Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:20, курсовая работа
Актуальность данного направления исследования диктуется необходимостью разработки новых моделей и новых подходов к рассматриваемой проблеме применительно к современным условиям общественного развития.
Объект исследования - инвестиционная привлекательность Республики Казахстан.
Предмет исследования - факторы инвестиционной привлекательности Казахстана, ее оценка и мнение инвесторов.
Целью курсовой работы является определение инвестиционной привлекательности Казахстана, выявление мнений инвесторов и оценка инвестиционной привлекательности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности
1.1. Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности
1.2. Факторы инвестиционной привлекательности страны
Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности Казахстана
2.1. Анализ региональной привлекательности
2.2. Анализ факторов инвестиционной привлекательности
Глава 3. Оценка инвестиционной привлекательности Казахстана
3.1. Мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности Казахстана
3.2. Мнения относительно перспектив развития инвестиционной привлекательности Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
27% участников исследования считают уровень качества жизни высоким, а 45% полагают, что в этой области по-прежнему требуются существенные улучшения. Уровень жизни в крупнейших городах Казахстана (Астане и Алматы) неуклонно повышается. Однако существует значительный разрыв между этими двумя городами и остальной территорией страны по качеству жизни и доступу к социальной инфраструктуре.
Основные проблемные области, отмеченные участниками исследования, включают:
• Доступность квалифицированной медицинской помощи и образования
• Загрязнение окружающей среды и ее охрана
• Культура и досуг
• Низкая степень информированности потребителей на казахстанском рынке: степень развития сектора услуг недостаточна; стандарты услуг для потребителей необходимо повышать в целях их соответствия стандартам, принятым в странах со зрелой экономикой
• Не работает принцип «цена - качество»: необходимо просвещение потребителей и повышение потребительской культуры для того, чтобы стимулировать спрос на качественные услуги со стороны всего населения в целом.
Стабильность условий - важнейший фактор доверия инвесторов. В то же время правительству необходимо обеспечить предсказуемость уровня налоговых поступлений и выполнение инвесторами своих обязательств. За последние несколько лет правительство стало уделять больше внимания инвестиционной политике. Однако участники исследования считают необходимым продолжить работу в области поддержания баланса интересов государства и инвесторов.
Значительно улучшился
■ Несколько улучшился
■ Несколько ухудшился
■ Значительно ухудшился
■ Остался без изменений
■ Не могу оценить
27% инвесторов, принявших участие в исследовании, считают, что инвестиционный климат за последние годы улучшился (39% опрошенных в Казахстане и 23% - за пределами страны). Инвесторы представили свои комментарии по следующим вопросам:
Последовательность реформ и желание руководства страны вступать в открытый диалог с иностранными инвесторами:
• Правительство придерживается политики привлечения новых прямых иностранных инвестиций и открытого конструктивного диалога с инвесторами
• Широкомасштабные программы направлены на развитие конкретных отраслей
• Правительство понимает, что Казахстан участвует в конкурентной борьбе за инвестиции с другими странами, экономика которых находится на таком же уровне развития, и что необходимо формировать прозрачные и конкурентные рыночные условия
• Принимаются меры по улучшению инвестиционного климата, условий ведения бизнеса и совершенствования нормативно-правовой базы в целях обеспечения соответствия передовой международной практике и конкретным потребностям страны
• Законодательная база стала более структурированной
• Улучшается регулирование по конкретным вопросам (например, валютное и таможенное регулирование)
• Более четко определены структура и функции некоторых государственных органов
• Повысилась исполнительская культура и улучшилось соблюдение органами власти сроков, определенных нормативными документами
• Снизились налоговые ставки.
Улучшение рыночных условий:
• Правительство способно обеспечить макроэкономическую стабильность в период глобального экономического и финансового кризиса
• Правительство поддерживает экспорт товаров, разработанных и произведенных в Казахстане иностранными инвесторами
• Таможенный союз открывает более широкие рыночные возможности
• Повышается уровень жизни
• Доступ к богатым природным ресурсам.
