Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:17, реферат
Для оценки инвестиционного климата в России решающую роль продолжает играть сложившееся на Западе представление о ней как о стране коррумпированной, криминализированной, институционально и технически отсталой. Представители разных стран постоянно ставят вопросы о необходимости создания более благоприятного инвестиционного климата в России, о совершенствовании законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики, о совершенствовании системы налогообложения зарубежных инвесторов.
Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного
капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. Они должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл. Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего «Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной
позиции в России».
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока
зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что
государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевое
распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными секторами экономики.
Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия государства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры притока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количества зарубежных капиталовложений в качество.
3.
Правовое регулирование
иностранных инвестиций
в России
Привлечение и функционирование иностранного капитала в России
регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре группы:
1. международные договоры и
2. базисные нормативные акты
3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и
деятельность иностранного капитала в России (в том числе
подзаконные акты министерств и ведомств);
4. нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в
субъектах федерации.
Россия
является участницей ряда
В настоящее время Россия имеет соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций (включая подписанные СССР) более чем с 50 странами и примерно такое же количество договоров об отмене двойного налогообложения.
Для
развития отечественной
частных прямых зарубежных инвестиций, важное значение имеет сотрудничество
России с ведущими финансовыми организациями, прежде всего с МВФ и Всемирным банком и его филиалами, которые на международном уровне занимаются регулированием движения капитала.
Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия.
Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую примат международных договоров над нормами внутреннего законодательства.
К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов в России, относятся федеральные законы, указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т. д.), разъясняющие и (или) уточняющие статьи и положения законов, указов, постановлений.
Важную
роль в регулировании
закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый в 1991 г. Он содержал перечень льгот, причем наиболее существенные предоставлялись предприятиям с иностранными инвестициями, в которых зарубежному капиталу принадлежали более 30% уставного капитала. В дальнейшем были приняты поправки и дополнения к этому закону, изданы указы и постановления в отношении конкретных предприятий (или отраслей), инвестиции в которые представлялись наиболее предпочтительными. Эти документы нередко противоречили данному закону и другим нормативным актам, которые постепенно теряли свою значимость и актуальность в вопросе регулирования деятельности иностранного
капитала в нашей стране.
В 1999 г. был принят новый федеральный закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. В нем дано определение термина «прямые иностранные инвестиции», введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а также перечислены гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы.
Однако
закон предоставил этим
Важным для иностранных инвесторов является федеральный закон «О
соглашениях о разделе продукции» (декабрь 1995 г.), который мог стать
надежным средством привлечения инвестиций в добывающие отрасли промышленности, особенно в разработку месторождений, нерентабельных при существующей системе налогообложения России. Однако в 1997—2002 гг. в этот закон были внесены изменения и дополнения (в основном касающиеся уплаты налогов) затрудняющие деятельность участников соглашений и операторов. В результате из более чем 30 территорий, имеющих полезные ископаемые, в том числе разрешенных к использованию на условиях соглашения о разделе
продукции, работы ведутся только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также на Харьягинском нефтяном месторождении (Ямало-Ненецкий автономный округ). Более того, не в последнюю очередь трудности в реализации механизма соглашения о разделе продукции вынудили американские нефтяные компании «Макдермотт» и «Маратон» выйти в 2002 г. из состава консорциума иностранных компаний, занимающихся реализацией проекта «Сахалин-2».
Важная роль в политике привлечения иностранных инвестиций отводится также законам о лизинге, о Калининградской и Магаданской особых экономических зонах (ОЭЗ). Однако, по мнению экспертов, эффективность законов, в частности об ОЭЗ для иностранных инвесторов, пока низкая.
Зарубежные инвестиции, например, в экономику Калининградской области в 1995—2001 гг. увеличились на 55% (прямые инвестиции уменьшились в 4 раза), при этом объем спекулятивного капитала (прочие инвестиции) возрос в 10 раз.
Следует подчеркнуть, что, согласно российскому законодательству, для
иностранных инвесторов установлен правовой режим деятельности не менее благоприятный, чем для отечественных. В последние годы отмечалась тенденция к уравниванию иностранных инвесторов (и предприятий с их участием) с российскими в основном в вопросах регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории нашей страны. Так, в закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которому предприятие с иностранными инвестициями подлежит государственной регистрации в органах юстиции не позднее 5 дней со дня предоставления в них соответствующих документов. Из перечня документов исключено требование о
предоставлении документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком. Предприятие с иностранными инвестициями любого профиля и с любым размером уставного капитала регистрируется в едином государственном органе по тем же правилам, что и российские хозяйствующие субъекты. С 2002 г. государственным органом, занимающимся вопросами регистрации создаваемых предприятий, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, является Министерство РФ по налогам и сборам.
Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектов федерации принято и действует региональное законодательство (в пределах предоставленной регионам компетенции), способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых,
арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).
В настоящее время примерно в 50 субъектах федерации действует
региональное законодательство об иностранных инвестициях. Несмотря на различный уровень эффективности применяемого законодательства, некоторые российские регионы создали благоприятный инвестиционный климат и вышли в число ведущих по привлечению иностранных, в том числе американских, инвестиций. Одним из подтверждений этого является вручение в 2002 г.
Ленинградской области награды в номинации «регион года» (за 2001 г.)
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономики России. Экономическое содержание и виды