Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17
Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22
2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22
2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26
Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33
3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33
3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..47
Не
только экономический рост, но и
постепенное улучшение
Столь же показательными являются данные федерального бюджета при долларовом их исчислении, что позволяет исключить, хотя бы частично, влияние инфляции.
Динамика доходов и расходов государства в Федеральном бюджете
Год | Объем федерального
бюджета
млрд. руб. |
Курс рубля по отношению к доллару | Объем федерального бюджета, млрд. дол. | ||||
доходы | расходы | Профицит (+), дефицит (-) | доходы | расходы | Профицит (+), дефицит (-) | ||
1999 | 615,6 | 666,9 | -51,3 | 24,6 | 25,02 | 27,11 | -2,09 |
2000 | 1103,2 | 1014,2 | 89,0 | 28,1 | 39,26 | 36,09 | 3,17 |
2001 | 1590,7 | 1325,7 | 265,0 | 29,2 | 54,48 | 45,4 | 9,04 |
2002 | 2125,7 | 1947,4 | 178,3 | 31,4 | 67,70 | 62,02 | 5,68 |
2003 | 2237,8 | 2010,0 | 227,8 | 30,7 | 7289, | 65,47 | 7,42 |
2004 | 2742,9 | 2659,5 | 83,4 | 29,0 | 94,58 | 91,72 | 2,86 |
2005 | 4979,8 | 3539,5 | 1440,3 | 28,6 | 174,12 | 123,76 | 50,36 |
2006 | 6170,5 | 4431,1 | 1740,4 | 26,8 | 230,24 | 165,34 | 64,90 |
2007 | 7781,1 | 5986,6 | 1794,6 | 25,0 | 311,24 | 239,46 | 71,78 |
2008 | 1932,7 | 1332,7 | 600,0 | 24,0 | 80,53 | 55,53 | 25,0 |
В условиях постоянно возрастающего реального, а в последний период и номинального курса рубля по отношению к доллару показатели динамики федерального бюджета остаются практически теми же, что и в рублевом исчислении. Характерно, что только профицит бюджета за 2007 г. превышает почти втрое как расходный, так тем более и доходный разделы бюджета после кризисного 1999 г. Нарастание доходов федерального бюджета продолжается и в 2008 г.
Россия за последние годы создала беспрецедентные в истории ее экономического развития золотовалютные резервы, которые к середине 2008 г. достигли величины почти 600 млрд дол. и до октября 2008 г. продолжали расти. По этому показателю страна вышла на третье место в мире, обойдя таких лидеров накопления, как Южную Корею и Тайвань. Хотя 600 млрд дол. — это почти втрое меньше, чем запасы, которыми владеют Китай и Япония, но сам по себе размер таких резервов является уже достаточно прочной гарантией устойчивости экономического положения страны. Степень этой устойчивости, однако, подверглась серьезному испытанию с началом мирового финансово-экономического кризиса.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила России за счет высоких цен на сырьевые ресурсы, являющиеся предметом ее экспорта, и главным образом на нефть, создать значительный по своим размерам Стабилизационный фонд, который к середине 2008 г. приблизился к 4 трлн руб., т.е. более 10% объема российского ВВП 2007 г. Неутихающие споры вокруг того, как использовать этот фонд, столкновение крайних позиций неприкосновенности фонда и его немедленной раздачи на социальные нужды выдают достаточно отчетливое различие интересов отдельных социальных групп в российском обществе. Но разумная умеренная позиция использования части фонда на инвестиционные нужды таким образом, чтобы это не приводило к инфляции в экономике в конце концов была найдена. Это достигнуто путем разделения Стабилизационного фонда на две части, из которых одна — Фонд будущих поколений — как раз и должен использоваться для целей инвестиций. Для финансового управления этим Фондом в мае 2007 г. был создан специальный Банк развития.
За 2001—2007 гг. произошло столь заметное укрепление курса рубля, настолько возросла его реальная обеспеченность активами российской экономики, что это позволило поставить весьма амбициозную задачу полной конвертируемости рубля и превращения его в одну из резервных валют. В соответствии с принятыми решениями с 1 июля 2006 г. рубль стал полностью конвертируемым, что, конечно, не означает, что рубль немедленно практически превратится в резервную валюту на международных финансовых рынках.
К числу, безусловно, позитивных явлений последнего времени следует отнести и существенное сокращение внешнего государственного долга, значительная часть которого досталась России в наследство от СССР. Имея возможность досрочного погашения долговых обязательств, страна получает возможность существенно сократить выплату процентов по нему и, следовательно, ту часть расходов федерального бюджета, которая связана с обслуживанием долга. Так, процентные платежи по обслуживанию государственного долга в I квартале 2008 г. составляли только 52,2 млрд руб., или 4% от расходов бюджета и 0,6% от ВВП.
Российский крупный бизнес начинает наращивать свои активы не только внутри страны, но и путем приобретения перспективных производств и важных элементов инфраструктуры за рубежом (металлургия, нефтепереработка, газотранспортные системы и т.д.). Тем самым усиливается процесс интеграции России в мировую экономику, вполне отвечающий развитию глобализма в его позитивных проявлениях.
