Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью данной реферативной работы является выяснение особенностей индивидуального банковского обслуживания. Я попытаюсь ответить на важнейшие вопросы: что такое Private Banking, кому он нужен и какие виды услуг он оказывает, какова расстановка сил на российском рынке Private Banking, чем он отличается от рынка западного и в каком направлении в будущем будет развиваться.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА PRIVATE BANKING
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ PRIVATE BANKING
1.2 ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ PRIVATE BANKING
1.3 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖЕРА
1.4 ВИДЫ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ БАНКАМИ VIP-КЛИЕНТАМ
2. PRIVATE BANKING В РОССИИ
2.1 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ PRIVATE BANKING
2.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ PRIVATE BANKING В РОССИИ
3. Особенности Private Banking в КБ "Банк Москвы"…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Классическая схема работы частного банка в России предусматривает максимально широкий набор эксклюзивных услуг, основу которых составляют три направления банковского обслуживания частных лиц: управление активами клиента, депозитные операции и кредитование. В последнее время к ним также добавились страховые программы и консультационные услуги – помощь в управлении состоянием, налоговые консультации, помощь в формировании коллекций, а также вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью.
Спецификация Private Banking в том, что каждая услуга должна быть сформирована индивидуально под потребности конкретного клиента. Основная задача банка, ориентированного на индивидуальное обслуживание, - стать для своих клиентов партнером в вопросах управления их личными средствами, организации обслуживания средств и расходов как самого клиента, так и членов его семьи. При этом клиент получает своего персонального менеджера, и тот, исходя из круга проблем, в решении которых нуждается клиент, предлагает ему ряд индивидуальных схем, из которых клиент выбирает наиболее подходящую для них. Персональный менеджер не только информирует клиента обо всех изменениях в услугах банка и его тарифах или на финансовых рынках, но и помогает ему выработать стратегию инвестиционного поведения и предлагает варианты услуг, которые, на его взгляд, наиболее полно отвечают потребностям клиента. Среди финансовых инструментов, предлагаемых клиентам на сегодняшний день, можно увидеть следующие:
Дополнительно клиенты могут воспользоваться широким спектром консультаций, в их числе:
Особенностью российского частного банковского обслуживания является структура клиентской базы и основные требования состоятельных клиентов.
Во-первых, в России развитие сегмента Private Banking пошло по пути стран Восточной Европы: российские коммерческие банки снижают требования минимального размера капитала до 50-100 тысяч долларов США. В западных и восточных странах такая услуга, как правило, предоставляется клиентам, чей вклад составляет не менее 500 тысяч евро.
Во-вторых, значительное число «нерыночных» клиентов, относящихся к VIP-клиентам.
В-третьих, в настоящее время к категории VIP-клиентов только сейчас стали относиться люди, которые заработали свои состояния на создании, развитии и последующей продаже собственного бизнеса.
В-четвертых, российские клиенты при формировании инвестиционного портфеля придерживаются более агрессивных стратегий по сравнению с западными. Пассивное и консервативное обслуживание таких клиентов, используемое за рубежом, например в Швейцарии и Великобритании, практически невозможно в нашей стране. В России приходят в банк не только для того, чтобы сохранить капитал, но и для его приумножения. Большинство все еще считают, что услуги Private Banking должны принести больше денег, чем собственный бизнес и не осознают острую необходимость в диверсификации инвестиций. Работа с такими клиентами требует энергичных действий и совершенно новых методов и технологий, предоставления комплексной финансовой информации и отчетности, быстрого использования любых выгодных финансовых инструментов, включая краткосрочные капиталовложения и проектное финансирование.
В-пятых, отсутствие опыта и традиций у владельцев крупного российского капитала доверяться полностью одному банку приводит к определенной нестабильности клиентской базы и вынуждает банки работать с капиталами, объемы которых зачастую близки к рознице.
В-шестых, концентрация клиентов Private Banking в одном регионе – г. Москве. Последнее обстоятельство способствовало развитию в столице достаточно серьезной конкуренции между банками и финансовыми компаниями за привлечение клиентов, а также сделало последних крайне требовательными и амбициозными.
Вместе с тем, российская специфика такова, что порой бывает довольно трудно разделить персональные средства клиента и капитал созданной им организации ( на Западе для обслуживания крупных институционализированных вкладчиков существует отдельное направление банковского бизнеса – Global Asset management ). Поэтому российские банки зачастую идут на то, чтобы предлагать комплексные услуги по управлению средствами, формально принадлежащими как частному лицу, так и его компании.
