Государственные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Россия переживает один из ключевых моментов своей истории. Мировой кризис серьезно отразился на нас, падение цен на нефть показало наш реальный уровень развития. Эйфория от высоких цен на нефть, присутствовавшая среди чиновников, прошла. В своем обращении к Федеральному собранию президент Д. А. Медведев уделял особое внимание необходимости модернизации экономики. Большое наследство, оставленное Советским Союзом, практически иссякло. После развала СССР в стране получил достаточное развитие лишь добывающий сектор, остальные сектора либо развивались недостаточными темпами, либо вообще не получили никакого развития. В этой ситуации одному частному бизнесу просто не справиться, у него нет достаточных финансовых и административных ресурсов. Необходима помощь государства. Государство должно любыми способами добиться осуществления быстрого развития экономики. Если этого не удастся сделать, страна уже никогда не сможет догнать по уровню жизни развитые страны. Народ – победитель страшной войны, не должен жить хуже, это будет большой несправедливостью по отношению к людям защищавшим нас.

Работа состоит из  1 файл

черновик.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)
  1. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта «Олимпстрой»

     Целью деятельности Корпорации является осуществление  управленческих и иных общественно  полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. После выполнения своих функций государственная корпорация должна быть ликвидирована.

  1. Государственная корпорация Российские технологии «Ростехнологии»

     Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, имеющих отношения к госкорпорации, а также путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

  1. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

     Управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. Главной функцией корпорации является обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности. На государственную корпорацию возложена ответственность за развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

     Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом»  следущие задачи: обеспечение устойчивого  развития ядерного оружейного комплекса, наращивание доли атомной энергии  в энергобалансе страны при повышении  уровня безопасности работы отрасли  и расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.3

     8. Государственная корпорация «Российские  автомобильные дороги» 

Государственная компания создается и действует  в целях выполнения функций заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании, развития полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Государственной компании, а также выполнения полномочий концедента при заключении и исполнении в отношении автомобильных дорог Государственной компании концессионных соглашений. 

1.2. Особенности правового  статуса государственных  корпораций 

ГК создается  на основании федерального закона.

     Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью. Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

     ГК  отличается как от ОАО с преобладающим  государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий: в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве.

     ГК  не обязана представлять в государственные  органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

     -  запрашивать у органов управления  корпорации их распорядительные  документы;

     - запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

     - направлять представителей для  участия в проводимых корпорацией  мероприятиях;

     - проводить проверки соответствия  деятельности корпорации, в том  числе по расходованию денежных  средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

     - в случае выявления нарушения  законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

     - устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

     На  государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

     На  государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет  госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ  и услуг в произвольном порядке.

     Контроль  за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также  заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

     Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ). 

     Во  второй половине 2007 года ускорился  процесс создания различных государственных  корпораций; в частности, создавались  или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

1.3 Результаты деятельности  и возможные пути  реформирования госкорпораций

     Сейчас  активно обсуждается дальнейшая судьба государственных корпораций. Серьезно вопросом эффективности госкорпораций  начали заниматься с весны 2009 года, после высказываний президента России Д. А. Медведева. В августе 2009 президент поручил генеральной прокураторе проверить деятельность госкорпораций. В результате проверки были выявлены многочисленные недостатки. И во время своего послания Федеральному собранию президент говорит о необходимости реформирования госкорпораций. На следующий день после выступления перед федеральным собранием, президент поручил председателю правительства Владимиру Путину представить к 1 марта 2010 года предложения по реформированию госкорпораций. Поручение это дано по итогам проверки деятельности государственных корпораций.

    • “Агентство по страхованию вкладов” (АСВ)

     Госкорпорация АСВ была создана, чтобы выплачивать вкладчикам возмещение в случае банкротства финансовой организации. Для этого российские банки переводят часть средств на ее счета. Также Агентство по страхованию вкладов выкупает проблемные банки и санирует их. Результаты АСВ не вызывают сомнений. Страховое возмещение вкладчикам выплачивается вовремя и в полном объеме, деятельность санируемых банков восстановлена. Таким образом все функции возложенные на корпорацию выполняются. По результатам прокурорской проверки были высказаны лишь технические замечания.

     Но, несмотря на достигнутые результаты, предлагают АСВ преобразовать в  страховую компанию. Авторы говорят  о том, что госкорпорация занимается коммерческой деятельностью, фактически представляя коммерческую организацию. Но на самом деле все не так просто, страхуются банки, а в случае проблем у банка выплаты получают вкладчики. АСВ является уникальной организацией. Как и Центральный банк, она может обладать особым статусом. Никого не удивляет, что американская Federal Deposit Insurance Corporation создана как независимое агентство в форме корпорации федерального правительства. Никому в голову не пришло из-за ее уникального статуса превращать FDIC в страховое общество. Так зачем нам нужно что-то менять, если госкорпорация справляется со своими задачами?

    • Внешэкономбанк

     С момента своего создания госкорпорация  заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных  органов власти, региональных администраций, крупнейших государственных компаний (ОАО «Российские железные дороги», ОАО«Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростехнологии», ОАО «Роснефть» ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»). К октябрю 2008 г. наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил участие госкорпорации в реализации уже более чем 20 крупных проектов на сумму около 200 млрд руб.

     В настоящее время Внешэкономбанк является важным инструментом обеспечения  финансовой устойчивости отечественных  кредитных организаций и компаний реального сектора. Для обеспечения  реализации антикризисных мер госкорпорации предоставлены дополнительные ресурсы. Так, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму до 50 млрд долл. сроком на 1 год, также предусмотрена возможность размещения во Внешэкономбанке на депозиты средств фонда национального благосостояния на сумму до 450 млрд руб. до конца 2019 г. Кроме того, принято решение внести в уставный капитал Внешэкономбанка имущественный взнос в сумме 75 млрд руб. на реализацию мер по поддержке финансового рынка.

     Внешэкономбанком  реализован целый ряд мер как  адресной, так и системной поддержки, примерами которых могут служить:

  • приобретение 98% акций ОАО АКБ «Связь-Банк» и 99% акций ЗАО «КБ «Глобэкс»;
  • предоставление субординированных кредитов ряду российских банков: Банку ВТБ , «Россельхозбанку», Альфа-банку, Номос-банку, Ханты-Мансийскому банку, Газпромбанку – на общую сумму свыше 30 млрд руб.;
  • участие в рефинансировании сделок компаний топливно-энергетического комплекса, горнорудной, металлургической промышленности, микроэлектроники, а также ОАО «Банк ВТБ» на сумму около 14 млрд долл.
  • Поддержка российского фондового рынка, путем покупки акции российских эметентов.

     Однако  руководство банка говорит, что  выполнение антикризисных функций  очень дорого обходится госкорпорации. Внешэкономбанк указывает, что появились  риски снижения его финансовой устойчивости, связанные с ухудшением финансового  положения заемщиков и ростом резервов.

     Благодаря особому статусу «Внешэкономбанк» не обязан соблюдать требования и  нормативы банковского регулятора. Таким образом, будучи по всем признакам  банком, «Внешэкономбанк» считается  некоммерческой организацией, то есть спрос с него невелик. Для ее акционирования, собственные средства надо увеличить на 1 трлн руб., чтобы сохранить рейтинги международных агентств и соответствовать требованиям по капиталу, предъявляемым к банкам, и с учетом рискованности активов Внешэкономбанка. Акционирование требует огромных средств, которые государство в сегодняшней ситуации вряд ли готово предоставить.

Информация о работе Государственные корпорации