16% участников исследования считают, что инвестиционный климат за последние годы ухудшился (44% опрошенных в Казахстане и 9% - за пределами страны). Области, в которых отмечено ухудшение, рассмотрены ниже.
Нормативно-правовая среда и условия ведения бизнеса:
• Увеличилась административно-бюрократическ
• Система инспектирования не соответствует требованиям рыночной экономики; суммы налагаемых штрафов за несоблюдение требований налогового законодательства непропорционально высоки по сравнению с допущенными нарушениями
• Быстрые изменения законодательной базы не дают возможности деловому сообществу оценить и учесть влияние предлагаемых изменений на их интересы, а также интересы других заинтересованных сторон: в результате государство и деловое сообщество испытывают трудности с эффективным выполнением требований новых законов
• Исключение из соглашений по недропользованию положений о стабильности налогового режима стало для инвесторов негативным сигналом
• Некоторые инвесторы сообщили, что все еще обеспокоены вопросами коррупции (оценка того, насколько такое беспокойство оправданно, не входит в задачи данного исследования - как показали ответы респондентов, обоснованные или необоснованные опасения имеют место)
• Обеспокоенность по поводу возникновения заметного напряжения между влиятельными группами и лицами.
Трудовое законодательство:
• Недостаточная гибкость рынка труда осложняет для инвесторов привлечение на работу квалифицированных иностранных специалистов для реализации инвестиционных проектов
• Очень важными являются вопросы уровня образования и профессиональной квалификации; на рынке труда наблюдается нехватка специалистов соответствующей квалификации.
Макроэкономические условия:
• Общее влияние глобального экономического спада на Казахстан
• Девальвация тенге
• Реструктуризация банковского сектора оказала негативное влияние на привлечение потенциальных новых инвесторов. Казахстан занял уникальную позицию при реструктуризации банков и не следовал полностью традиционной «западной» модели покрытия долгов банков государством. Некоторые инвесторы ожидали, что если государство войдет в капитал банков, более вероятным будет вариант полного, нежели частичного погашения их долгов. Однако подход Казахстана теперь рассматривается как имеющий больше преимуществ, чем неограниченное покрытие долгов банков, примененное многими западными государствами, которые в конечном итоге потеряли некоторые свои суверенные кредитные рейтинги.
56% участников исследования считают, что инвестиционная привлекательность Казахстана не изменилась за последние годы (15% опрошенных в Казахстане и 66% - за пределами страны). Наиболее распространенное замечание - объявлен ряд крупномасштабных инициатив, направленных на улучшение условий для инвесторов, однако результаты еще только предстоит увидеть.
Мнения инвесторов о существующих возможностях:
• Укрепление геополитического статуса Казахстана, поддержание сбалансированных международных отношений со странами Запада и Востока, а также с ключевыми соседними странами - Россией и Китаем
• Географическое положение: между Европой и Азией, близость к России, а также к Китаю, Ближнему Востоку, Индии и другим странам Азии
• Открытость для передового международного опыта
• Направленные на развитие сбалансированной и устойчивой экономики крупномасштабные реформы, для успешного проведения которых необходимы прямые иностранные инвестиции
• Инвестиционная политика нацелена на разработку и производство изделий, а также организацию процессов с высокой добавленной стоимостью.
Мнения инвесторов о существующих рисках:
• Недостаточность мер по реализации стратегий: результаты мер по формированию более благоприятной деловой среды пока еще полностью не проявились
• Отсутствие целевого маркетинга прямых иностранных инвестиций и недостаточная активность в области отраслевого маркетинга
• Вмешательство государства: обеспокоенность по поводу безопасности инвестиций.
