Особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - на основании литературных источников,
методических материалов, журнальных статей изучить особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ 6
Суть оценки предприятия 6
Факторы, влияющие на оценку предприятия 12
Особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей 16
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
Специфика оценки белорусских компаний в настоящее время 25
Структура отчета по оценки бизнеса (предприятия) 27
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «СЛАДКИЙ РАЙ» 32
3.1 Общая характеристика ООО «Сладкий рай» 32
3.2 Оценка стоимости предприятия ООО «Сладкий рай» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованных источников 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

        Следует напомнить, что к числу активов предприятия относятся следующие группы активов: нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, денежные средства, здания и сооружения, машины и оборудование, запасы, дебиторская задолженность и прочие аналогичные активы.  
Активы ООО «Сладкий рай» на начало 2007 г. = 290+210+1710+ 2188+ 1615+ 672+ 229 = 6914 тыс. руб.

Активы  ООО «Сладкий рай» на конец 2007 г. = 275+210+2315+ 2896+ 2226+ 510+ 242 = 8674 тыс. руб.

Обязательства ООО «Сладкий рай» на начало 2007 г. = 66+110 = 176 тыс.руб.  
Обязательства ООО «Сладкий рай» на конец 2007 г. = 51+241 = 292 тыс.руб.  
Рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Сладкий рай» на начало 2007 года = 6914 – 176 = 6738 тыс.руб.

Рыночная  стоимость (собственный капитал) ООО  «Сладкий рай» на конец 2007 года = 8674 – 292 = 8382 тыс.руб.

     По  результатам проведенных расчетов, можно сказать следующее. Стоимость предприятия пищевой промышленности ООО «Сладкий рай», рассчитанная методом нескорректированных чистых активов, составила на начало 2007 года – 6738 тыс. руб., на конец 2007 года – 8382 тыс. руб. Следует отметить, что в данном случае стоимость предприятия ООО «Сладкий рай» является собственным капиталом данного предприятия, который сосредоточен в основных средствах, нематериальных активах, долгосрочных финансовых вложениях, материальных запасах, дебиторской задолженности, денежных средствах и прочих оборотных и внеоборотных активах. Величина собственного капитала ООО «Сладкий рай» (стоимости предприятия) в данном случае достаточно высока – но это объясняется очень просто. Финансовая политика предприятия ООО «Сладкий рай» такова – при наличии достаточного количества собственных средств предприятие крайне редко и неохотно прибегает к привлечению капитала со стороны (кредиты и займы), также кредиторская задолженность предприятия не очень высока. Именно поэтому ООО «Сладкий рай» является привлекательным предприятием, как для купли-продажи, так и для различного рода инвестирования.

       Доходный подход к оценке стоимости  ООО «Сладкий рай».  
Как уже было отмечено, доходный подход применяется в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии предприятия. В рамках этого подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования. Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования. В данном случае при оценке стоимости предприятия ООО «Сладкий рай» целесообразнее и понятнее будет использовать метод капитализации доходов. Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость предприятия. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:

  1. Определить продолжительность анализируемого периода.
  2. Определить капитализируемую базу.
  3. Определить коэффициент капитализации.
  4. Рассчитать рыночную стоимость.

     В настоящее время существует множество  методов капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимости  от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат) – как в нашем случае с ООО «Сладкий рай»; капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использование различного рода мультипликаторов: цена / прибыль, цена / выручка и другие. 

     При оценке рыночной стоимости предприятия ООО «Сладкий рай» попробуем использовать метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат.  
Метод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощью коэффициента капитализации:

      
                                                       Доход предприятия  
                               Стоимость =  —————---------—————————  
                                      Коэффициент капитализации 
        

       В качестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ООО «Сладкий рай» в 2007 году составила 2350 тыс. руб. Коэффициент капитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивного построения:

К=Сб+Рл+Рр                                                          
где Сб – безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, на 01.01.08 г. составляла 12 %);

Рл –  риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта – в  данном случае предприятия ООО «Сладкий рай» из-за недостаточной развитости рынка, несбалансированности, неустойчивости);  
Рр – региональный риск, присущ для конкретного региона.  
Таким образом, проведя необходимые расчеты получаем:  
Коэффициент капитализации = К = 12%+10%+7% = 29%.  
Стоимость ООО «Сладкий рай» = 2 350 000 / 0, 29 = 8103 450 руб.  
Таким образом, рыночная стоимость предприятия ООО «Сладкий рай», рассчитанная методом капитализации, в 2007 году составила ≈8103 тыс. руб.  
         Согласование результатов оценки ООО «Сладкий рай».  
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «Сладкий рай» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод прямой капитализации доходов). По результатам проведенных исчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результаты составили: рыночная стоимость (собственный капитал) ООО «Сладкий рай» на конец 2007 года, рассчитанная методом чистых активов = 8382 тыс. руб.;  
рыночная стоимость ООО «Сладкий рай» на конец 2007 года, рассчитанная методом капитализации доходов = 8103 тыс. руб.  
           Как видно, разрыв в результатах достаточно небольшой. Учитывая вышеизложенное, значимость расчетов различными подходами при определении итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость предприятия таким образом (таблица 3.4).  
Таблица 3.4 - Расчет рыночной стоимости ООО «Сладкий рай»

