Инвестиционная политика и капиталовложения в энергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:01, реферат

Описание

Рассмотрены основные принципы формирования привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике в условиях обеспечения энергетической безопасности региона.

Работа состоит из  1 файл

энергосбережение.docx

— 77.45 Кб (Скачать документ)

 

 

Инвестиционная  политика и капиталовложения в энергетике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Пинск 2011

 

ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ  В ЭНЕРГЕТИКЕ РЕГИОНА

Рассмотрены основные принципы формирования привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике в условиях обеспечения энергетической безопасности региона.

Электроэнергетика всегда занимала особое место в экономическом организме страны:

- обеспечивая  производство электроэнергии –жизненно важного продукта как для ункционирования народного хозяйства, так и для поддержания современного качества жизни населения;

- являясь одним из ведущих потребителей продукции машиностроения, строительного комплекса страны;

- формируя широкое  поле для научно-технического  прогресса и применения новых технологий в процессах тепловой, атомной и гидрогенерации, передачи электрической энергии.

Эта особая роль в значительной степени определялась мощным и непрерывным инвестиционным процессом в отрасли. Инвестирование является важнейшим видом деятельности в электроэнергетике, обеспечивающим стратегическую устойчивость энергоснабжения, то есть надежное и эффективное в долгосрочной перспективе снабжение потребителей за счет развития и технического обновления производственных мощностей.

Сегодня для  разработки инвестиционных проектов и программ необходимо единство методологической и информационной базы, что позволяет упорядочить подготовительный процесс и облегчает в дальнейшем мониторинг данных проектов и программ. Это важно еще и потому, что реформирование электроэнергетики предполагает демонополизацию и развитие конкуренции не только в сферах производства и сбыта, но и в сфере оказания услуг. Следовательно, инвестиционные проекты могут разрабатываться различными организациями и при отсутствии единой методологической и информационной основы окажутся несопоставимыми. Необходимы действенные инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно не-

сколько функций [1].

Первая функция — это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.

Вторая функция  — это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.

Третья функция — это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.

В данном направлении  и на уровне регионов имеется существенный резерв в управлении энергетической безопасностью.

Необходим постоянный мониторинг выполнения инвестиционных программ развития электроэнергетики, независимо от видов собственности объектов электроэнергетики, с определением «узких мест» и принятием корректирующих мероприятий. Кроме того, региональные органы власти в рамках обеспечения энергетической безопасности должны проводить мониторинг развития электроэнергетики в регионе, условий ее развития, эффективности организации рынков. Основной целью анализа текущего состояния и перспективных условий развития электроэнергетики должно

быть выявление  тенденций развития, оценка их с  точки зрения соответствия принятых инвестиционных программ как требованиям стабильного и эффективного развития электроэнергетики, так и запросам потребителей электроэнергии.

Инвестиционная привлекательность региональной электроэнергетики зависит от уровня информационной открытости энергетических предприятий, который определяется полнотой, оперативностью, объективностью и достоверностью информации, обеспечением свободного доступа к ней заинтересованных лиц.

Необходимо соблюдать принцип дебюрократизации инвестиционного процесса в электроэнергетике, уменьшив излишнее вмешательство администрации регионов в экономическую деятельность электроэнергетических компаний (что не означает отсутствия контроля над столь значимым для экономики региона бизнесом), а также сформировать новый механизм регулирования и контроля в этом секторе, адекватный условиям и результатам либерализации в электроэнергетике.

Процессы дебюрократизации должны также упростить механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов.

На уровне региона  потребуется деятельность по формированию кадрового состава вновь создаваемых электроэнергетических компаний, органов управления инвестициями, создание системы подготовки руководителей и повышения квалификации производственного персонала через разработку целевых учебных программ, учитывающих специфику электроэнергетики. Оценка компетентности менеджмента является одним из основных неформальных критериев оценки инвестиционной привлекательности компаний при определении возможного риска вложения в нее средств инвесторами.

Региональная политика должна обеспечить соблюдение приоритетности вложений инвестиций в наиболее актуальные для региона объекты электроэнергетики, критически важные для обеспечения энергетической безопасности региона. Таким образом, администрация регионов должна определить приоритеты и создать систему экономических мер, стимулирующих движение инвестиций в нужном направлении – например, предоставление гарантийных обязательств с целью снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких обязательств могут быть долевое финансирование, льготное кредитование, гарантированные закупки электроэнергии у сооружаемых электростанций

и др. Одной из основных функций должно стать создание полного информационного обеспечения инвестиционного процесса, необходимого как региону, так и инвестору, включая:

− прогнозы спроса, ресурсов и цен на услуги энергетики;

− формирование четких региональных приоритетов в развитии энергетических объектов в территориальном и технологическом разрезах;

− обеспечение  прозрачных схем страхования рисков инвесторов;

− прозрачную систему налогообложения и налоговых льгот для вводимых в действие энергетических

объектов.

