Второй
вариант (инновационный) базируется на
ускоренном росте российской экономики,
более высоких показателях спроса
на продукцию организаций основных
отраслей Самарской области, ориентируется
на ускорение экономического роста
за счет реализации мер по повышению
темпов и качества экономического роста
при условии более успешной, чем
в первом варианте адаптации бизнеса
к конкуренции.
Более
содержательное различие между сценариями
состоит в том, что первый вариант
– это продолжение инерционного
развития Самарской области вместе
со всей экономикой страны, а второй
- путь к инновационному развитию и
формированию в перспективе постиндустриального
общества в Самарской области.
1-й
этап (2006-2010 годы).
На
первом этапе сохранятся сложившиеся
тенденции в развитии экономики
области: несущественные сдвиги в росте
производства, сложившийся инвестиционный
климат, ограниченность возможностей
накопления капитала и его трансформации
в инвестиции. Кредитные ресурсы
банков все еще не займут значительного
места в общем объеме инвестиций.
Накопления в домашнем секторе преимущественно
будут направлены на инвестирование внутренних
потребностей населения и не будут трансформироваться
в инвестиции для других сфер экономики.
При
формировании предположений по развитию
производства области в прогнозируемом
периоде учитывались следующие
условия: стратегия развития отраслей
экономики, одинаковые темпы роста
валового выпуска продукции (работ,
услуг) и валовой добавленной
стоимости, сохранение налоговых условий
хозяйствования.
2-й
этап (2011-2015 годы).
На
втором этапе ожидается повышение
инвестиционной активности в связи
с более масштабной модернизацией
и реструктуризацией производства,
более активным вовлечением финансового
капитала в инвестиционные процессы.
3-й
этап (2016-2020 годы).
На
третьем этапе инвестиционная деятельность
будет больше ориентирована на достижение
нового качества производственного
аппарата, трансформации капиталов
и сбережений в инвестиции, значительное
повышение уровня квалификации трудового
потенциала.
Требования
к эффективному использованию инвестиций
в эти годы возрастают, поскольку
необходимо развитие инновационно-активных
компаний и организаций в различных отраслях
экономики области.
Все
рассмотренные варианты экономического
роста региона в долгосрочной
перспективе могут быть реализованы
при условии существенного улучшения
инвестиционного климата в регионе
и проведении целенаправленной инвестиционной
политики (табл. 5 ).
Вариант
развития |
2006-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
2005-2020 |
Инерционный |
Среднегодовой темп ВРП - всего, % |
106,1 |
106,9 |
107,4 |
в 2,7раза |
Среднегодовой
темп ВДС сферы производства товаров,
% |
104,7 |
106,0 |
107,2 |
в 2,4 раза |
Среднегодовой
темп ВДС сферы производства услуг,
%
|
107,8 |
107,7 |
107,6 |
в 3 раза |
Инновационный |
Среднегодовой
темп ВРП - всего, % |
107,3 |
108,2 |
108,6 |
в 3,2раза |
Среднегодовой
темп ВДС сферы производства товаров,
% |
107,2 |
108,4 |
109,3 |
в 3,3 раза |
Среднегодовой
темп ВДС сферы производства услуг,
%
|
107,7 |
108,0 |
107,7 |
в 3,1 раза |
|
Таблица
5 - Динамика валового регионального продукта
Самарской области по вариантам развития
(в ценах 2005 года) [7]
Международная
практика управления реализацией задач
и направлений стратегического
развития в регионе показывает, что
их достижение во многом зависит от
способности органов государственной
власти выстроить эффективный механизм
принятия и реализации решений, направленных
на достижение стратегических целей.
Основными
элементами такого механизма должны
стать принципы [9]:
1.
Совершенствование организационно-функциональной
структуры управления регионом,
ориентированной на достижение
стратегических целей.
Особое
место в механизме реализации
Стратегии занимает применение программно-целевого
метода управления, использование которого
предполагает:
- соответствие
(корреспондирование) программ поставленным
стратегическим целям и задачам;
- ориентация,
направленность действующих целевых программ
на устойчивое развитие региона, выраженное
в терминах конкурентоспособности региона,
его инвестиционной привлекательности
по сравнению с другими регионами.
2.
Информационная и методическая
поддержка подготовки и принятия
управленческих решений.
Необходимыми
действиями по реализации Стратегии
являются ее всестороннее публичное
обсуждение и информирование деловых
кругов и общественности о[10]:
- целях, задачах
и приоритетных направлениях стратегии
и механизмах их достижения;
- решениях
и действиях, принимаемых субъектами экономической
деятельности для реализации стратегии;
- ходе и результатах
реализации стратегии и степени эффективности
принимаемых решений.
Рисунок
2 - Механизм реализации стратегии[8]
3.
Мониторинг целевых показателей
Стратегии для оценки эффективности
оценки деятельности исполнительной
власти в рамках системы бюджетирования,
ориентированного на результат, и административной
системы в целом.