Главной, наиболее тяжелой и нерешенной проблемой современного экономического развития являются уже отмеченные низкие темпы инновационного обновления многих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экономический рост не сопровождается адекватным качественным совершенствованием производства. Если, как отмечено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 июня 2006 г., производственная база российской промышленности отстала от развитых стран даже не на годы, а на десятилетия, это, казалось бы, должно служить побудительным моментом массированного освоения технических и технологических новшеств. Но ничего подобного не происходит. У всех на виду сложное положение, в котором оказалось российское автомобилестроение перед лицом все усиливающейся конкуренции западных автомобильных концернов. Но это только вершина айсберга. Иначе и не может быть при отставании смежных с автомобилестроением отраслей: прежде всего станкостроения, электротехники, кабельной промышленности, химии и резинотехники, подшипниковой промышленности, предприятий по изготовлению различных металлоизделий. Именно слабость и неконкурентоспособность российского машиностроения порождает общую технологическую отсталость российской экономики.
Прямым результатом медленного инновационного развития является отсутствие ресурсосбережения, низкая производительность труда и соответственно сравнительно низкий по сравнению с мировыми стандартами уровень оплаты труда и вообще доходов, а значит, и низкий жизненный уровень значительной части населения страны. Далеко не все слои населения смогли воспользоваться возможностями экономических реформ, идущих в стране уже 15 лет.
Сами эти реформы не смогли устранить таких негативных явлений, как теневая экономика и коррупция. Более того, все более крепнет осознание того факта, что сами масштабы этих явлений начинают угрожать безопасности страны, хотя количественную оценку этих явлений дать достаточно трудно.
Необходимо отметить здесь и ряд недостатков в развитии сельскохозяйственного сектора экономики. Попытка рыночных реформ в деревне в целом не вполне удалась. Миллионы гектаров пашни были выведены из оборота и до сих пор остаются без обработки, постепенно зарастая кустарниками и деревьями. Потребности страны в мясомолочных продуктах далеко не удовлетворяются, в связи с чем приходится ежегодно импортировать не менее 1 млн т мяса и до 20 млн т молока. Основные фонды в экономически слабых хозяйствах в результате стихийной приватизации, а грубо говоря, разбазаривания, просто перестали существовать. На недопустимо низком уровне находится оплата труда работников сельского хозяйства.
Особенности современного этапа развития
России не могли не проявиться в инвестиционном
взаимодействии российской стороны с
нерезидентами.
В докризисный период рост и укрепление
российской экономики существенно подняли
ее инвестиционный рейтинг. Как показал
состоявшийся в июне 2008 г. Санкт-Петербургский
экономический форум, Россия стала весьма
привлекательной для многих крупнейших
транснациональных корпораций, желающих
осуществить прямые инвестиции на ее территории.
Само присутствие этих крупных игроков
на инвестиционном рынке резко сужает
сферу деятельности спекулятивного иностранного
капитала, который достаточно вольготно
чувствовал себя в экономике России в
первое десятилетие реформ. Существенно
возрастает размер разовых инвестиций,
предлагаемых нерезидентами. Иностранный
капитал начинает с большей охотой направляться
в те отрасли экономики России, в частности
в обрабатывающую промышленность, куда
он ранее не проявлял желания двигаться.
С другой стороны, в разумных пределах
постепенно снимаются различные ограничения
на его проникновение в отдельные виды
производств и на допустимый размер доли
в активах различных предприятий. В этих
условиях Российское государство получает
значительно большие возможности целенаправленного
регулирования потоков иностранного капитала
и использования его с наибольшей эффективностью.
3.2.Характер
использования иностранных
инвестиций на
наиболее важных
направлениях структурной
перестройки российской
экономики
Особенностью современной
- возрождение
российского авиастроения;
- развитие коммуникаций;
- расширение масштабов
- обеспечение достойного места России в производстве интеллектуальной продукции.
Авиационная промышленность. Судя по успешности внешнеэкономической деятельности при реализации авиационной техники военного назначения, можно сказать, что условия эффективного производства в этой подотрасли обеспечены и ее развитие будет зависеть только от трех факторов: спроса на мировом рынке, возможностей российских Вооруженных сил перевооружать военную авиацию и осуществлять закупки авиационной техники, возможностей обеспечения ее современной авиатехникой.
Что же касается гражданского самолетостроения, то эта подотрасль еще не вышла из кризиса. Производство российских гражданских самолетов и их закупки за истекшие 15 лет сократились в десятки раз. Причиной этому послужило прежде всего значительное сужение внутреннего рынка, где функционирует большое число буквально карликовых авиакомпаний, которым совершенно не под силу закупать новые самолеты. Не могут закупать на наличном рынке дорогостоящую авиатехнику и солидные крупные авиакомпании (например «Аэрофлот»). Во всем мире принято поставлять такую технику на началах лизинга. Но российские авиазаводы не располагают необходимым объемом оборотных средств, чтобы организовать лизинговые поставки. У специализированных лизинговых компаний («Рослизинга», например) также недостаточно средств для закупки самолетов у производителей по полной стоимости и последующей поставки их авиакомпаниям на началах лизинга. Поэтому одной из главных чисто экономических проблем, решение которой откроет для российского гражданского авиастроения внутренний рынок, является создание системы поставок самолетов по лизингу. Для этого требуются инвестиции в создание первоначального капитала лизинговых компаний.
Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России