Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество» «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Работа состоит из  1 файл

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

12.1. Понятие инноваций и их  роль в развитии предприятия

 

Под инновацией (англ. «innovation» –  нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество» «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

 

Новшество – это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Слово «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

 

Понятие «инновации» как экономическую  категорию ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т. е. инноваций:

 

• использование новой техники, технологических процессов или  нового рыночного обеспечения производства;

 

• внедрение продукции с новыми свойствами;

 

• использование нового сырья;

 

• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

 

• появление новых рынков сбыта.

 

Девиз инновации – «новое и иное»  – характеризует многоликость этого  понятия. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведёния, которые основываются на идеях. Например, застежки типа «молния», шариковые авторучки, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

 

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация – это новая ценность для потребителей, она должна отвечать их нуждам и желаниям.

 

Систематическая инновация состоит  в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом  анализе тех возможностей, которые  эти изменения могут дать для  успешной деятельности предприятия.

 

Все разнообразие инноваций можно  классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

 

• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные  изобретения и становятся основой  формирования новых поколений и  направлений развития техники и  технологии;

 

• улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

 

• модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства и труда.

2. По объекту применения:

 

• продуктовые инновации, ориентированные  на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

 

• технологические инновации, нацеленные на создание и применение, новой  технологии;

 

• процессные инновации, ориентированные  на создание и функционирование новых  организационных структур как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

 

• комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

З. По масштабам применения:

• отраслевые;

• межотраслевые;

• региональные;

 

• в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

 

• реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как  реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

 

• стратегические инновации –  это инновации, реализация которых  носит упреждающий характер целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

• экономическая;

• социальная;

• экологическая;

• интегральная.

 

Внедрение новшеств  всегда имело  большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

 

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

 

В условиях рыночной экономики и  конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

Один из классиков экономической  теории А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики – свободу производства и предпринимательство.

 

Преодоление кризиса и переход  к росту можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях экономики, осуществления ее глубокой структурной перестройки, решительного обновления форм и методов работы.

 

В стране наблюдается гигантское перепотребление  природных ресурсов, что создает  мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и др. Так, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в З раза больше, чем в Японии и Германии, а по сравнению с США – превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные показывают затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадет в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях потребует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

 

Очевидно, что в решении этих непростых, но важных для нашей экономики  задач решающая роль принадлежит  предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

 

Особое значение для производства имеют инновации с мощными  преобразовательными функциями. К  ним следует отнести, прежде всего, новую технику и технологию. Изменяя производство, перевод его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

12.2. Инновационная деятельность  предприятия

 

Инновационная деятельность – это  деятельность, направленная, на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

 

Инновационная деятельность предприятия  включает:

 

• выявление проблем предприятия;

 

• осуществление инновационного процесса;

 

• организацию инновационной деятельности.

 

Главная предпосылка инновационной  деятельности предприятия состоит  в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически убирать все, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

 

Можно назвать ряд источников инновационных  идей.

 

Внутренние источники – они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

 

- неожиданное событие (для предприятия  или отрасли) – успех, неудача,  внешнее событие;

 

- несоответствие между реальностью  (какова она есть на самом  деле) и нашими представлениями  о ней;

 

- нововведения, основанные на потребности процесса;

 

- внезапные изменения в структуре  отрасли или рынка.

 

Внешние источники нововведений имеют  свое происхождение за пределами  предприятия или отрасли. Это:

- демографические изменения;

 

- изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

 

- новые знания (как научные, так  и ненаучные).

 

Из названных источников изменений  наиболее важными являются нововведения, основанные на потребности процесса, и новые знания.

 

Наиболее существенные – радикальные  изменения происходят на основе новых знаний (открытий). Нововведения, основанные на них, как правило, трудноуправляемы. Потому что, как правило, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, а также потому, что проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

 

Нововведение, основанное на новых  знаниях, должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в  этом случае оно принесет успех.

 

Инновация означает изменения в экономике, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.-

 

Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности.

 

Основной организационный принцип  для инновации заключается в  создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

 

Как показывает опыт, все попытки  превратить существующее подразделение  в носителя инновационного проекта  заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия  крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии – уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

 

 

Предпринимательская и инновационная  деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить  работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ хозяйственной деятельности, за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

 

Необходимо оградить инновационное  подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций  не должны включаться в регулярно  проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

 

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства, по меньшей мере, в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

 

Предприятием следует управлять  таким образом, чтобы в нем  создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения – это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения – это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

 

Инновационная деятельность может  осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

 

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний  венчур. Это подразделение должно функционировать при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.

 

В течение обусловленного срока  внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

 

Самостоятельная венчурная фирма  – это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Информация о работе Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия