Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:45, доклад
Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта, который вычисляют по формулам п. 19.3.
Показатели общественной эффективности включают в себя:
19.7. Общественная эффективность
Общественная
эффективность определяется на уровне
народного хозяйства, отрасли, предприятия
и учитывает затраты и
Сравнение
различных проектов (вариантов проекта),
предусматривающих участие
Показатели общественной эффективности включают в себя:
Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта и связанными с ним изменениями доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимостью земельных участков, зданий и иного имущества и др.
Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке.
Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете - повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:
Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям, следует относить:
Однако следует признать, что оценка социальной эффективности весьма сложна, поэтому для нее чаще всего используют экспертный метод.
Экологические результаты инвестиционного проекта могут состоять из оценок:
В затраты
включают текущие и единовременные
расходы без повторного счета, т.е
затраты предприятий-
При организации совместных предприятий (проектов) с участием иностранных инвесторов затраты на все виды продукции, товаров и услуг рекомендуется определять по мировым ценам.
В состав
результатов включают (в денежном
выражении) конечные производственные
результаты (выручку от реализации).
Определяют также социальные и экологические
результаты, рассчитанные с учетом
совместного воздействия всех участников
производства: на здоровье населения,
социальную и экологическую обстановку.
Не менее важны косвенные
При расчетах
эффективности на уровне региона (отрасли)
в состав результатов проекта
включают: региональные (отраслевые) производственные
результаты — выручку от реализации
продукции, произведенной участниками
проекта — предприятиями
Показатели и расчет общественной эффективности практически не отличаются от принципов оценки коммерческой эффективности (п. 19.5)
Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей общественной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).
Оценка общественной (социально-экономической) эффективности проектов.
Методические рекомендации:
При
расчете показателей
а) Стоимостная оценка товаров производится по-разному в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны:
б) Затраты труда оцениваются величиной заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой заработной платы одного работника для РФ, для региона, в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной отрасли производства);
в) Используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оцениваются в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством РФ.
При оценке
общественной эффективности проект
оценивается с точки зрения общества,
без выделения отдельных
Операционная деятельность = Выручка от продаж конечной продукции + Выручка от реализации выбывающего имущества + Выручка от продаж патентов, лицензий и других нематериальных активов, созданных в ходе реализации проекта - Материальные затраты на реализацию проекта (оплата материалов, работ и услуг сторонних организаций) - Затраты труда + Косвенные (возникающие во внешней среде) финансовые результаты ( увеличение (+) или уменьшение (-) доходов сторонних организаций и населения, обусловленное реализацией проекта, увеличение (-) или уменьшение (+) бюджетных расходов на создание эквивалентного количества рабочих мест и т.п.) + Денежная оценка социальных, экологических и иных неэкономических последствий проекта.
Инвестиционная деятельность = - Вложения в приобретение основных средств - Альтернативная стоимость вкладываемого имущества + Альтернативная стоимость вложенного имущества в момент прекращения его использования в проекте - Некапитализируемые предпроизводственные затраты + Изменение оборотного капитала (“+” увеличение, “–” уменьшение). При этом в оборотном капитале учитываются только запасы сырья, материалов и готовой продукции
Существенно, что работники, участвующие в реализации проекта, не считаются его участниками и оплата их труда рассматривается как расход, тогда как для общества в целом эта оплата одновременно является и доходом. Таким образом, понятие “общества” становится в известной мере условным — оно включает потребителей производимой по проекту продукции, производителей товаров и услуг, необходимых для реализации проекта (включая строительные и машиностроительные организации, а также работников создаваемого по проекту предприятия), а также субъектов, на которых реализация проекта оказывает какое-либо иное влияние, поддающееся стоимостной оценке.
Важно также отметить, что продукция, материальные и трудовые ресурсы оцениваются не в рыночных, а в специальных теневых (общественных) ценах, отражающих ценность этих ресурсов с точки зрения общества. При этом, в частности, устраняется несовершенство цен, вызванное действиями государства (например, дотированием отдельных отраслей). Отметим в этой связи, что затраты труда здесь также измеряются в теневых ценах и их оценка может сильно отличаться от предусмотренной в проекте заработной платы персонала.
В развитых странах для оценки общественной эффективности проектов используют специальные коэффициенты перехода от рыночных цен к теневым. Для нашей страны такие коэффициенты или хотя бы приближенные методы построения теневых цен пока не разработаны. Наконец, важно иметь в виду, что оценка общественной эффективности производится с использованием особой, социальной нормы дисконта — она существенно отличается от “обычной”, коммерческой. Чем ниже такая норма, тем больше проектов будут оцениваться как эффективные, тем больше их будут претендовать на государственную поддержку. Поэтому ясно, что такой норматив должен формироваться одновременно с утверждением государственного бюджета, но методы его формирования пока неясны.
Информация о работе Общественная эыыективность инвестиционного проекта