Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:21, курсовая работа
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Приняты дополнительные меры по упрощению и снижению налогообложения предприятий микро и малого бизнеса. До 60 млн. рублей повышена предельная планка годовой выручки этих предприятий для применения к ним упрощенной системы налогообложения.
Введены в действие соответствующие положения Налогового кодекса: налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество и единый социальный налог (за исключением взносов в Пенсионный фонд) заменены единым налогом на вмененный доход со ставкой 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения.
В области налоговой политики осуществлены, в частности, следующие меры: снижена базовая ставка НДС до 18%, отменен налог с продаж, предусмотрен более гибкий режим налогового учета в отношении убытков, капитальных вложений и расходов на научные исследования и разработки.
Уменьшена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (с 35,6% до 26%). Однако в условиях наступившего кризиса с пенсионным обеспечением возникает необходимость пересмотра этой схемы. Поэтому с 2010 г. ЕСН заменен системой взносов в четыре государственные внебюджетные фонды.
Одним из наиболее значимых шагов является легальное и широкомасштабное введение в оборот земельных ресурсов. Важным фактором повышения инвестиционной привлекательности является развитие рынка земли на основе Земельного кодекса. Начал действовать Федеральный закон" Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Для улучшения инвестиционного климата, повышения открытости и глобальной конкурентоспособности российской экономики большое значение имеет модернизация таможенной системы.
Снижены ставки ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, используемое в металлургии, пищевой и медицинской промышленности. Введены на постоянной основе нулевые ставки таможенного тарифа на импорт технологического оборудования для пищевой промышленности, не производимого в России.
Вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса, который стал правовым актом прямого действия. Одновременно с 3000 до 100 сократилось число соответствующих подзаконных актов.
Принята часть 4 Гражданского кодекса, что позволит значительно повысить защиту прав на интеллектуальную собственность. Стали также действовать новые редакции Водного, Лесного, Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, новые Арбитражный, Градостроительный, Жилищный и кодексы. Прорабатывается концепция Экологического кодекса.
За последнее время приняты или вступили в силу и другие федеральные законы, направленные на улучшение предпринимательского климата и стимулирование инвестиционной деятельности:
- «О внесении изменения и дополнения в Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведения государственного контроля (надзора)»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
- «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах»;
- «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
- «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
- «О кредитных историях»;
- «Об особых экономических зонах »;
- «О концессионных соглашениях »;
- «О государственных закупках»;
- «О защите конкуренции»;
- «О естественных монополиях» (новая редакция);
- «О Банке развития»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О техническом регулировании»;
- «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционных фондах»;
- «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- « О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»;
- «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011года».
Приняты поправки в закон «О концессионных соглашениях» и внесены изменения в положение «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», улучшающие условия инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства. В завершающей стадии находится подготовка изменений в Федеральные законы «Об электронной подписи», «О недрах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Планируется принять законы «Об организованных рынках и биржевой торговле», «О формировании, инвентаризации и государственном кадастровом учете недвижимого имущества».
Осуществляется административная реформа, призванная обеспечить четкое разграничение функций, полномочий и финансирования между структурами государственного управления и устранить избыточное вмешательство государства в экономику.
Развернута активная работа по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров, осложняющих деятельность иностранных инвесторов и предпринимателей в целом. Упрощена процедура регистрации и постановки на налоговый учет юридических лиц на основе принципа "одного окна". Внесены поправки в Федеральный закон о лицензировании. Они предусматривают сокращение лицензируемых видов деятельности.
В рамках реформы природопользования принят Лесной кодекс, который устанавливает четкие и прозрачные условия использования природных ресурсов.
Ведется разработка концепции государственной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Предусмотрено ее закрепление в государственной целевой программе на среднесрочную перспективу.
Сделаны ключевые шаги по реформам в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли, по решению проблем жилищно-коммунального сектора. Правительство ведет разработку государственной программы энергосбережения. Подготовлена новая Энергетическая стратегия страны до 2030 года.
Ведется интенсивная работа по созданию технопарков в сфере высоких технологий. Для государственного финансирования инновационных проектов создано ОАО «Российская венчурная компания» со стопроцентным госучастием и капиталом в 32 млрд. руб. Уже размещены 9,3 млрд. руб. в капитале семи венчурных фондов. Доля «РВК» в каждом из них составляет 49%. Правда, по данным на январь 2009 г. 85% уставного капитала РВК были размещены на депозитах, что, по мнению Генпрокуратуры является грубым нарушением и свидетельствует о неэффективности использования государственных средств. В марте 2009 г гендиректор РВК отправлен в отставку.
Для финансирования инфраструктурных и иных проектов общегосударственного значения на базе государственно–частного партнерства в рамках федерального бюджета создан Инвестиционный фонд. Его размер к 2010 г. должен превысить 540 млрд. руб. Правительством одобрены 24 проекта. Их общая стоимость составляет 2,5 трлн. руб., из которых 800 млрд. руб. должны финансироваться Инвестиционным фондом.