    Подход  Рыночная стоимость,  
    тыс.руб.
    Затратный подход (чистые активы) 8382
    Доходный  подход (капитализация) 8103
    Скорректированная величина 8243

        Исходя из приведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки – предприятие пищевой промышленности ООО «Сладкий рай» имеет рыночную стоимость в размере 8243 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Такая процедура, как оценка стоимости  предприятия, необходима для определения рыночной стоимости того или иного предприятия. Оценка рыночной стоимости предполагает глубокий финансовый, технический и организационный анализ деятельности предприятия на данное время и дальнейших перспектив его развития. Следует отметить, что в 90% случаев определение стоимости предприятия нужно для совершения сделок с акциями или долями предприятия. Общий перечень ситуаций, когда применяется оценка стоимости предприятия, выглядит следующим образом: приватизация предприятия; операции купли - продажи; реорганизация предприятия; ликвидация предприятия; для объективной оценки принятия каких-либо управленческих решений. Стороны, которые заинтересованы в такой процедуре, как оценка стоимости предприятия: собственник предприятия (учредитель, акционер); потенциальный покупатель; управленческое звено предприятия; партнеры. Оценка стоимости предприятия предполагает определение рыночной стоимости активов и пассивов, к которым относится недвижимость, оборудование, финансовые вложения и прочее. Присутствует также оценка и нематериальных активов - интеллектуальная собственность, стоимость бренда, база клиентов и т. п. Оценка стоимости предприятия предполагает также и установку эффективности функционирования предприятия, доходов предприятия (прошлых, настоящих и прогнозов на будущее), динамики рынка и перспектив роста и развития предприятия. Предприятие определяется как имущественный комплекс, поэтому при установке рыночной стоимости предприятия производится и оценка его имущества. Под имуществом предприятия подразумевается любое имущество, задействованное в его деятельности: здания, участки земли, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, фирменное наименование, знаки обслуживания и товарные знаки и проч. Все это подлежит оценке в контексте процедуры оценки стоимости предприятия. Комплексная оценка предприятия предполагает оценку рыночной стоимости и оценку инвестиционной стоимости предприятия. Оценка рыночной стоимости - это наиболее актуальная стоимость, по которой предприятие может быть принято на открытом рынке в условиях конкуренции. Оценка инвестиционной стоимости предприятия подразумевает расчет стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. При такой оценке подразумевается, что предприятие оценивается на вероятность возврата вложений и возможность получения дальнейшей прибыли. В случае возникновения необходимости осуществления такой процедуры, как оценка стоимости предприятия (в том числе и оценка имущества предприятия) следует обратиться к профессионалам, знающим свое дело. В этом случае вы получите точный и быстрый результат.            В результате проведенных исследований получены следующие основные результаты:                       1)  предприятие - производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на это имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности;          2) существует три подхода к определению стоимости предприятия (бизнеса): затратный, сравнительный и доходный.      3) потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценки бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования, реорганизация предприятия, ликвидация предприятия, для объективной оценки принятия каких-либо управленческих решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованных источников 

  1. Григорьев, В. В. Оценка предприятия: теория и практика: учебное пособие / В. В. Григорьев, М. А Федотова.: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  2. Есипов, В. E. Оценка бизнеса / В. E. Есипов, Г. А. Маховикова, В. В. Терехова. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Черняк, В. 3. Оценка бизнеса / В. 3. Черняк. — М.: Финансы и статистика, 1996
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года: текст по состоянию на 7 декабря 1998 г. № 218-З – Минск, 2003 – ст. 132.
  5. Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости недвижимости и имущественных прав на нее. Утверждены на коллегии Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, протокол заседания коллегии № 26 от 27.11.2000 г.
  6. Грязнова, А. Г. Оценка бизнеса / А. Г. Грязнова, М. А. Федотова; под ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Абулаев, Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Н. А. Абулаев, Н. А. Колайко; под ред. Н. А. Абулаева. - М.: ЭКМОС, 2000.
  8. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия / С. В. Валдайцев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  9. Кузнецов, С. Оценка бизнеса / С. Кузнецов. - Аудит и налогообложение, 2002. № 6.
  10. Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий: утв. Министерством экономики Республики Беларусь № 65 от 05.03.2004.
  11. Инструкция об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства): утв. Министерством экономики Республики Беларусь № 159 от 28.06.2004.
  12. Козырь, Ю. В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения / Ю. В. Козырь — М.: 2004.
  13. Пратт, Ш. Оценка бизнеса / Пер. с англ. — М.: Институт экономического анализа Всемирного банка, 1996.
  14. Бабук, И.М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.М. Бабук – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2006.
  15. Щербаков, В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. Щербаков  – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.
  16. Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /  Нац. центр Респ..  Беларусь. – Минск 2005. Режим доступа: http//www.gosstandart.gov.by. – Дата доступа: 13.01.10.

Информация о работе Особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь