Целесообразна государственная
поддержка лизинга как одного
из направлений специализированной
системы сельскохозяйственного
кредита. Необходимо повысить
роль государственного целевого
бюджетного фонда поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции
и продовольствия в финансировании
приобретения технических средств
и оборудования, активно использовать
целевую кредитную линию, мобилизовать
местные источники финансирования.
На нынешнем этапе крайне важно
осуществить техническое перевооружение
и реконструкцию животноводческих
ферм и комплексов, а также
обновление парка машинами качественно
нового поколения.
Инвестиционную политику в ближайшие
годы надо осуществлять на
основе следующих принципов:
– последовательной децентрализации
инвестиционного процесса, увеличения
доли собственных средств предприятий
в общем объеме капитальных вложений,
повышения роли амортизационных отчислений
как одного из источников финансирования
инвестиций;
– размещения государственных
инвестиций на производственные
цели на конкурсной основе;
– возвратности централизованных
капитальных вложений;
– расширения практики совместного
государственно-коммерческого финансирования
проектов;
– усиления государственного
контроля за целевым расходованием средств
государственного бюджета, направленных
на инвестиции;
– расширения практики страхования
и гарантирования поддерживаемых
государством инвестиционных проектов;
– стимулирования иностранных
инвестиций. Необходимо отметить, что
при сложившемся соотношении цен на сельскохозяйственную
и промышленную продукцию в предстоящие
годы капитальные вложения за счет собственных
средств смогут осуществлять лишь отдельные
предприятия, финансирование инвестиций
из государственного и региональных бюджетов
в ближайшие годы не улучшит состояние
производственного потенциала сельского
хозяйства и всего АПК. Вместе с тем, требуется
разграничить функции управления инвестициями
на государственном, региональном и местном
уровнях, обеспечивая полномочия каждого
из них надежными, а главное, стабильными
источниками финансирования, закрепленными
законодательным путем. В этих целях необходимо
разработать и утвердить стабильные среднесрочные,
на 2–3 года, нормативы распределения налогов
и других видов платежей между бюджетами
различных уровней, а не менять их ежегодно,
как это нередко делается.
Кроме того, в ближайшее время
на государственном уровне следует
принять меры, направленные на
создание благоприятных условий
для роста банковских инвестиций
в АПК. В числе мер по преодолению
кризиса финансово-кредитной системы
на первый план надо поставить
упорядочение взаиморасчетов между
предприятиями, создание системы
страхования и т.д.
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
2.1 Факторы, сдерживающие
приток иностранных инвестиций и пути
их устранения
Приток иностранного капитала
в любую страну и эффективность
капиталовложений определяются
преимуществами инвестиционного
климата в данной стране.
Инвестиционный климат – это
совокупность политических, экономических,
юридических, социальных, бытовых
и других факторов, которые определяют
степень риска капиталовложений
и возможность их эффективного
использования [17, с.18].
Необходимым условием для привлечения
иностранных капиталов в Россию
является борьба с криминальными
элементами. В международной экономике
все больше возрастает роль
мелких и средних инвесторов,
а они и являются основными
объектами криминальных структур.
Важнейшей причиной недостатка
капиталовложений является именно
криминальность российского общества.
За последние годы Россия потеряла
ощутимое количество реальных
иностранных инвесторов, которые
желали вложить средства в
российские предприятия, но были
вынуждены отказаться от этого.
Причинами отказа стали:
– высокие издержки и, как
следствие, неконкурентоспособность
производства в России; сложные
и запутанные способы регистрации
инвестиций в российские предприятия;
– неуступчивость российских
партнеров, а также их неадекватная
оценка вклада российской стороны;
– неготовность руководителей
российских предприятий к конкретным
действиям и сотрудничеству с
иностранными инвесторами, низкий
уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало
регулирование таможенного режима
в России. В настоящее время
ряд иностранных компаний, реализующих
импортозамещающие проекты, столкнулись
с ситуацией, в которой действующие
ставки таможенных пошлин на
сырье, комплектующие и готовую
продукцию делают производство
в России нецелесообразным.
Неблагоприятный инвестиционный
климат имеет для страны, принимающей
инвестиции, реальное денежное выражение,
в котором исчисляются материальные
потери вследствие недополучения
значительных инвестиций и низкой эффективности
«работающих» капиталовложений.
На инвестиционном климате отрицательно
сказываются не только прямые
ограничения деятельности иностранных
фирм, содержащиеся в законодательстве,
но и нечеткость, и особенно
нестабильность, законодательства
принимающей стороны, поскольку
эта нестабильность лишает инвестора
возможности прогнозировать развитие
событий, что снижает рентабельность
вложений [23, с.44].
Одним из проявлений кризисного
состояния российской экономики
является инвестиционный кризис,
означающий долговременную тенденцию
снижения объема капиталовложений,
а, следовательно, быстрое устаревание
основных фондов и тем самым
угрозу утраты не только конкурентоспособности,
но и самой возможности существования
многих предприятий и целых
отраслей. Выход из кризиса зависит
от решения проблемы инвестиций.