Завершено формирование Банка развития и внешнеэкономической деятельности (на базе Внешэкономбанка). Сформирован уставной капитал Банка в размере 250 млрд. руб.
За время своей деятельности в новом качестве ВЭБ предоставил на реализацию 39 инвестиционных проектов более 56,4 млрд. руб. К 2012 г. Банк планирует увеличить кредитный портфель до 850 млрд. руб. Предполагается, что Банк будет привлекать внешних инвесторов к софинансированию своих проектов в соотношении своей доли участия в них в пропорции 1 к 10.
Значительные возможности для инвестирования открывают пенсионная и страховая реформы.
Утверждено Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда. Правительство одобрило законопроекты, значительно повышающие эффективность и открытость страховой системы нашей страны. Правительством одобрена Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 – 2012 гг. Ее реализация позволит сконцентрировать свободные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций в отечественную экономику.
Особое внимание уделяется развитию финансовой инфраструктуры. Президентом Д.А. Медведевым в послании Федеральному Собранию поставлена задача, принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. Такой центр, как подчеркнул Президент, должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.
В условиях мирового финансово – экономического кризиса ее главной задачей становится повышение капитализации и надежности отечественных банков. Внесены поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части совершенствования условий управления банковскими рисками и банковского надзора на консолидированной основе.
Все российские банки представляют в ЦБ отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме России, аналогичные требования выполняются только в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии. Ожидается принятие закона «О консолидированной финансовой отчетности», который предусматривает обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) открытыми акционерными обществами, прошедшими процедуру допуска их акций для торговли на фондовой бирже.
Ускорен процесс перехода российских экономоператоров на русскоязычную версию МФСО.
В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства ещё от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.
С российской стороны в его работе принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, прежде всего экономического блока. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития Российской Федерации.
Основная форма работы Консультативного совета - это прямой диалог между Правительством Российской Федерации и иностранными компаниями, банками и фирмами, входящими в состав Совета, по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России, а также по другим проблемам продвижения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Деятельность по формированию внешнеполитических предпосылок улучшения инвестиционного климата страны, проводимая МИД России, затрагивает основные вопросы компетенции Совета.
На 23-ем заседании Консультативного Совета по иностранным инвестициям, состоявшемся в Москве 9 ноября 2009 г., большое внимание было уделено обсуждению мер по улучшению инвестиционного климата в условиях мирового финансового кризиса.
Нужно отметить, что итоги заседания подтверждают интерес стратегических иностранных инвесторов к долгосрочным проектам в России.
2.3. Инвестиционные показатели РФ в мировых рейтингах.
Инвестиционный климат, несмотря на серьезное воздействие углубляющегося мирового экономического кризиса, остается в целом благоприятным. По оценкам ЮНКТАД, Россия входит в пятерку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций, уступая лишь Китаю, Индии, США.
Вместе с тем, ситуация с привлечением иностранных стратегических инвестиций требует кардинального улучшения. Иностранных инвесторов по – прежнему, интересуют лишь узкий сегмент сырьевого сектора, а также отдельные проекты в черной и цветной металлургии, машиностроении, оптовой и розничной торговле.
Три ведущих мировых рейтинговых агентства повышали с 2005 г. суверенный инвестиционный рейтинг России при стабильном прогнозе. Близкие к России значения рейтинга имели Бахрейн, Бразилия, Венгрия, Казахстан, Китай, Латвия, Мексика, Таиланд, ЮАР.
В рейтинге конкурентоспособности, подготовленном в 2009г. в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия опустилась в сравнении с 2008 г. на 12 позиций и заняла 63 место (между Мексикой, Турцией, Черногорией и Румынией, Уругваем, Ботсваной) из 133. В рейтинге развития финансовых рынков за 2009 г., подготовленном в рамках Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна опустилась с 36 на 40 место из 52. В рейтинге экономической свободы стран мира, составленном ВЭФ в 2009 г. Россия оказалась на 109 месте из 121 (между Сирией и Непалом). В аналогичном рейтинге за 2009 г., подготовленным “Heritage Foundation”, Россия опустилась с 134 на 146 место из 183. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business – 2010» Россия находится на 120 месте (между Бангладеш и Коста – Рикой) из 183. В Докладе ПРООН за 2009 г. содержится рейтинг уровня жизни 182 государств (Россия находится там на 71 месте после Албании, Белоруссии, но впереди Македонии).
В рейтинге международной организации “Transparency International” «Индекс восприятия коррупции» за 2009 г. Россия поднялась на одну ступень и заняла 146 место среди 180 стран мира. На том же уровне находятся Кения и Сьерра - Леоне.
В конкурентной борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций Россия уступает Китаю и странам ЦВЕ. Что касается государств - членов СНГ, то наша страна еще в 2007 г. обошла Казахстан, который с начала 1990–х годов лидировал по инвестиционной привлекательности среди стран СНГ и первым из них получил инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств.
Информация о работе Инвестиции и инвестиционная деятельность.