Несмотря на свою привлекательность, рынок Private Banking имеет ряд проблем, свойственных практически всем отраслям российской экономики. Основными проблемами являются:
2.2.
Перспективы развития Private Banking в
России.
Услуги
PB&WM (Private Banking and Wealth Management – прим.
ред.) крайне востребованы в России
и интерес к ним будет
По мнению Александра Гребенко, уровень спроса на финансовые услуги сейчас находится на низком уровне в связи с отсутствием массовой платёжеспособности со стороны населения. При этом потенциал роста рынка – огромен, уверен Гребенко.
Наталья Котлова полагает, что на российском рынке пока более распространено обозначение VIP-клиента как клиента, претендующего на нечто отличное от стандартного предложения. Таких клиентов, по ее мнению, будет становиться все больше и больше. Сейчас отсутствует четкая сегментация между премиальными клиентами и клиентами ПБ, и эта ситуация также меняется. И услуги для премиального сегмента клиентов, и услуги private banking в России получают все большее распространение. Если говорить о соотношении клиентов ПБ к общей клиентской базе банка, то это единицы, уверена Котлова; премиальный же сегмент в практике западных банков колеблется от 5 до 10% в зависимости от величины «входного билета».
Рrivate banking - это не массовое предложение, говорит Любовь Волкова, и рассчитано оно на определенную категорию клиентов, численность которой, правда, постоянно увеличивается. В процентном соотношении оценить эту прослойку довольно сложно, тем более, что это величина непостоянная. Однако спрос на данную категорию услуг, безусловно, есть и в дальнейшем он будет только увеличиваться. Не последнюю роль в этом будет играть и то, насколько благоприятными будут экономические условия, которые оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния граждан, а значит, и на количество клиентов, нуждающихся в private banking.
Существует официальная статистика, по которой число состоятельных граждан в нашей стране не превышает 0,6% от общего количества, уверждает директор департамента по работе с крупным частным капиталом Бинбанка Наталья Капинос. Соответственно, число VIP-клиентов в общем количестве клиентов любого универсального коммерческого банка не превышает 7%. Как правило, это даже не более 0,5%.
Реальной
статистики нет, утверждает Алексей
Гусев, так как состоятельный
клиент априори закрыт для исследователя.
Если кто-то скажет с трибуны, что
«по данным нашего собственного исследования
АБВ-банка в России 30 тыс. состоятельных
семей, объем рынка оценивается
в $30 млрд. с перспективами роста
в 30% ежегодно, а доля состояния под
управлением отечественных
Уровень услуг и консультирования будет расти, полагает Наталья Котлова. Произойдет более четкая сегментация клиентов премиального сегмента от клиентов Private Banking. Многие банки, включая крупные российские, а также западные банки – специалисты в сегменте Private Banking, собираются выходить на этот сегмент рынка. Поэтому в ближайшие 2 года будет расти конкуренция. Котлова уверена, что неоспоримые преимущества есть у крупных западных групп, играющих на этом рынке, «поскольку у них есть экспертиза и диверсифицированная платформа глобальной западной структуры».
Если
говорить о «премиальных» клиентах,
то востребованными окажутся, в первую
очередь, уровень обслуживания, доступность
продуктов на зарубежных рынках. В
отношении private banking Котлова ожидает
появления «family-office» для
Приоритеты развития «премиального» сегмента находятся в регионах, считает Котлова; клиенту удобнее иметь банк и финансового консультанта в городе, где он живет.
Перспективы развития private banking есть во всех более-менее крупных городах России, уверен Петр Терехин, а в большинстве городов Сибири агрессивное развитие этого сегмента однозначно интересно для всех участников процесса. Российские банки уже давно готовы предоставлять весь комплекс услуг и уже это делают, за исключением, наверное, полноценного «стиля жизни», что связано с разной удаленностью от стандартных объектов внимания. При этом развитие бизнес-авиации, что становится актуальным после принятия некоторых изменений в законах, закроет многие проблемы с мобильностью, отмечает Терехин.
По
мнению Александра Гребенко, при сохранении
сегодняшних темпов восстановления
банковского сектора
Стратегия развития регионального private banking существует практически у всех игроков этого рынка, согласна Наталья Капинос, но далеко не все могут позволить себе инвестиции в полноценные VIP-офисы для обслуживания состоятельных клиентов в регионах. Перспективы есть и являются достаточно серьезными. Если раньше обслуживание VIP-клиентов начиналось и заканчивалось кабинетом управляющего дополнительного офиса, то к настоящему времени появляется понимание того, что персональный менеджер может содействовать решению проблем клиента не хуже, чем управляющий, а в некоторых случаях и лучше него, уверена Капинос.