Мониторинг
позволит анализировать влияние
различных факторов на реализацию Стратегии,
развитие экономической и социальной
ситуации в регионе. В соответствии
с концепцией административной реформы
будет разработан собственный регламент
исполнения для каждой функции и
вся система органа управления будет
нацелена на достижение конкретных результатов
- бюджетирование, ориентированное на
результат.
4.
Сочетание стратегического и
оперативного планирования.
Сочетание
стратегического и оперативного
планирования представляет собой предварительное
принятие решений, направленных на достижение
требуемых результатов в перспективе,
что позволит осуществить организацию
и контроль за системой ключевых показателей
управления качеством, анализ получаемой
информации и прогнозирование результатов
деятельности хозяйствующих субъектов,
переход от жесткого планирования к гибкому
реагированию на изменяющиеся условия.
5.
Обеспечение возможности корректировки
Стратегии.
Возможность
корректировки Стратегии в зависимости
от изменений состояния внешней
и внутренней среды посредством
корректировки целевых программ
Самарской области.
Для
успешного сочетания обозначенных
принципов необходимо сформировать
систему нормативных правовых актов,
имеющих логическую связь и соподчиненность
и регламентирующих применение конкретных
методов и инструментов государственного
регулирования, складывающуюся из следующих
составляющих:
- разработка
среднесрочных программ социально-экономического
- развития
области:
- программа
социально-экономического развития Самарской
области - базовый документ, определяющий
приоритеты и основные направления социально-экономической
политики на среднесрочную перспективу.
Программа разрабатывается в целях определения
конкретных направлений действий Правительства
Самарской области по достижению целей
и реализации приоритетов Стратегии, определяет
перечень мероприятий в соответствии
с положениями Стратегии и предполагает
разработку и внедрение в практику управления
конкретных механизмов реализации положений
Стратегии;
- разработка
областных целевых программ:
- областные
целевые программы взаимоувязаны с целями
и приоритетами развития Самарской области,
определенными Стратегией и Программой
экономического и социального развития
на среднесрочную перспективу, и являются
крупными самостоятельными документами,
имеющими собственные ресурсные источники
и механизмы реализации;
- разработка
отраслевых стратегий области:
- отраслевые
стратегии области разрабатываются как
экономической, так и социальной направленности
с учетом приоритетов развития Самарской
области;
- разработка
стратегий муниципальных образований
области:
- в систему
стратегического планирования развития
региона должны быть включены муниципальные
образования области. Разработка среднесрочных
программ и стратегий ведется в соответствии
с методическими рекомендациями по разработке
и типовым макетом стратегии (программы);
- реализация
стратегии пространственного развития:
- реализация
стратегии пространственного развития
является основополагающим критерием
реализации Стратегии, поскольку отражает
пространственный аспект стратегии региона,
отраслевых федеральных целевых программ;
- совершенствование
индикативного планирования:
- совершенствование
методов индикативного планирования необходимо
для управления достижением целей Стратегии,
обеспечения соответствия между краткосрочными
и долговременными целями стратегического
развития Самарской области, а также возможности
комплексной диагностики реализации данных
целей развития;
- совершенствование
нормативных правовых актов:
- совершенствование нормативных
правовых актов позволит обеспечить
обязательность территориального
аспекта планирования при разработке
планов деятельности органов
власти, прежде всего тех направлений,
где предусмотрено расходование
бюджетных средств, а также
областных целевых программ.
Реализация
Стратегии подразумевает взаимодействие
субъектов, участвующих в экономической
жизни Самарской области. К данным
субъектам относятся[9]:
- федеральные
органы государственной власти, в том
числе территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти;
- органы государственной
власти в Самарской области;
- органы местного
самоуправления Самарской области;
- отраслевые
ассоциации и объединения предпринимателей
и хозяйствующих субъектов;
- общественные
организации, политические партии и движения;
- хозяйствующие
субъекты;
- население
Самарской области.
Реализации
задач стратегического развития
будет способствовать программа
административной реформы в Самарской
области, разработанная в соответствии
с Концепцией административной реформы
в Российской Федерации в 2006-2008 годах1.
Основными
целями реформы являются:
- повышение
качества и доступности государственных
услуг населению Самарской области;
- ограничение
вмешательства государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства,
в том числе прекращение избыточного государственного
регулирования;
- повышение
эффективности деятельности органов исполнительной
власти Самарской области.
Для
достижения целей административной
реформы решаются следующие задачи:
- внедрение
в органах исполнительной власти принципов
и процедур управления по результатам;
- разработка
и внедрение стандартов государственных
услуг, предоставляемых органами исполнительной
власти, а также административных регламентов
в органах исполнительной власти;
- оптимизация
функционирования органов исполнительной
власти и введение механизмов противодействия
коррупции в сферах деятельности органов
исполнительной власти;
- повышение
эффективности взаимодействия органов
исполнительной власти и гражданского
общества, а также повышение прозрачности
деятельности органов исполнительной
власти;
- модернизация
системы информационного обеспечения
органов исполнительной власти;
- формирование
необходимости организационного, информационного
и ресурсного обеспечения административной
реформы.