Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:21, курсовая работа
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
2.4. Поступление и распределение инвестиций в Российской Федерации
Поток инвестиций из-за рубежа в российскую экономику остается значительным. По оценкам авторитетных экспертов, на репатриированный капитал приходится почти половина общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе свыше 60% объема прямых иностранных инвестиций.
По данным Росстата, (который в отличие от ЦБ не учитывает покупку иностранными акционерами пакетов акций на вторичном рынке) на 1 октября 2009 г. накопленный объем иностранных инвестиций составил 262,4 млрд. долл. (лишь на 4,4% больше по сравнению с 1 октября 2008 г.).
Соотношение прямых, портфельных и прочих инвестиций отражено в приведённом ниже графике.
В 2008 г. поступления иностранных инвестиций составили 103,8 млрд. долл. (распределение этих средств по экономическим сферам представлено в Диаграмме 1, данные приведены в млрд. долл.), что на 14,2 % меньше показателя предшествующего года. Поступления за 9 месяцев 2009 г. достигли лишь 54,8 млрд. долл., что на 27,8% меньше результатов соответствующего периода предшествующего года. Это связано не в последнюю очередь с нарастающими проблемами с ликвидностью на мировом финансовом рынке из-за продолжающегося глобального экономического кризиса.
Отток зарубежных российских инвестиций в 2008 г. впервые за последние годы превысил приток иностранных инвестиций, это отражено в следующем графике.
Иностранные инвестиции в Россию в 2009 году поступили на сумму 81,927 млрд долларов, что на 21% меньше их притока в предыдущем году. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Что касается погашения (вывода) ранее поступивших в Россию иностранных инвестиций, то их объем в 2008 г. превысил 68 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 50,6 млрд. долл.).
Больше всего инвестиций поступило в 2008 г. из Кипра – 19,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 5,2 млрд. долл.), Великобритании – 14,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 4,2 млрд. долл.), Нидерландов – 14,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,4 млрд. долл.), ФРГ – 10,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г. – 5,5 млрд. долл.), Люксембурга – 7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 8,9 млрд. долл.), Франции – 6,2 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,6 млрд. долл.), Британских Виргинских островов – 3,5 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,1 млрд. долл.), Ирландии – 2,9 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 595 млн. долл.), США – 2,7 млрд. долл. (за 9 месяцев 2009 г – 1,3 млрд. долл.), Японии (за 9 месяцев 2009 г -1,6 млрд. долл.).
По данным Росстата, поступившие в 9 месяцев 2009 г. иностранные инвестиции были использованы, в основном, следующим образом. На инвестиции в основной капитал пошли 9,7 млрд. долл. На оплату сырья, материалов, комплектующих изделий ушли 7,3 млрд. долл. На погашение банковских кредитов и займов были потрачены 4,6 млрд. долл. На оплату работ и услуг сторонним организациям ушли 2,2 млрд. долл.; на налоги, сборы, другие обязательные платежи – 828 млн. долл.; выплату процентов по полученным кредитам – 735 млн. долл. На предоставление займов были использованы 883 млн. долл. Операции по покупке ценных бумаг были профинансированы на сумму в 632 млн. долл. Прочие затраты (прежде всего, пополнение оборотных средств) составили 17,1 млрд. долл. Не были использованы 10,4 млрд. долл. иностранных инвестиций из полученных 54,7 млрд. долл.
В целом отраслевое распределение накопленных на 1октября 2009 г. иностранных инвестиций не претерпело принципиальных изменений.
Основной объем приходится на обрабатывающую промышленность (77,7 млрд. долл.), сферу торговли и общественного питания (55,7 млрд. долл.), добычу полезных ископаемых (45,1 млрд. долл.). В сферу недвижимости, транспорт и связь, финансы, строительство инвестировано соответственно 32,5 млрд. долл., 24,8 млрд. долл., 11,9 млрд. долл., 4,7 млрд. долл.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург. Десятка крупнейших инвесторов представлена в следующей таблице:
Название страны | Доля всех накопленных инвестиций в стране |
Кипр | 18,3% |
Нидерланды | 18,1% |
Люксембург | 13,9% |
Великобритания | 8,8% |
Германия | 7,2% |
Китай | 3,9% |
Ирландия | 3,4% |
Франция | 3,2% |
Япония | 3,1% |
Виргинские о-ва | 2,9% |
81,2% поступивших за 9 месяцев 2009 г. иностранные инвестиции приходились на 10 субъектов Федерации. Их распределение между субъектами отражено в приведённом ниже графике (в %).
