст. ст. Позднее, по возвращении в Москву, царь Иван велел поставить, как отмечала летопись, восемь "заветных" каменных престолов взамен временных деревянных церквей объединенных в единую композицию, с главным, Покровским, престолом в центре. Однако, следуя чувству гармонии, зодчие создали симметричный ансамбль из девяти престолов, образующих в плане два сдвинутых относительно друг друга креста, наложенных на одну ось — центральный престол Покрова. При этом каждый столп-престол имеет свое архитектурное лицо, и все сооружение, получившее позднее яркую раскраску с "перевитыми" главами, выглядит одновременно и как воплощение "райского града Иерусалима" и как единый памятник, объединенный одной композицией и одной идеей исторического мемориала. Строительство  этого сложного сооружения продолжалось с 1555 по 1561 гг. Авторами его часто называют мастеров Барму и Постника, хотя достоверных сведений ни них, ни об их авторстве в документах нет. Позднее к многоглавому храму пристроили еще один придел над могилой весьма чтимого местного московского святого Василия Блаженного, который был постоянно открыт для посетителей, в отличие от остальных, и постепенно название этого маленького придела в северо-восточной части храма перешло на сам храм. Теперь уже лишь специалисты называют всю церковь правильно, по главному престолу — Покрова Богородицы на Рву (последнее слово напоминает о глубоком рве проходившем в древности вдоль восточной стены Кремля). В обиходе же прочно закрепилось название собор Василия Блаженного. Иногда называют его и "каменным цветком" —  так и оставшимся неповторенным архитектурным шедевром древней Москвы. 
 
 
 

       3. Заключение

 

       Развитие  русского зодчества продолжалось, таким  образом, лишь на землях Северной Руси, где достаточно четко разграничились две самостоятельные линии развития: северо-западная и северо-восточная.

       В Северо-Западной Руси, т.е. в Новгородской земле, после монгольского вторжения сложились крайне неблагоприятные условия для развития монументального строительства. Сам Новгород не был разгромлен монголами. Однако, воспользовавшись ослаблением Руси, усилили военный натиск литовские и шведские феодалы, немецкие рыцари. Естественно, что все внимание пришлось уделять оборонным нуждам. Лишь к середине XIV в. в Новгороде вновь получило яркое развитие монументальное зодчество. Вместе с тем в Северо-Западной Руси выявилась и вторая, дополнительна" линия развития архитектуры - в Пскове. Но новгородско-псковское зодчество при всей его яркости и самобытности осталось локальным явлением, не став основой общерусской архитектуры.

       Генеральную линию развития русской архитектуры  представляет зодчество Северо-Восточной Руси. Несмотря на то, что все города Владимиро-Суздальской земли подверглись разгрому, этот район не потерял политической независимости. Скоро здесь возобновилось монументальное строительство, и, прежде всего в новых политических центрах - Твери и Москве. Самостоятельное зодчество Твери не получило дальнейшего развития, а в московском зодчестве к рубежу XIV - XV вв. наметился период блестящего расцвета.

       Московское  зодчество выросло на владимиро-суздальских  традициях, определявшихся как непосредственной преемственностью мастеров, так и волей заказчиков - московских князей, считавших себя наследниками владимирских “самовластцев". Поэтому из всех архитектурных школ домонгольской Руси в общерусском зодчестве, сложившемся на базе московского, непосредственно отразилась традиция лишь одной школы - владимиро-суздальской. И тем не менее, несмотря на отсутствие прямой генетической связи, в архитектуре ранней Москвы мы можем увидеть композиции и формы, напоминающие памятники Чернигова, Смоленска и других городов, которые в это время даже не входили в состав Русского государства и непосредственная связь с архитектурными традициями которых, казалось бы, была утрачена.

       Расцвет русской архитектуры домонгольского периода продолжался недолго, всего  два с половиной века. Но за это время была создана яркая, самобытная и многообразная архитектура, оставившая глубокий след в истории русской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иконопись

       ВВЕДЕНИЕ

 

             Древнерусская иконопись  - выдающееся явление мирового искусства, часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.

             Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государственной религии – тысячи храмов столетие за  столетием украшались драгоценными мозаиками, стенными росписями и иконами с  изображениями религиозных сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочисленных последователей христианского  учения – проповедников,  аскетов – монахов и мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород,  Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памятников живописи XI–XV веков, главным образом икон,  порой весьма различных по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам. Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостного национального художественного канона, воплотившегося  в древнерусской иконе, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочисленных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной системы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечеловеческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности. 
 

       ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА  ИКОНОПИСИ

       Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Византии, к  той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредневекового  Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллинизма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавказья и сасанидского Ирана. Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское наследие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, однако, - в силу  личного  духовного  миро чувствия – всё  чуждое её национальным устремлениям: порой излишнюю  репрезентативность  имперского  византинизма, несколько  холодноватую  “отстранённость”  образов  византийского  искусства, а нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира. На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценностей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных образов и – что, быть может, важнее всего – гораздо большая обращённость искусства к «дольней» (иначе говоря  – вполне  земной)  человеческой  жизни,  к духовно свободной человеческой личности.

Информация о работе Зодчество и иконопись на Руси