Перспективы развития инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что среди многообразных форм экономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретает осуществление иностранных инвестиций, становящихся одним из важнейших элементов инвестиционной составляющей в экономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растет ежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валового продукта стран мира. Под иностранными инвестициями в соответствии с российским законодательством принято понимать вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности на территории данной страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с законами этой страны (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Аналогичным образом определяются иностранные инвестиции и в законодательстве многих других стран.

Содержание

Глава 1. Сущность иностранных инвестиций……………………………….5
Понятие иностранных инвестиций и их классификация……………..5
Субъекты инвестиционной деятельности……………………………12
Система правовых норм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в России…………………………..17

Глава 2. Инвестиционный климат: понятие и факторы его определяющие……………………………………………………………...…...22

2.1. Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современный период………………..22

2.2. Оценка уровня инвестиционного климата в современной России и направления его развития……………………………………………………….26

Глава 3. Роль иностранных инвестиций в современных условиях России…………………………………………………………………………….33

3.1. Особенности современного этапа экономического развития России..33

3.2. Характер использования иностранных инвестиций на наиболее важных направлениях структурной перестройки российской экономики…..39

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованной литературы………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курс. инос. инвес..docx

— 107.97 Кб (Скачать документ)

      Ни в одном из программных выступлений российских руководителей высшего звена отечественное автомобилестроение не было упомянуто как одно из главных направлений структурной перестройки экономики. Хотя фактически это так. И реальные шаги в этой области, совершаемые руководством страны, это подтверждают. Организация массового производства современных высококачественных автомобилей является одним из непременных условий постиндустриального развития экономики и должна оказать решающее влияние на развитие научно-технического прогресса, внедрение современных методов организации труда и управления во множестве смежных отраслей. Но в то же время совершенно очевидно, что без массированного участия в автомобилестроении иностранного капитала в форме прямых инвестиций решить эту задачу в обозримые сроки невозможно.

       Кризисная ситуация сложилась и в отрасли судостроения, с той лишь разницей, что большинство построенных в России морских судов ушло из-под ее флага и бороздит просторы Мирового океана под флагами других государств. И здесь создается крупная корпорация, объединяющая ряд судостроительных верфей. И здесь возможно развитие международного технического сотрудничества с иностранными компаниями. Но в отрасли судостроения уже давно существует практика инвестирования строительства судов на зарубежных верфях за счет отечественного капитала на определенных, оговоренных сторонами условиях. С другой стороны, вряд ли можно рассчитывать на то, что  иностранный капитал придет в Россию с намерением создать здесь свои судостроительные верфи. Во-первых, это требует очень больших первоначальных затрат с длительными сроками окупаемости. Во-вторых, достаточные судостроительные мощности в России имеются и сейчас, требуется лишь их модернизация на основе современного, более производительного оборудования. В самой этой модернизации, как и в поставке оборудования по лизингу, иностранный капитал вполне может участвовать. В то же время вполне допустимым может быть предоставление нерезидентам определенных долей в уставном капитале судостроительных предприятий как следствия портфельных инвестиций. Вряд ли, однако, в этом случае целесообразно предоставление контроля иностранцам над деятельностью российских судоверфей.

         Развитие коммуникаций. Развитие коммуникаций представляет собой исключительно комплексную проблему. По общепризнанному пониманию коммуникация есть средство перемещения, как физических объектов, так и информации из одной точки в другую. Только при обеспечении надежного и быстрого выполнения коммуникацией этой своей основной функции как физический объект, так и информация, произведенные в одном месте, становятся доступными и могут быть использованы в местах потребления. Отставание в развитии коммуникаций в современных условиях становится одним из главных тормозов экономического роста. Между тем для Российской Федерации как раз характерно именно отставание, которое; в настоящий момент достигло критического уровня. Оно выражается как в том, что низким является уровень качества коммуникаций, так и в том, что их просто мало.

     По всем расчетам осуществление в полной мере программы развития коммуникаций требует нескольких сотен миллиардов рублей  в качестве инвестиций. В определенной степени эти инвестиции должен дать частный международный и отечественный бизнес, но существенная роль учитывая значительные сроки окупаемости вложений, должна  принадлежать здесь и государственным инвестициям. Государству необходимо выступать в сфере коммуникаций, по крайней мере,  в роли катализатора инвестиционного процесса.

