Анализ системы внутреннего инвестиционного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование организации внутреннего инвестиционного контроля на примере ООО «Жилищная инициатива».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

◦рассмотреть сущность внутреннего инвестиционного контроля ;
◦охарактеризовать принципы построения инвестиционного контроля;
◦провести анализ системы внутреннего инвестиционного контроля ООО «Жилищная инициатива»;
◦предложить вариант организация системы внутреннего инвестиционного контроля ООО «Жилищная инициатива» .

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические аспекты организации внутреннего инвестиционного контроля……………………………………………………………………….4

1. Сущность внутреннего инвестиционного контроля…………………...4
2. Принципы построения системы внутреннего инвестиционного
контроля ………………………………………………………………………7
Глава 2. Анализ системы внутреннего инвестиционного контроля ООО

«Жилищная инициатива»…………………………………............................16

2.1 Общая характеристика ООО «Жилищная инициатива»…………….16

2.2 Анализ существующей системы внутреннего инвестиционного

контроля……………………………………………………………………...20

2.3 Организация системы внутреннего инвестиционного контроля ООО

«Жилищная инициатива»…………………………………………….23

Заключение ………………………………………………………………….27

Список использованных источников ……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 311.24 Кб (Скачать документ)

     4. Соответствие методов инвестиционного контроллинга специфике методов инвестиционного анализа и инвестиционного планирования. В процессе организации внутреннего инвестиционного контроля необходимо ориентироваться на весь арсенал ранее рассмотренных систем и методов инвестиционного планирования (при подготовке стандартов контроля) и анализа (при подготовке показателей, отражающих фактически достигнутые результаты, и выявлении причин их отклонений от стандартов).

     5. Своевременность операций контроллинга. Эта своевременность заключается не в высокой скорости или частоте осуществления контрольных функций, а в адекватности периодов контрольных действий периоду осуществления отдельных операций, связанных с формированием результатов инвестиционной деятельности. Главное условие своевременности инвестиционного контроллинга заключается в следующем: он должен носить характер «раннего предупреждения кризисного развития», т.е. позволять устранять текущие отклонения прежде, чем они примут серьезный характер [9, с. 105].

     6. Гибкость построения контроллинга. Внутренний инвестиционный контроль должен быть построен с учетом возможности приспособления к новым инструментам инвестирования; к новым нормам и видам осуществления инвестиционной деятельности; к новым технологиям и методам осуществления инвестиционных операций. Без достаточной степени гибкости система контроллинга не будет эффективной даже в тех областях контроля инвестиционной деятельности, для которых она изначально строилась.

     7. Простота построения контроллинга. Простейшие формы и методы внутреннего инвестиционного контроля, построенного в соответствии с его целями, требуют меньших усилий контролирующих менеджеров и, как правило, более экономичны. Чрезмерная сложность построения инвестиционного контроллинга может быть не понята или не поддержана его операторами а также потребовать существенного увеличения потока информации для его осуществления.

     8. Экономичность контроллинга. Затраты по осуществлению инвестиционного контроллинга должны быть минимизированы с позиций их адекватности эффекту этого контроля. Это означает, что объем расходов по организации контроллинга не должен превышать размера того эффекта (снижения затрат, прироста доходов, увеличения прибыли и т.п.), который достигается в процессе его осуществления. С учетом перечисленных принципов инвестиционный контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам (рисунок 1.2) 

     

     Рисунок 1.2 – Содержание и последовательность этапов построения системы инвестиционного  контроллинга на предприятии

 

     1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом инвестиционного контроллинга являются управленческие решения по основным аспектам инвестиционной деятельности предприятий.

     2. Определение видов и сферы  контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; текущий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечисленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.

     3. Формирование системы приоритетов  контролируемых показателей. Вся  система показателей, входящих  в сферу каждого вида инвестиционного  контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней [12, с. 153] Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.

     При формировании системы приоритетов  следует учесть, что они могут  носить разный характер для отдельных  типов центров ответственности; для отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятия; для различных  аспектов формирования, распределения  и использования инвестиционных ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и  их сводимость по отдельным направлениям инвестиционной деятельности.

     4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых инвестиционных показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.

     5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в инвестиционный контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят «следящая система») составляет основу инвестиционного контроллинга, самую активную часть его механизма. Система инвестиционного мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями инвестиционной деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотрен ных и выявления причин этих отклонений [9, с. 107]

     Построение  системы мониторинга контролируемых инвестиционных показателей охватывает следующие основные этапы (рисунок 1.3).

     а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду инвестиционного контроллинга основывается на данных инвестиционного и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных показателей, характеризующих результаты инвестиционной деятельности предприятия.

     б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой инвестиционных показателей.

     

     Рисунок 1.3 – Содержание и последовательность основных этапов построения системы мониторинга контролируемых показателей инвестиционной деятельности предприятия 

     При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных  стандартов и контролируемых аналитических  показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы  расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной  информационной базы наблюдения и методов  инвестиционного анализа [9, с. 108]

     в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

    • фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
    • размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
    • факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
    • объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
    • указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.

     Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в  соответствии с содержанием доведенного  ему бюджета (плана).

     г) Определение контрольных периодов по каждому виду инвестиционного контроллинга и каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционной деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:

  • недельный (декадный) контрольный отчет;
  • месячный контрольный отчет;
  • квартальный контрольный отчет.

     д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:

  • положительное отклонение;
  • отрицательное «допустимое» отклонение;
  • отрицательное «критическое» отклонение.

     Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен  критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован  по контрольным периодам. В качестве критерия «критического» отклонения может  быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и  более процентов по месячному  периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду [9, с. 109]

     е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам инвестиций». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели инвестиционного контроллинга, по которым наблюдаются «критические» отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов.

     По  каждому «критическому» отклонению (а при необходимости и менее  значимым размерам отклонений показателей  приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию  используются соответствующие разделы  контрольных отчетов исполнителей.

     Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей инвестиционного  контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

     6. Формирование системы алгоритмов  действий по устранению отклонений  является заключительным этапом  построения инвестиционного контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах (рисунок 1.4).

     

     Рисунок 1.4 – Формирование принципиальных алгоритмов действия по устранению различных видов  отклонений фактических результатов  инвестиционной деятельности от предусмотренных 

       а) «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается  в тех случаях, когда размер  отрицательных отклонений значительно  ниже предусмотренного «критического»  критерия.

     б) «Устранить отклонение». Такая система  действий предусматривает процедуру  поиска и реализации резервов по обеспечению  выполнения целевых, плановых или нормативных  показателей. При этом резервы рассматриваются  в разрезе различных аспектов инвестиционной деятельности и отдельных  инвестиционных операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена  целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы  инвестиционных резервов и другие [9, с. 111]

     в) Изменить систему плановых или нормативных  показателей. Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных  аспектов инвестиционной деятельности ограничены или вообще отсутствуют.

     В этом случае по результатам инвестиционного  мониторинга вносятся предложения  по корректировке системы целевых  стратегических нормативов, показателей  текущих инвестиционных планов или  отдельных бюджетов. В отдельных  критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении  отдельных инвестиционных операций и даже деятельности отдельных центров  затрат и инвестиций.

     В заключение, необходимо отметить, что  внедрение на предприятии системы  инвестиционного контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его инвестиционной деятельностью. 
 

Информация о работе Анализ системы внутреннего инвестиционного контроля