Государственные инвестиции – это займы
и кредиты, которые одно государство или
группа государств представляет другому
государству, в этом случае речь идет о
международных отношениях, которые регулируются
международными договорами и к которым
применимы нормы международного права
[19, с.33].
Частные инвестиции предоставлены
частными фирмами, компаниями
или гражданами одной страны
соответствующим субъектам другой
страны.
В состав
прямых инвестиций входят любые
капиталовложения, обеспечивающие 10 %
или больше, участие в предприятии.
Инвестиции, сделанные прямым инвестором,
то есть юридическими или физическими
лицами полностью владеющими предприятием
или контролирующими не менее 10 % акционерного
капитала предприятия, что дает им право
на участие в управлении – прямые инвестиции
[2, с. 19].
Прямые иностранные инвестиции
делятся на две группы: капитальные
трансконтинентальные вложения
и транснациональные вложения.
Капитальные трансконтинентальные
вложения, обусловленные возможными
лучшими условиями рынка, то
есть тогда, когда существует
возможность поставлять товары
с нового производственного комплекса
непосредственно на рынок данной
страны (континента).
Издержки играют здесь небольшую
роль, главное — нахождение на
рынке. Разница в издержках
производства по сравнению с
головной компанией является
меньшим фактором влияния на
размещение производства на данном
континенте. Издержки производства
являются решающими и для определения
страны данного континента, в
которой необходимо создать новые
производственные мощности [22, с.86].
Транснациональные вложения —
прямые вложения, часто в соседней
стране. Цель — минимизация издержек
по сравнению с головной компанией.
В составе прямых инвестиций
выделяют взносы в уставный
фонд, это часть уставного фонда
фактически внесенного совладельцами
предприятия. Эти взносы могут
включать материальные активы
и денежные средства. В соответствии
со ст. 2 Федерального закона «Об
иностранных инвестициях в РФ»,
от 9 июля 1999 г., № 160-ФЗ реинвестирование
– это осуществление капитальных
вложений в объекты предпринимательской
деятельности на территории РФ
за счет доходов или прибыли
иностранного инвестора или коммерческой
организации с иностранными инвестициями,
которые получены от иностранного
инвестора.
Прямые кредиты – это кредиты,
предоставленные предприятию прямым
инвестором. В соответствии со
ст. 2 Федерального закона «Об
иностранных инвестициях в РФ»,
от 9 июля 1999 г., № 160-ФЗ в состав
прямых иностранных инвестиций
включается осуществление иностранным
инвестором, как арендодателем, лизинга
оборудования [1].
Дополнительное участие иностранных
инвесторов включают приобретение
прямым инвестором дополнительного
пакета акций предприятия или
оборудования, переданного прямым
инвестором предприятия помимо
взносов в уставный фонд.
Прямые инвестиции напрямую участвуют
в производственном процессе. Черты
характерные для прямых инвестиций:
– при прямых зарубежных инвестициях
инвесторы, как правило, лишаются
возможности быстрого ухода с
рынка;
– прямые иностранные инвестиции
не создают для страны дополнительной
внешней задолженности, наоборот
способствуют появлению источников
ее погашения;
– большая степень риска и
большая сумма, чем при портфельных
инвестициях;
– более высокий срок капиталовложений,
чем они более предпочтительны
для принимающих государств [11, с.22].
Прямые зарубежные инвестиции
направляются в принимающие страны
двумя путями: организация новых
предприятий и скупка или поглощение
уже действующих компаний. С точки
зрения прямых затрат организация
новых предприятий дешевле, а
по критерию «упущенной выгоды»
скупка или поглощение уже
действующих компаний предпочтительнее.
По определению МВФ прямыми
иностранные инвестиции являются
в том случае, когда иностранный
собственник владеет не менее
чем 25 % уставного капитала акционерного
общества. В странах европейского
сообщества этот критерий 20 -25 % (Канада,
Австралия – 50 %; США – 10 %; РФ
– 10 %).
Портфельные инвестиции – это
покупка акций, не дающее право
их владельцам влиять на функционирование
предприятий и составляют менее
10 % в общем акционерном капитале
предприятия, а также облигаций,
векселей и других долговых
ценных бумаг. Доля портфельных
иностранных инвестиций в общем
объеме привлекаемого иностранного
капитала незначительна [18, с.88].
Нестабильность портфельных иностранных
инвестиций объясняется несформированным
рынком ценных бумаг, неустойчивой
нормативной базой, а также
финансовым кризисом.
Прочие иностранные инвестиции
– это остаточная категория,
непопадаемая под определение прямых
и портфельных, но составляющая 45-80 % от
общего объема привлекаемого иностранного
капитала.
Торговые кредиты, к которым
относятся предварительная оплата
за импорт или экспорт и
предоставление кредита для импорта
и экспорта.
Прочие кредиты - разные помимо
торговых, полученные не от прямых инвесторов.
В их числе выделяются кредиты, полученные
от международных финансовых организаций
(ЕБРР, МФР), от правительств иностранных
государств.
Банковские вклады представляют
собой собственно счета зарубежных
юридических лиц в российских
банках.
Прочие – это все неотраженные
активы и пассивы, например, дебиторская
и кредиторская задолженности,
относящиеся к просроченным процентным
платежам [9, с.18].
Иностранные инвестиции, поступающие
в страну при посредничестве государственных
структур называются косвенными, которые
могут быть прямыми, портфельными, прочими.
Посредничество государства в
процессе привлечения иностранного
капитала в национальную экономику
обеспечивает его равномерное
распределение между основными
нуждающимися отраслями экономики.