      Участие иностранного капитала в развитии российской системы коммуникаций возможно в самых различных формах. С привлечением прямых иностранных инвестиций можно значительно ускорить процесс создания предприятий по производству различных машин и оборудования для решения проблемы развития коммуникаций. Вряд ли, можно обойтись без привлечения иностранных инвесторов при создании высокоскоростного железнодорожного сообщения. Иностранные инвестиции потребуются для создания инфраструктуры транспортных сетей, производства для них систем управления, связи и т.д.

      Расширение масштабов деятельности в космической отрасли. Космическая отрасль в свое время являлась «визитной карточкой», с помощью которой доказывалось преимущество советской плановой экономики над Западом. В то же время в первые годы экономическая эффективность затрат, связанных с весьма дорогостоящими космическими мероприятиями, не только в Советском Союзе, но и в других странах, ставших на путь освоения космоса, была достаточно низкой. Затраты в космосе приносили новые знания, имели военное значение, но еще не давали экономической выгоды. В немалой степени именно поэтому в первый кризисный период российских экономических реформ развитие космической отрасли затормозилось. Стало нарастать ее  отставание от США в военных приложениях, в исследовательских правлениях работ (полеты к другим планетам, исследование дальне космоса), а также и в тех ее направлениях, которые вплотную были  связаны с экономикой (глобальная космическая спутниковая связь, метеорология и предсказание погоды, исследование земной коры и поиск полезных ископаемых и т.д.).

      С выходом России из полосы экономического кризиса первых лет реформ положение в отечественной космической отрасли начинает меняться к лучшему. От состояния выживания происходит переход к фазе развития. Растет ее финансирование со стороны государства, являющегося основным инвестором в этой отрасли. Факты показывают, что это финансирование не прекращается и в усложнившихся в конце 2008 г. экономических условиях. Но теперь возникает проблема наиболее эффективного использования весьма значительных затрат, с которыми связана такая инвестиционная деятельность.

      Российская космическая отрасль как имеющая особое стратегическое значение для страны должна, естественно, инвестироваться в основном за счет российских источников. Но помимо решения чисто национальных, в том числе оборонных, задач эти инвестиции должны обеспечить ей достойное место в мировой космической деятельности.

        И здесь главной формой взаимодействия с нерезидентами становятся сейчас различные программы международного и двустороннего сотрудничества в осуществлении мероприятий по созданию космических аппаратов, их транспортировке на орбиты, обслуживанию и т.д.

     Обеспечение достойного места России в производстве интеллектуальной продукции. Производство интеллектуальной продукции единственная отрасль, которой требуется относительно меньший объем инвестиций, чем для других рассмотренных выше секторов экономики. Но эта продукция до сих пор, хотя экономика страны находится уже более пяти лет в фазе экономического роста, мало востребована  на внутреннем рынке и в незначительной степени реализуется на рынке внешнем. Доля России на рынке интеллектуальной продукции, по некоторым оценкам, составляет всего 0,2%, что, естественно, недопустимо для страны, претендующей на место одной из ведущих мировых держав.

     Участие иностранного капитала в производстве интеллектуальной продукции в России носит весьма специфический характер. В 1990-е гг. главной формой освоения иностранцами российских интеллектуалы ресурсов была «утечка мозгов», т.е. использование потенциала отечественных специалистов, выезжавших на жительство за границу, как приглашению иностранных фирм, так и по собственной инициативе. В 1997—2003 гг. только в США эмигрировало из России около 40 тыс. человек. С улучшением в стране экономической ситуации, переходом ее экономики в фазу роста и появлением больших возможностей обеспечения благосостояния высококвалифицированных специалистов поток «утекающих мозгов» стал постепенно мелеть, и многие иностранные фирмы перешли к новой, форме их использования: финансированию различных заказов, выполняемых россиянами без выезда из страны.  
 
 
 

Заключение 

     Иностранная инвестиция — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации».

        В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ, иностранными инвесторами, т.е. экономическими субъектами,  осуществляющими инвестиции на экономической территории Российской Федерации, могут быть иностранные государства, отдельные административные единицы этих государств (штаты, провинции, города и т.д.), различные международные финансовые и нефинансовые организации» отдельные иностранные как государственные, так и частные компании, а также частные лица, имеющие гражданство какой-либо страны и лица без гражданства. Практически всегда, в особенности, когда осуществляются крупные инвестиционные вложения, частные лица выступают от имени какой-либо компании. Это относится как к малым и средним предпринимателям, так и к миллиардерам — владельцам гигантских транснациональных корпораций. Но есть одна сфера в российской экономике, где в качестве иностранных инвесторов чаще всего выступают именно частные лица. Это сельское хозяйство, где в большом количестве можно наблюдать иностранцев, переселившихся в Россию, прочно осевших на российской земле, ведущих на ней фермерскую деятельность, но не утративших своего гражданства.