Целесообразно, по аналогии с общегосударственным фондом [2], создание регионального инвестиционного фонда, средства которого будут использоваться на бездефицитное развитие электроэнергетики, в первую очередь на гарантийные обязательства инвесторам с целью стимулирования к финансированию энергетических объектов. Деятельность регионального инвестиционного фонда должна быть ориентирована на поддержание требуемых темпов развития генерирующих мощностей, сетевого хозяйства и т.п. по следующим направлениям (рис.1):

- финансирование  работ по информационному обеспечению инвестиционного процесса;

- финансирование  отобранных на этапе инвестиционного (системного) планирования проектов региональной

важности или  высокой социальной значимости;

- со-финансирование  проектов, включенных в корпоративные бизнес-планы энергетических компаний, в

случаях возникновения у компаний дефицита собственных инвестиционных ресурсов, формируемых за счет

прибыли и внешних  инвестиций, включая косвенное участие в финансовой поддержке проектов, например, через

субсидирование  процентных ставок по кредитам, привлеченным компаниями под собственные проекты;

- страхование (хеджирование) рыночных рисков частных инвестиций, привлеченных в коммерческие проекты компаний или независимые проекты.

В качестве потенциальных источников формирования такого фонда могут выступать:

- средства от продажи муниципального имущества или имеющегося пакета акций энергетических пред-

приятий, находящихся  в совместной собственности;

- бюджетные средства (в рамках целевых инвестиционных программ);

- дивиденды по  пакетам акций энергетических предприятий, находящихся в совместной собственности;

- средства самофинансирования в процессе деятельности фонда в виде выручки от продажи на рынке готовых объектов или пакета акций, арендных платежей при передаче в концессию, процентов за льготные кредиты и др.

- инвестиционная надбавка в тарифе (на начальном этапе).

На начальном этапе реформирования электроэнергетики средства фонда, видимо, могут использоваться преимущественно на прямые инвестиции. Однако впоследствии основным его назначением должно стать страхование стратегических рисков инвесторов.

С самого начала работа фонда как инвестора должна строиться на схемах проектного финансирования и рыночных принципах инвестирования:

- конкурсном  подходе к отбору проектов на основе общесистемной оптимизации и оценки сравнительной эффективности инвестиционных альтернатив;

- требовании финансовой прозрачности проектов и жестком контроле за использованием инвестиций;

- предоставлении капитала на платной и возвратной основе и обеспечении прав собственности в проекте.

Инвестиционный  фонд должен выступать как замыкающий инвестор в энергетике региона, участие которого будет способствовать росту активности энергетических компаний и внешних инвесторов в реализации проектов.

Усилия фонда  как главного центра страхования инвестиционных рисков должны быть направлены на снижение неопределенности, с которой столкнутся инвесторы в ходе реформирования. Такая ситуация, например, может возникнуть при появлении новых субъектов рынка, у которых отсутствует кредитная история.

Система страхования рисков частных инвесторов, созданная на основе данного фонда, действительно будет способна решить эти задачи лучше, чем кто-либо еще, за счет объективных преимуществ:

– организации  работы по инвестиционному (системному) планированию, которая позволит предоставить компаниям и инвесторам полное информационное обеспечение для стратегического планирования бизнеса;

– применения системного подхода при прогнозировании, что позволит предоставить инвесторам обоснованные гарантии на условия реализации проектов, в течение всего периода реформирования;

– использования  средств инвестиционного фонда в качестве финансового обеспечения таких гарантий.

Наконец, еще одной задачей в процессе реформирования является определение организации, которая была бы способна осуществлять функции системного уровня управления развитием электроэнергетики региона и управлять средствами инвестиционного фонда. Безусловным требованием при этом является обеспечение полного контроля региональными властями деятельности этой организации.

В рамках существующей системы ни один из региональных органов не обладает достаточными статусом и ресурсами для реализации такой задачи. Кроме того, прямое участие региональных структур управления в коммерческом управлении финансовыми средствами не согласуется с задачами функционирования органов власти и потребует серьезной организационной перестройки их аппарата.

Поэтому функции  системного управления и функции управляющей компании инвестиционного фонда логично было бы передать бизнес-структуре, которая должна иметь ресурсы для осуществления системных функций и находиться под жестким контролем государства и региональных властей.

В то же время деятельность управляющей компании инвестиционного фонда органично связана с задачами обеспечения надежности функционирования электроэнергетики, которые вытекают из государственных приоритетов в сфере текущего управления и реализуются на региональном уровне гарантирующим поставщиком. В силу этого стратегически целесообразно обеспечить как можно более тесную интеграцию системного управления функционированием и развитием электроэнергетики в рамках единой корпоративной структуры.

Информация о работе Инвестиционная политика и капиталовложения в энергетике