В настоящее время инвестиционный
климат в России является недостаточно
благоприятным для широкого привлечения
иностранных инвестиций, в первую
очередь прямых. Стремление России
интегрироваться в мировое экономическое
хозяйство приводит к возможности
относительно свободного перемещения
иностранного капитала.
В сегодняшней ситуации проблема
его привлечения в нашу страну
стоит весьма остро. Ряд отраслей
отечественной промышленности испытывает
инвестиционный голод, поэтому
приток капиталов, как российских,
так и из-за рубежа, может дать
импульс для выхода из кризисного
состояния, стимулировать деловую
активность на внутреннем рынке,
повысить конкурентоспособность
российских товаров на мировом
рынке.
Иностранные предприниматели проявляют
немалый интерес к российской
экономике. Россия имеет богатые
месторождения природного сырья,
сравнительно дешевые энергетические
ресурсы, квалифицированные трудовые
ресурсы при относительно низкой
стоимости рабочей силы, очень
емкий внутренний рынок. По
данным Министерства внешнеэкономических
связей России, наиболее привлекательными
регионами для иностранных инвесторов
являются: Москва, Тюменская область,
Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий
автономный округ, Санкт-Петербург,
Хабаровский край, Нижегородская
область.
Очень серьезная проблема в
области налогов — риск двойного
налогообложения. Когда государства
и их деловые круги вкладывают
свои денежные средства в экономику
других стран, предоставляют другим
государствам кредиты, получая
при этом дивиденды и проценты.
Такое взаимодействие предполагает
оплату товаров и услуг, предоставление
и возврат кредитов. Если получатель
доходов находится, живет и работает в
одной стране, а получает доходы из других
стран, то и в своей, и в других странах
он может попадать под действие налоговых
законов, вследствие чего с одного и того
же дохода налоги могут взиматься в двух
и более странах. Так и возникает двойное
налогообложение. Очевидно, что такое
двойное налогообложение снижает заинтересованность
предприятий, организаций в осуществлении
деятельности за пределами своей страны.
РФ заключила ряд межправительственных
соглашений об устранении двойного
налогообложения. Она также признала
и выполняет все подобные договоры,
заключенные в свое время Советским
Союзом и РСФСР с иностранными
государствами.
Глубокий кризис привел к изменению
положения с иностранными инвестициями
в России. Между тем, по имеющимся
оценкам, в настоящее время
собственные средства российских
предприятий составляют не более
одной четверти от того объема
инвестиционных потребностей, которые,
как предполагается, предстоит удовлетворить
по мере перехода российской
экономики к росту.
Основными составляющими инвестиционной
политики преуспевающих стран
являются:
– во-первых, последовательная либерализация
ограничений и запретов при
сохранении внутренней стабильности,
исходя из политических и экономических
интересов;
– во-вторых, отраслевое регулирование
размещения прямых инвестиций
с целью не допустить усиления
влияния иностранного капитала
на стратегически значимые направления,
что создает предпосылки для
оптимизации экономической структуры.
Инвестиционный режим современной
России все еще сильно отличается
от общепринятых международных
норм и правил регулирования
капитальных вложений. Кроме того,
серьезными ограничителями развития
инвестиционной деятельности в
России являются широко распространенные
негативные факты криминализации
экономики, бюрократического произвола
и другое.
Правовая основа РФ нуждается
в серьезном улучшении. В настоящее
время в России эффективность специального
национального законодательства об иностранных
инвестициях, которое должно направить
деятельность иностранных инвесторов
в желаемое для государство русло, как
показывает отечественная практика, оказалась
незначительной. Например, если проанализировать
содержание многих нормативных документов
регулирующих деятельность иностранного
инвестора в РФ, то можно убедиться, что
по ряду аспектов они нередко не выдерживают
сравнения с аналогичными правовыми актами,
действующими в зарубежных странах, в
том числе и однотипных с Россией государствах
с переходной экономикой. К тому же в РФ
механизмы их применения, как правило,
недостаточно отработаны. Зафиксированные
в них нормы слабо подкрепляются подзаконными
актами, вводимыми в действие после принятия
соответствующих законов, а временами
даже ослабляются или неправильно интерпретируются
в таких актах, что порождает путаницу
и снижает эффективность создаваемой
правовой базы. Немаловажное значение
имеют неформальные ограничения в отношении
иностранных инвесторов. Среди них можно
отметить многоступенчатость процедуры
получения разрешения, а также многочисленность
и подробность пунктов заявки на получение
разрешения.
К неформальным ограничениям
следует отнести и бюрократизацию
регулирования последующей деятельности
иностранной компании в стране,
предоставления кредитов и другое.
Все это усугубляет положение, создаваемое
для иностранных предпринимателей сравнительно
незначительными официальными ограничениями.
Взятые в целом ограничения для иностранных
инвесторов ухудшают инвестиционный климат
России. Сложившийся в настоящее время
режим регулирования капитальных вложений
не соответствует общемировым правилам
и не поощряет иностранных инвесторов
к освоению российского рынка.