Инвестиционное сообщество осуществляет регулярный мониторинг изменений как в секторах промышленности, так и в стране в целом. Таким образом, оно получает важную свежую информацию о последних тенденциях и инициативах, которая может оказать влияние на принятие инвестиционных решений. Однако инвесторы допускают, что международное деловое сообщество (не инвесторы, специализирующиеся на развивающихся рынках) по-прежнему располагает недостаточной информацией о Казахстане и продолжает ассоциировать страну с другими бывшими советскими республиками. Это вызывает сожаление на фоне того, что Казахстан является региональным лидером, экономика страны динамично развивается и образование находится на высоком уровне. Действующие инвесторы выражают беспокойство по поводу ошибочного восприятия Казахстана и предлагаемых им инвестиционных возможностей представителями деловых кругов за пределами страны.
Международную репутацию Казахстана считают заслугой Президента Назарбаева, который установил крепкие международные связи и способствовал росту уважения к стране в международном масштабе. Уровень информированности о Казахстане существенно повысился за последние годы. В 2010 году Казахстан председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Казахстан является первым государством СНГ, занявшим этот почетный пост, что способствовало повышению уровня информированности о стране в международном масштабе. О Казахстане сложилось устойчивое представление как о стране, выступающей за нераспространение ядерных вооружений и отличающейся высоким уровнем межэтнической терпимости.
В 2010 году Казахстан председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Казахстан является первым государством СНГ, занявшим этот почетный пост, что способствовало повышению уровня информированности о стране в международном масштабе.
Правительственные инициативы по проведению в Казахстане культурных и спортивных мероприятий (например, Зимние Азиатские игры) признаны инвестиционным сообществом как ценный вклад в дело повышения уровня информированности о стране и ее столице - Астане.
Стране необходимо определить факторы, которые обусловливают отличие Казахстана как направления для осуществления инвестиций от других развивающихся рынков. Несмотря на то что инвесторы отмечают проводимую страной работу в области маркетинга, необходимы дальнейшие действия по повышению уровня осведомленности о стране и ее возможностях с использованием различных информационных каналов и мероприятий (таких как целевые роуд-шоу), а также демонстрация на международном уровне уникальных и конкурентоспособных товаров, произведенных местными предпринимателями.
Инвесторы используют различные источники информации, а также свои собственные суждения. Официальная информация, в особенности данные, публикуемые Национальным банком и другими государственными органами, рассматриваются как полезные. Отмечается, что данные в основном представляют статистические и аналитические отчеты за прошлые периоды, поэтому их публикация происходит по прошествии существенного периода времени.
Некоторые респонденты отметили, что, по их мнению, информация, публикуемая правительственными органами в Казахстане, являлась надежной до 2008 года, однако во время экономического спада было трудно получить сопоставимые достоверные данные, в частности относительно ожидаемой девальвации тенге и состояния банковской системы. Доступ к объективной, надежной и своевременной информации очень важен для поддержания доверия инвесторов.
В Казахстане первый пик интереса к прямым иностранным инвестициям пришелся на середину 90-х годов. Именно тогда были сделаны важные шаги для улучшения инвестиционного климата республики, включая создание законодательной базы и системы преференций для инвесторов. Конечно, все это принесло свои плоды – в экономику Казахстана, и прежде всего в сырьевые отрасли, пришли иностранные компании, были запущены крупнейшие совместные проекты.
Затем наступили «тучные» 2000-е годы, когда в бюджет потекли нефтедоллары, а наши банки получили доступ к дешевому финансированию за рубежом. На этом фоне проблема инвестиционной привлекательности нашей страны отчасти утратила свою актуальность. Однако спираль кризиса 2007–2009 годов вновь вернула нас к этому вопросу. Правда, уже на качественно новом уровне. Стране вновь нужны зарубежные деньги и ноу-хау, и прежде всего для развития несырьевых отраслей. Между тем, перерабатывающая промышленность – это вотчина европейских, и прежде всего немецких компаний, а потому ставку при реализации ФИИР нам, во многом, придется делать на сотрудничество именно с ними. Тем важнее понять их интересы, их взгляд на то, что необходимо сделать Казахстану, чтобы улучшить свой инвестиционный климат в реальном секторе экономики.