Анализ инвестиционного потенциала Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ инвестиционного потенциала Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач:
- характеристика теоретических основ инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта;
- анализ инвестиционного потенциала Самарской области.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инвестициям.docx

— 345.04 Кб (Скачать документ)

Наиболее  признанными в российской практике методиками оценки инвестиционного  климата являются: методика Института экономики РАН (ИЭ РАН) и методика рейтингового агентства «Эксперт-РА».

Одним, из наиболее популярных и признанных подходов при оценке инвестиционной привлекательности регионов России с использованием ранжирования является методика, предложенная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и регулярно публикуемая. Суть ее состоит в том, что на первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду риска и потенциала с помощью корреляционного анализа были выделены наиболее индикативные показатели. Затем методом

факторного  анализа был определен вклад  каждого индикативного показателя в величину соответствующего потенциала или риска. На последнем этапе работы с помощью метода кластерного анализа регионы,

ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся  к различным типам законодательного климата были объединены в группы по характеру инвестиционного климата. Оценка весов вклада каждого вида

потенциала  и риска в совокупный потенциал  и совокупный риск, а также регионального  и федерального законодательства была получена по результатам анкетирования российских и иностранных экспертов, в том

числе представителей инвестиционных компаний, в частности: TYSSEN, MITSUI, BRITISH & AMERICAN TOBACCO, ERNST & YOUNG, и других.

Исследование  инвестиционного потенциала регионов по методике Института экономики  РАН в рамках анализа инвестиционного климата, включает расчет таких индикаторов, как факторы экономического потенциала, факторы условий хозяйствования, политические факторы, социальные

факторы, организационно-правовые и финансовые факторы. Для оценки представленных индикаторов используются экспертный и статистический подход. При этом регион оценивается по пятибалльной шкале, в

зависимости от его положения по отношению  к другим субъектам Федерации. Результатом  данной методики является типологизация регионов и их разделение на 8 групп, оценивающие риск и инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, главным недостатком в  представленных методиках можно  определить субъективный экспертный подход, а также относительность полученного результата. Поскольку конечным результатом

является  определение места анализируемого региона в общероссийской шкале, что в конечном итоге затрудняет расчет общей ресурсообеспеченности региона. [3] 

1.3.Стратегические направления развития инвестиционного потенциала 

     Инвестиционная  деятельность играет важную роль в  экономическом развитии страны , ее отдельных городов. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост города, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки в города. 

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без  которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал  перелив капитала исходя из государственных  интересов, то любое вмешательство  государства в инвестиционный процесс  было бы излишним.

Поэтому, очень важным является понимание  взаимосвязи таких понятий, как  инвестиционный климат и инвестиционная политика. Под инвестиционным климатом будем понимать условия, которые  определяются для инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе или  муниципальном образовании в  результате формирования взаимосвязанного комплекса законодательно- нормативных, организационно- экономических, социально- политических и др. факторов. Согласно анализу, проделанному в, инвестиционный климат выступает объектом инвестиционной политики, которая представляет собой  совокупность мер организационного и экономического воздействия органов  управления на всех уровнях власти, направленных на создание оптимальных  условий для вложения инвестиций. С одной стороны, он определяет стартовые  условия для разработки инвестиционной политики города, а с другой - является ее результатом.

Первичное состояние инвестиционного климата, под воздействием инвестиционной политики переходит в новое состояние. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного  климата в более благоприятную  сторону. В свою очередь, более благоприятное  состояние инвестиционного климата  влияет на инвестиционную политику в  сторону ее дальнейшего совершенствования.

Инвестиционная  политика может получать свое развитие по четырем направлениям. Первое- это создание имиджа инвест-территории. Второе- это прямые инвестиции. Третье- это внебюджетные инвестиционные ресурсы. Четвертое- это создание экономических стимулов для привлечения инвестиций. Все это вместе взятое и формирует, благодаря инвестиционной политике благоприятный инвестиционный климат. Реализация комплекса мер позволяет повышать уровень благоприятности инвестиционного климата.

Механизм  государственного регулирования инвестиционными  процессами представляет собой совокупность инструментов и методов.

Согласно  законодательным нормам, управление инвестиционной деятельностью осуществляется в следующих формах:

-государственные инвестиционные программы (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования);

-прямое управление государственными инвестициями;

введение  системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для  привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин;

предоставление  финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий.

предоставление  финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий.

Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров  и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу:

-проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

-контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;

-антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства.

Использование иных форм и методов регулирования  инвестиционной деятельности допускается  только по решению Правительства  РФ. 

Говоря  о методах государственного регулирования  инвестиционной деятельности можно  выделить пассивные и активные.

Использование пассивных методов связано с  информированием участников воспроизводственной  деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции  в народном хозяйстве. Они включают также обоснование перспектив социально- экономического развития страны, определение  степени инвестиционной активности.

Набор активных методов связан с использованием более действенных рычагов воздействия  государства на экономические процессы.

Существуют  следующие виды активного вмешательства  государства в инвестиционный процесс [8]:

1)создание  благоприятных условий для деятельности  частных предпринимателей. В первую  очередь речь идет о формировании  благоприятной инвестиционной среды,  а также в проведении выгодной  для инвесторов налоговой и  амортизационной политики, защите  внутреннего и внешнего инвестора,  льготном налогообложении предприятий,  действующих в приоритетных отраслях  экономики;

2) прямое  участие государства в эффективных  и значимых для страны проектах, разработка бюджета развития  как части Федерального Бюджета  страны, обеспечение «локомотивного»  характера государственных инвестиций;

3) участие  государства в создании инфраструктуры  объектов как основы эффективного  частного предпринимательства.

Государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в стране. Для этого государственные  органы используют как методы прямого  участия государства в инвестировании экономики, так и методы косвенного воздействия на этот процесс путем  поощрения предпринимателей (налоговые  льготы, приоритеты в получении государственных  заказов и пр.). 

Для целей  поддержания высокой инвестиционной активности государство регулярно  разрабатывает инвестиционную программу. Эта программа представляет собой  важный инструмент прямого воздействия  государства на инвестиционный процесс.

Государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.

Институциональные инструменты позволяют достичь  координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные  органы инвестиционной политики, объединения  предпринимателей, информационные системы.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется  наиболее эффективным в какой-то ситуации. При этом каждый из них  не всегда срабатывает в тех или  иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких  конкретных обстоятельствах будут  работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен  исторический опыт государственной  политики регулирования инвестиций, который указывает на существование  моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно  выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.

В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной  инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль.5 Ключевым механизмом контроля над эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики.

Японская  модель строится на активном партнерстве  между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над  банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорации в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в  инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных  фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные  советы. Необходимым условием реализации модели является сильный частный  сектор и сильное государство  с эффективным аппаратом. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы.

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Самарской области