        В качестве субъектов, принимающих иностранные инвестиции, могут выступать различные государственные и муниципальные предприятия и организации, предприятия и организации негосударственных форм собственности и имеющие смешанную собственность. Закон не запрещает и предпринимателям без образования юридического лица, а также частным лицам — гражданам Российской Федерации выступать субъектами инвестиционной деятельности во взаимодействии с иностранцами. 

      Политика любого государства в сфере как краткосрочных, так и перспективных задач структурной иностранных инвестиций заключается, прежде всего в привлечении их для решения перестройки экономики, повышения ее эффективности и конкурентоспособности на основе решений инновационного характера, получение которых силами отечественной науки и бизнеса затруднено, а подчас в обозримые сроки и невозможно. Развитие экономики порождает свой специфический комплекс проблем, требующих решения с привлечением иностранного капитала и, следовательно, по-иностранному  определяет желаемую структуру и объемы этого капитала. В результате завершения  первого этапа  реформ, Россия превратилась в страну с рыночной экономикой, хотя при этом многие детали развитого рыночного механизма еще не отлажены.

       В современной экономике развитие одновременно всех отраслей производства и услуг становится непосильным для любого государства, и возникает проблема рационального международного разделения труда и сосредоточения каждой страны на наиболее важных для нее ключевых отраслях, где имеются достаточно мощные заделы производственных фондов, технологий, опыта, требуемые кадры специалистов. В полной мере эта закономерность применима и к российской экономике.

         Особенности современного этапа развития России не могли не проявиться в инвестиционном взаимодействии российской стороны с нерезидентами. В докризисный период рост и укрепление российской экономики существенно подняли ее инвестиционный рейтинг. Как показал состоявшийся в июне 2008 г. Санкт-Петербургский экономический форум, Россия стала весьма привлекательной для многих крупнейших транснациональных корпораций, желающих осуществить прямые инвестиции на ее территории. Само присутствие этих крупных игроков на инвестиционном рынке резко сужает сферу деятельности спекулятивного иностранного капитала, который достаточно вольготно чувствовал себя в экономике России в первое десятилетие реформ. Существенно возрастает размер разовых инвестиций, предлагаемых нерезидентами. Иностранный капитал начинает с большей охотой направляться в те отрасли экономики России, в частности в обрабатывающую промышленность, куда он ранее не проявлял желания двигаться. С другой стороны, в разумных пределах постепенно снимаются различные ограничения на его проникновение в отдельные виды производств и на допустимый размер доли в активах различных предприятий. В этих условиях Российское государство получает значительно большие возможности целенаправленного регулирования потоков иностранного капитала и использования его с наибольшей эффективностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.: Эксмо, 2009. – 480с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: «Ось-89», 2009.- 512.
  3. Федеральный закон от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 10  декабря 2003г. № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле».
  5. Федеральный закон от 21 июля 2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  6. Федеральный закон от 22 июля 2005гг. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  7. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. М.: Приор, 
    2004.- 240 с.
  8. Вознесенская И.И. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: ИНФРА-М, 2001.- 375 с.
  9. Волгина Н.А. Международная экономика. М.: ЭКСМО, 2006.- 430 с.
  10. ЗубченкоАЛ. Иностранные инвестиции. М.: Книгодел, 2006.- 250 с.
  11. Инвестиции / У.Ф. Шарп и др. М.: ИНФРА-М, 2004. – 380с.
  12. Иностранные инвестиции в России / под ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1998.- 320 с.
  13. Киреев А.П. Международная экономика. М.: Международные 
    отношения, 1997. – 420 с.
  14. Кожухар В.М. Практикум по иностранным инвестициям. М.: 
    Дашков и К°, 2007. – 180 с.
  15. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. М.: 
    Юристъ, 2003.- 270 с.
  16. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 320с.
  17. Черкасов А.Е. Международные инвестиции. М.: Дело, 2003. – 150 с.

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в России