Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание

Цель и задачи написания данной курсовой работы – более полно осветить положение иностранных инвесторов в России, инвестиционный механизм, сущность инвестирования, государственное регулирование иностранных инвестиций и выявить проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ НА СДАЧУ 2010г.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

     Целый куст производственных СП, специализирующихся на различных видах продукции, создан с участием АО "Уралмаш". Например, совместно с немецким концерном «Mannesman» производятся гидравлические экскаваторы, совместно с американскими фирмами «Caterpillar» и «National Oil Well» начато производство буровых установок.

     Выделить часть производства завода "АвтоВАЗ" в СП пыталась фирма  

20

«Daewoo» на переговорах с этим предприятием. В дальнейшем планировалось вложить в модернизацию $200 млн.

        Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д. Для достижения этих целей может быть создано СП, которое неотделимо от основной структуры: ему передается (или сдается в аренду) помещение и оборудование, либо СП оформляется как совместное использование современной технологии, передаваемой иностранной стороной, или нового оборудования.

       Таким образом, создается связка "респектабельное СП" - "испытывающий трудности завод", с помощью которой предприятие может работать как в специфических условиях российского рынка (на котором действует основная производственная структура), так и выходить на иностранный рынок и создавать привычные для иностранных партнеров условия работы (этим занимается СП). Например, на заводе "Энергомаш", основная продукция которого - газовые турбины, создается СП совместно с «General Electric», которое также будет выпускать газовые турбины, используя мощности завода.

На месте  Дукатского ГОКа планируется создать  СП "Новый дукат" совместно  с английской компанией «Arin Resourses».

         С целью минимизировать налоговые и таможенные выплаты (а также уменьшить неудобства российского финансового обслуживания и потребность в оборотных средствах) многие иностранные компании

стремятся сделать так, чтобы дочернее российское предприятие или СП вошло в  финансовую систему материнской  иностранной компании. В частности, используются соглашения с российскими  банками о погашении векселей как материнской компании, так и дочерней, гарантии иностранных банков при поставках продукции (которые российское предприятие не может получить самостоятельно), гарантии материнской компании, выдаваемые российскому партнеру с целью получения финансовых ресурсов в российских банках. Минимизация оборотных средств осуществляется и за счет широкого применения бартера. Например, концерн «Siemens» создал специальное подразделение, занимающееся проблемами организации финансовых потоков в России, в том числе организацией бартерных поставок.

 В качестве примера можно также привести сотрудничество концерна «Siemens» и петербургского "Завода систем программного управления". В рамках совместно осуществляемого проекта «Siemens» поставляет на завод оборудование. Средства под поставку выделяет партнер концерна  

21

«Bayerische Landesbank». Под гарантии немецкого банка «Инкомбанк» открывает кредитную линию заводу. Средства от осуществления проекта будут поступать на валютный счет завода в «Инкомбанке», который в свою очередь будет находится на коррсчете «Инкомбанка» в «Bayerische Landesbank». Эти средства будут служить гарантией возврата кредита. Кроме того, выполнение обязательств банками друг перед другом страхуется немецкой страховой компанией.  

       Благодаря гарантии концерна «Sandvik» «Московский комбинат твердых сплавов» (который контролируется концерном) получил              3-хлетнюю кредитную линию американского «City-Bank» размером $8 млн., под 8% годовых. Для этих же целей некоторые иностранные ФПГ, активно работающие в России, внедряются в финансовую систему.  

       Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со "своеобразным" российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, очищает их от "российской специфики", то есть производит необходимые согласования с властными структурами, договаривается с заинтересованными сторонами (например, возможная покупка акций предприятия согласовывается с его руководством) и т.п. В результате составляется бизнес-план по западному стандарту (где, по возможности, устранены специфические российские риски), на основе которого материнская компания принимает решение.

Дочерняя  фирма может также принимать  на себя обязательства перед российскими  партнерами, защищая материнскую компанию от определенных рисков.  

     Иностранная компания вместо создания дочерней структуры может использовать российского агента, который умеет работать по западным технологиям. Особенно часто это происходит при работе на российских фондовых рынках. Иностранные компании могут выдавать средства не только российским фирмам, но и властям. Поскольку местные администрации обычно не располагают достаточными валютными средствами для возврата кредита, то подобные соглашения могут заключаться на бартерной основе.

       Например, администрация Кемеровской области заключила с итальянской фирмой «Fata» договор на поставку оборудования для АПК региона стоимостью $202 млн. Кредит будет погашаться в результате экспорта угля и другой продукции, соглашение о реализации которой  

22

подписано с другой итальянской фирмой.  

       В целом, методы, применяемые иностранными инвесторами при вложении средств определяются тем, что иностранный капитал стремится:  

  • контролировать  использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
 
  • по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения  российского предприятия-партнера;
 
  • перевести отношения со структурой, управляющей  вложенными деньгами, на западные стандарты;
 
  • свести  к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные  компании используют те же методы, что и российские).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23

V   Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации инвестиционного климата. 

       Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества, ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

         Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

        Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования,  

24

правовой  режим непостоянен. 

 Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год.  В ближайшей перспективе законодательная  база функционирования иностранных  инвестиций будет усовершенствована  принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

       Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

       Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: 

- достижение  национального согласия между  различными властными структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями; 

- радикализация  борьбы с преступностью; 

- торможение  инфляции всеми известными в  мировой практике мерами за  исключением невыплаты трудящимся  зарплаты; 

- пересмотр  налогового законодательства в  сторону его упрощения и стимулирования  производства; 

- мобилизация  свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; 

- внедрение  в строительство системы оплаты  объектов за конечную строительную  продукцию; 

- запуск  предусмотренного законодательством  механизма банкротства; 

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы  

25

полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала

по сравнению  с другими направлениями их деятельности; 
 

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы. 

         В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить: 

- принятие  законов о концессиях и свободных  экономических зонах; 

- создание  системы приема иностранного  капитала, включающей широкую и  конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков  и страховых компаний, страхующих  иностранный капитал от политических  и коммерческих рисков, а также  информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ"; 

- создание  в кратчайшие сроки Национальной  системы мониторинга инвестиционного климата в России; 

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и перспективы