Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа
Цель данной работы - на основании литературных источников,
методических материалов, журнальных статей изучить особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ 6
Суть оценки предприятия 6
Факторы, влияющие на оценку предприятия 12
Особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей 16
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
Специфика оценки белорусских компаний в настоящее время 25
Структура отчета по оценки бизнеса (предприятия) 27
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «СЛАДКИЙ РАЙ» 32
3.1 Общая характеристика ООО «Сладкий рай» 32
3.2 Оценка стоимости предприятия ООО «Сладкий рай» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 45
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.
Оценку бизнеса проводят в целях:
Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга, внесения пая является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имyщество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
При
этом один и тот же объект, оцененный
в один и тот же момент, будет обладать
разной стоимостью в зависимости от целей
его оценки, поскольку стоимость будет
определяться разными методами и со стороны
различных субъектов. Примерная классификация
целей оценки бизнеса представлена в таблице
1. 1.
Таблица 1.1 - Примерная
классификация целей оценки бизнеса со
стороны различных субъектов [2]
Субъект оценки | Цели оценки |
Предприятие как юридическое лицо | Обеспечение экономической
безопасности;
Разработка планов развития предприятия; Выпуск акций; Оценка эффективности менеджмента |
Собственник | Выбор варианта
распоряжения собственностью; Составление объединительных
и разделительных балансов при реструктуризации; Обоснование цены
купли-продажи предприятия или его
доли; Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия |
Кредитные учреждения | Проверка финансовой
дееспособности заемщика;
Определение размера ссуды, выдаваемой под залог |
Страховые предприятия | Установление
размера страхового взноса;
Определение суммы страховых выплат |
Инвесторы | Проверка целесообразности
инвестиционных
вложений; Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект |
Государственные органы | Подготовка
предприятия к приватизации; Определение
облагаемой базы для различных видов налогов;
Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства; Оценка для судебных целей |
1.2 Факторы, влияющие на оценку предприятия
Для того чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора.
Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы со стороны спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара, т. е. его будущих прибылей, времени их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение; возможности присвоения и, при необходимости, перепродажи.
Прибыль, которую может получить собственник от реализации предприятия, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой соотношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.
На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров-заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла.
На величину выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства.
Объем
сбыта предприятия
Расходы предприятия зависят от того, что и как производит предприятие, какова потребность предприятия в факторах производства, их цены и условия оплаты.
Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность или приобретается контрольный пакет акций. В первом случае рыночная цена будет выше, чем во втором.
Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидность собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском
потери стоимости.
Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем акций неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна, что обусловлено многими причинами, в том числе и большими затратами на публичное размещение акций [8].
Рыночная цена реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то рыночная цена на такое предприятие будет ниже, чем на предприятия, не имеющие таких ограничений.
Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом-оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей расчетной стоимости предприятия.
Отсутствие вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия. Например, если предприятие производит какой-либо элемент для сборки оборудования или машины и покупатель этого элемента, осуществляющий сборку, принимает решение организовать собственное производство данного элемента, то первое предприятие рискует лишиться всех доходов. Данное обстоятельство отражается на стоимости предприятия и должно учитываться при его оценке.
Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогpeссивностъ и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.
И, конечно же, рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: будет ли оно развиваться, или будет закрыто в силу своей неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса имеет существенное значение [8].
Большинство
профессионалов сходятся во мнении о существовании
трех подходов к определению стоимости
предприятия (бизнеса): затратного, сравнительного
и доходного. Анализ достоинств и недостатков
всех подходов представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Сравнительный анализ подходов к оценки стоимости предприятия [9]
|
|
|
Затратный | Учитывает влияние
производственно-хозяйственных факторов
на изменение стоимости активов;
Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов; Расчеты опираются на финансовые и учетные документы, т. е. результаты оценки более обоснованы |
Отражает прошлую
стоимость; Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки; Не учитывает перспективы развития предприятия; Не учитывает риски; Статичен; Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия |
Доходный | Учитывает будущие
изменения доходов, расходов;
Учитывает уровень риска (через ставку дисконта); Учитывает интересы инвестора |
Сложность прогнозирования
будущих результатов и затрат;
Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения; Не учитывает конъюнктуру рынка; Трудоемкость расчетов |
Рыночный (сравнительный) | Базируется
на реальных рыночных данных;
Отражает существующую практику продаж и покупок; Учитывает влияние отраслевых (региональных) факторов на цену акций предприятия |
Недостаточно
четко характеризует особенности организационной,
технической, финансовой подготовки предприятия;
В расчет принимается только ретроспективная информация; Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию; Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов |
Из
анализа можно сделать вывод о том,
что ни один из них не может быть использован
в качестве базового. При этом каждый из
них может давать разные, порой противоположные,
результаты оценок и представлять интересы
различных сторон, например владельцев
и потенциальных инвесторов.