Государственная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации

Содержание

Введение 3
I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики госу-дарства
1. Понятие инвестиций 4
2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития
рыночных отношений в России 6
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности 10
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций 14
2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимули-рующей инвестиции в реальный сектор экономики 17
3. Региональные аспекты инвестиционной политики 26
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание:

 

Введение                                                                                                                                                           3

I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства

1. Понятие инвестиций                                                                                                                              4

2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития

рыночных отношений в России                                                                                        6

3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности                                                                                                                                                          10

2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере

2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования

2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере

II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства

1. Проблемы бюджетного финансирования инвестиций                                          14

2. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики                                                        17

3. Региональные аспекты инвестиционной политики                                                        26

Заключение                                                                                                                                             28

Список литературы                                                                                                                               29


Введение

На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других. Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего”  экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”. Также является проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству. Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1)                 раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде

2)                 выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации


Глава I

Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства

1.Понятие инвестиций

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

2. Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Слово "инвестиции" (англ. - investment, нем. - investition) происходит от латинского слова "investio" - "одевать, украшать, облачать"[1]. В терминологическом словаре по инвестициям под последними понимается "использование денег для получения больших денег. Для извлечения дохода или достижения прироста капитала либо для того и другого"[2]. В экономическом словаре - "совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, другие отрасли"[3].

В Европе и США под инвестициями обычно понимаются вложения в ценные бумаги.

В российском законодательстве понятие "инвестиции" до недавнего времени использовалось как синоним "капитального строительства" и (или) в сфере международного частного права.

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" определяли инвестиции в целом идентично - как все имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). В первом Законе в качестве взаимосвязанной цели вместе с получением дохода рассматривается также достижение социального эффекта; во втором - инвестиции определялись применительно к специальному субъекту (иностранному инвестору). В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"[4] под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Для иностранных инвесторов это понятие сужено вложением в объекты предпринимательской деятельности и запретом иных общественно полезных целей[5].

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.


2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России

Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

I этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования.

Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост»

Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:

       проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

       переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;

       усиление государственного контроля за целевым расходованием средств  федерального бюджета, направленных на инвестиции;

       сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;

       использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;

       стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций[6]

На базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. Не были созданы макроэкономические предпосылки  для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного инвестиции иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

В поисках выхода из сложившейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

II этап - инвестиционная политика в посткризисный период

С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.

Были определены приоритеты программ развития, через которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направления экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.

Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию государства, декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики[7].

 


3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности

Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет  позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой России, в современных условиях недостаточны.

Действительно, анализ ситуации, сложившейся в российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика