Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа
Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически иссякло. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Если этого не удастся сделать, страна уже никогда не сможет догнать по уровню жизни развитые страны. Народ – победитель страшной войны, не должен жить хуже, это будет большой несправедливостью по отношению к людям защищавшим нас.
Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически иссякло. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Если этого не удастся сделать, страна уже никогда не сможет догнать по уровню жизни развитые страны. Народ – победитель страшной войны, не должен жить хуже, это будет большой несправедливостью по отношению к людям защищавшим нас.
Одним из институтов развития экономики страны является институт государственных корпораций. Создавая их, государство предполагало, что создаёт центры развития страны. Таким образом, государство создало корпорации, которые выполняют роли государства, но функционируют непосредственно в рыночной среде, и работают в одинаковых со всеми условиях. Государственные корпорации действуют в тех отраслях, куда бизнес идет с неохотой, либо где у бизнеса недостаточно средств. Для осуществления деятельности госкорпораций были выделены из бюджета большие деньги. Госкорпорации были наделены достаточными для осуществления своих функций полномочиями. Но в процессе работы стали возникать проблемы, которые накапливались и, в конечном счете, образовали критическую массу. Стало понятно, что существующую структуру надо менять. И в своём послании президент уже говорит, что институт госкорпораций нуждается в реформировании. К этому вопросу нужен деликатный подход. При реформировании нельзя забывать, что функции, которые выполняли госкорпорации, должны сохранится независимо от их будущего.
Сама идея, создания подобных институтов развития вполне перспективна. Но раз они не оправдали своего существования, следовательно, при их разработке были допущены ошибки.
В данной работе автор намеревается рассмотреть законодательство регулирующее деятельность госкорпораций, выявить существующие в нем пробелы и ограничения. Госкорпорации неоднородны по своему составу, следовательно, имели различные цели. Для большего понимания нужно проследить функционирование каждой госкорпорации с момента создания. Положительный опыт нужно использовать при реформировании и не допустить проявления уже выявленных отрицательных качеств. В заключительной части, на основе изучения опыта деятельности госкорпораций, будут рассмотрены возможные пути и проблемы при реформировании каждой из них.
Актуальность
данной работы заключается в том,
что проблемы, изучаемые в ней,
активно обсуждаются на самом
высоком уровне. Их решение определит
будущее состояние экономики нашей страны.
Госкорпорации охватывают наиболее перспективные
отрасли экономики. Успешное развитие
данных отраслей – большой шаг в развитии
экономики, а провал – почти наверняка
означает увеличение отставания от развитых
экономик. Поэтому у государства в этой
ситуации нет выбора. Необходимы взвешенные
решения.
Глава 1. Создание и функционирование государственных корпораций в России
1.1 Современные российские государственные корпорации: создание и характеристика
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых особенно интенсивно развиваются структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рыночным рискам, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.
Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в России лишь в 90-х гг. ХХ века, когда в результате масштабной приватизации государственной собственности и перехода к рыночной экономике в стране начали появляться первые институты корпоративного типа. Одновременно возникла необходимость обеспечить контроль государства в стратегически важных отраслях российской экономики. В результате полной трансформации форм и методов управления государственной собственностью на базе государственных предприятий и органов государственного управления начали появляться новые коммерческие и некоммерческие организации. Одной из таких форм и стали государственные корпорации, создаваемые без цели извлечения прибыли.
Хотя первые государственные корпорации появились в России в начале 90-х годов, однако, современная российская государственная корпорация начала свое полноправное существование лишь в 2007 году вместе с созданием таких госкорпораций как «Ростехнологии», «Росатом», «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Российская корпорация нанотехнологий», и другие. Их создание стало реакцией на оценку места экономики России в современном глобализирующемся мире и попыткой сохранить прорывные технологии и направления развития, которые могут определить место России в мировом интеграционном процессе. Однако, недостаточная научная проработанность экономических, правовых, социальных и административных основ функционирования государственных корпораций в России негативно отразились на практическом использовании данного института в современной рыночной экономике.
В этих условиях большое значение приобретает уточнение сущности государственной корпорации как нового института рыночной экономики, обобщение опыта использования государственных корпораций за рубежом, причем как в развитых, так и в развивающихся странах, а также выявление институциональных основ, обеспечивающих их эффективное функционирование в России.
Государственная корпорация — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.1
Список госкорпораций России представлен в таблице №1.
Таблица № 1
Название | Федеральные законы,
определяющие правовой статус |
Агентство по страхованию вкладов | Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» |
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» |
«Российская корпорация нанотехнологий»* | Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» |
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта | Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» | Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» |
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» | федеральный закон № 145-ФЗ от 17.07.2009 года «О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
* Согласно
распоряжению Правительства
Классификация госкорпораций2:
Государственные корпорации получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу. При этом госкорпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности.
Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для выполнения своих функций Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. В момент острой фазы кризиса в октябре 2008 года Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.
Целью
госкорпорации стало повышение
конкурентоспособности
На государственные и привлеченные средства банк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, страхование экспортных кредитов, рефинансирование внешних долгов российских банков и российских компаний. Кроме того, ВЭБ осуществляет деятельность по реализации в РФ и за рубежом проектов, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства. Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
Госкорпорация создана для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Для решения данной задачи госкорпорация должна выступать соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров – частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд. рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года.
Целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Функции, прописанные в законе, Фонд осуществляет безвозмездно. Фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит ликвидации.