Как видно из графика, характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов.
2.5. Международное инвестиционное сотрудничество РФ.
Принципиально важной остается работа по укреплению договорно-правовой базы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве.
В последние годы вступили в силу двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с Австралией, Алжиром, Венесуэлой, Исландией, Литвой, Новой Зеландией, Сингапуром, Сирией, Таиландом. Ратифицировано соглашение с Бразилией.
В настоящее время действуют 46 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 11 были заключены еще во времена СССР.
Кроме того, Российской Федерацией ратифицированы соглашения с Арменией, Катаром и КНДР.
Заключены, но не прошли процесс ратификации в Российской Федерации соглашения с Алжиром, Анголой, Брунеем, Ливией, Нигерией, Португалией, Словенией, США, Таджикистаном, Таиландом, Узбекистаном, Хорватией, Эквадором, Эфиопией.
Правительство предложило Госдуме снять с дальнейшего рассмотрения вопросы о ратификации соглашений с Кипром, Польшей, Хорватией, Эквадором по причине их несоответствия реалиям сегодняшнего дня. В мае 2008 г. Госдумой приняты соответствующие постановления в отношении соглашений с Кипром и Польшей.
Готовы к подписанию соглашения с Латвией и Марокко. Завершены переговоры по подписанию соглашений с БиГ (в марте 2009г. российская сторона предложила рассмотреть новый текст соглашения), Ираном, Намибией, Туркменистаном.
Идут переговоры с Австралией, Азербайджаном, Бельгией и Люксембургом, Израилем, Малайзией, Мексикой, Мьянмой, Никарагуа, Перу, Румынией, Саудовской Аравией, Сингапуром, Тунисом.
В перспективе предполагается проведение аналогичных переговоров с Австрией, Бразилией, Ганой, Исландией, Киргизией, ОАЭ, Оманом, Словакией, Финляндией, Чили.
Важным элементом деятельности по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций и повышению открытости российской экономики является переговорный процесс по вступлению России в такие влиятельные международные экономические организации, как ВТО и ОЭСР. Продолжается работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО и ОЭСР. В 2007 г. Россия была переведена в третью группу страновых рисков (из существующих семи) по классификации ОЭСР. Наша страна является полноправным членом ФАТФ (Международной группы финансовых действий).
Российская экономика сегодня уже ничуть не более закрыта или субсидируема, чем экономики стран, являющихся членами упомянутых организаций.
Продолжается работа в рамках международных региональных финансовых и экономических организаций.
Расширяются контакты с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).
В рамках действия первого мандата ЕИБ были подписаны контракты на финансирование трех проектов на общую сумму 85 млн. евро.
Включение России в новый мандат ЕИБ на 2007-2013 гг. способствовало сохранению перспектив взаимодействия с Банком. Однако до настоящего времени Россией не подписаны новые контракты с ЕИБ.
При этом ЕИБ подтверждает приоритетность России как объекта своих инвестиций. Банк готов к рассмотрению потенциальных проектов развития российской транспортной и энергетической инфраструктуры, представляющих интерес для Евросоюза.
Готовятся к подписанию два проекта в энергетической сфере. Один связан с модернизацией Невинномысской ГРЭС, второй касается реконструкции системы централизованного теплоснабжения Москвы.
Глава 3. Меры по улучшению инвестиционного климата в РФ
3.2. Основные направления улучшения инвестиционного климата
в Российской Федерации
На мой взгляд, в последнее время произошло улучшение макроэкономической ситуации, стала более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.
Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.
Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:
Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.
Мировая экономика все основательнее становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.
Набирает силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.
Таким образом, требования к благоприятности инвестиционного климата в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.
В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций необходимо упорядочить систему государственного контроля деятельности предприятий. Прежде всего, ограничить полномочия и пересмотреть функции органов исполнительной власти, правомочных проводить проверки предприятий, организаций и применять меры административного воздействия, за исключением налоговых и финансовых органов.
Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического роста.
Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют реализовать значительно большие объемы иностранных инвестиций.
В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы - либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.
Информация о работе Инвестиции и инвестиционная деятельность.