Государство выступает заемщиком,
определяет не только в какие
отрасли, но и под какие конкретные
проекты израсходованы полученные
инвестиции.
Таким образом, наша страна
привлекает капитал, в основном,
в форме прямых и портфельных
инвестиций, в виде ссудных капиталовложений
и путем размещения облигационных
займов на международном рынке
капиталов. К прямым инвестициям
относят инвестиции юридических
или физических лиц, полностью
владеющих предприятием или контролирующих
не менее 10% уставного капитала
предприятия. Прямые иностранные
инвестиции делятся на две
группы: капитальные трансконтинентальные
вложения и транснациональные
вложения. К портфельным инвестициям
относят приобретение акций, паев,
облигаций, векселей и других
долговых ценных бумаг. Они
составляют менее 10% в уставном
капитале. Прочие иностранные инвестиции
– это остаточная категория,
непопадаемая под определение прямых
и портфельных, но составляющая 45-80 % от
общего объема привлекаемого иностранного
капитала. Иностранные инвестиции, поступающие
в страну при посредничестве государственных
структур называются косвенными, которые
могут быть прямыми, портфельными, прочими.
Посредничество государства в процессе
привлечения иностранного капитала в
национальную экономику обеспечивает
его равномерное распределение между
основными нуждающимися отраслями экономики.
Формы инвестирования. Основные
формы инвестирования иностранного
капитала включают:
– инвестиции в форме государственных
заимствований;
– в форме вклада в капитал
российских предприятий;
– в форме вложений в ценные
бумаги, в том числе в государственные
ценные бумаги, а также корпоративных
и национальных эмитентов;
– иностранные кредиты;
– лизинговые кредиты, позволяющие
отечественной экономике получить
современную технику и технологию;
– финансовые кредиты российским
предприятиям [7, с.20].
Иностранные инвесторы осуществляют
инвестирование на территории
РФ следующими способами:
– путем долевого участия в
предприятиях, создаваемых совместно
с юридическими лицами РФ;
– путем создания предприятий
полностью принадлежащих иностранным
инвесторам, а также филиалов
иностранных юридических лиц;
– путем приобретения предприятий, имуществ,
капиталов, зданий, сооружений, долей участия
в предприятиях, паев, акций, облигаций.
Таким образом, основные формы
инвестирования иностранного капитала:
инвестиции в форме государственных
заимствований; в форме вклада
в капитал российских предприятий;
в форме вложений в ценные
бумаги; иностранные кредиты; лизинговые
кредиты; финансовые кредиты.
1.3 Правовые основы
привлечения иностранных инвестиций
в экономику России
Современную правовую базу для
иностранных инвестиций в России
составляют ряд законов и указов
Президента.
Действует также ряд конкретных
ведомственных инструкций.
По своему характеру эти документы
подразделяются на 2 группы:
Первая группа — это базисные
законы России, нацеленные на
переход страны к полноценному
рыночному хозяйству. Часть из
них была принята в 1991—1997 гг.
Основным Законом России является
Конституция Российской Федерации,
принятая 12 декабря 1993 г., провозгласившая
основы конституционного строя,
права и свободы человека и
гражданина.
Законодательным органом является
Федеральное Собрание — Государственная
Дума (Парламент) РФ, исполнительным
— Президент и Правительство.
Гражданский кодекс Российской
Федерации в 3-х частях (1994, 1996,
2001).
Вторая группа — это документы,
касающиеся непосредственно иностранных
инвестиций. Главные среди них
— это Федеральный закон "Об
иностранных инвестициях в Российской
Федерации" от 9 июля 1999 г. №
160-ФЗ.
Этот закон определяет основные
гарантии прав инвесторов, определяет
правовые и экономические основы
привлечения иностранных инвестиций
на территории РФ.
Положения Закона действуют на
территории РФ применительно
по всем иностранным инвесторам
и предприятиям с иностранными
инвестициями.
Федеральный закон "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных
вложений" от 25 февраля 1999 г. №
39-ФЗ определяет, кто может быть
инвестором в России.
Регистрация иностранной компании
как процедура аналогична регистрации
предприятий без иностранных
инвестиций, однако имеет ряд
особенностей, связанных с расширенным
перечнем требуемых документов.
Требования законодательства к
минимальному размеру уставного
капитала предприятий с иностранными
инвестициями те же, что и для
предприятий без иностранных
инвестиций (ООО, ЗАО - 100 МРОТ, ОАО
- не менее 1000 МРОТ).
Иностранный инвестор может создать
юридическое лицо, как путем учреждения
новой фирмы в соответствии
с российским законодательством
(самостоятельно или с российским
партнером), так и приобрести доли
(акции) в уже действующей российской
фирме.
Регистрация иностранной компании
со 100% иностранными инвестициями, зарегистрированного
на территории РФ, определяется
законодательством РФ, которое устанавливает
порядок регистрации компаний, их
правовое положение, уровень налогообложения,
ограничения по приобретению
пакетов акций в отдельных
отраслях, порядок перевода прибылей,
подчинение трудовому законодательству.
В России никаких ограничений
для иностранных инвесторов с
точки зрения организационно-правовых
форм не существует. Регистрация
иностранной компании может быть
осуществлена в любых формах,
предусмотренных законодательством.
При этом следует отметить, что
наиболее распространена регистрация
иностранной компании в форме
хозяйственных обществ. Когда
производится регистрация иностранной
компании, выбор организационно-правовой
формы осуществляется в зависимости
от того, какие цели преследуются
при создании компании, какой
вид бизнеса интересен для
инвестора, от числа учредителей,
размера уставного капитала и
так далее.