Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа
Цель работы - изучение актуальных проблем Республики Беларусь в сфере инвестиций; основных направлений инвестиционной политики; инвестиционного климата Беларуси с точки зрения потенциальных инвесторов, механизмов привлечения инвестиций; методов и правового режима государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Инвестиции и их влияние на национальную экономику……………………5
1.1 Понятие и виды инвестиций………………………………………………..5
1.2 Влияние инвестиций на национальную экономику……………………….8
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционную политику…………………. .. . 11
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь……………………… ….13
2.1 Направления инвестиционной политики в Беларуси…………………….13
2.2 Инвестиции в реальный сектор национальной экономики………………16
2.3Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь…28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………34
Таким образом, инвестиции - это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Инвестиции - с точки зрения страны в целом - вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Одна часть инвестиций - это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций - это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).
Инвестиции играют центральную
роль в экономическом процессе, они
предопределяют общий рост экономики.
В результате инвестирования средств
в экономику увеличиваются
Совокупные инвестиции являются суммой различных видов инвестиционных расходов. Таким образом, любая переменная, влияющая на какую-либо рассмотренную категорию инвестиций, влияет также на совокупные инвестиции. В целях упрощения, а также по причине наибольшей значимости и удельного веса мы будем рассматривать инвестиции в основные фонды.
Если в валовой национальный продукт включаются все инвестиционные расходы в основные фонды с учетом амортизации, то при расчете чистого национального продукта учитываются только чистые инвестиции. Из этого следует, что между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом существует прямая зависимость. Если чистые инвестиции положительны, экономика будет находиться в фазе подъема, при нулевых чистых инвестициях будет переживать застой, в фазе кризиса инвестиции могут стать отрицательной величиной, когда не будет возмещаться даже выбывающий капитал.
Анализ этапов экономического подъема в США, Японии, Германии и других странах свидетельствует о том, что периодам наибольшей инвестиционной активности соответствуют самые высокие темпы роста национального продукта. Например, в Японии при увеличении в 1960—1970 гг. капиталовложений в 2 раза валовой национальный продукт возрос более чем на 70 %. С повышением инвестиционной активности связан и экономический феномен появления "новых индустриальных стран" Азии — Южной Кореи, Сингапура, Тайваня [3, с. 21].
Безусловно, связь "инвестиции — национальный продукт" взаимообусловлена, т.е. не только инвестиции вызывают рост национального продукта, но и повышение объема производства вызывает всплеск инвестиционной ак-тивности. Из этой взаимозависимости валового национального продукта и инвестиций складывается некий "заколдованный круг". Импульсом для его разрыва может служить внешний фактор — иностранный капитал.
В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций способствует вводу в действие новых мощностей, увеличению потенциала производства и реального ВВП, т.е. росту совокупного предложения. Взаимосвязь инвестиций и ВВП была замечена и объяснена Дж. Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. Неокейнсианцы дополнили правило принципом акселератора [7, с. 219].
Эффект мультипликатора связан с тем, что, во-первых, в экономике происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. Так, первоначальные инвестиции в 10 млрд. р. приведут к увеличению спроса на рабочую силу и кредитные ресурсы. Рост спроса обусловит рост доходов в виде заработной платы, процента и прибыли, увеличится потребление домохо-зяйств. Увеличение доходов на 10 млрд. р. при предельной склонности к потреблению (МРС) = = 3/4 даст прирост потребления в 7,5 млрд. р., оставшиеся 2,5 млрд. р. будут сберегаться. Расходы на потребление в 7,5 млрд. р. будут означать рост доходов других домохозяйств и увеличение их потребления и сбережении в соответствии с предельной склонностью к потреблению (МРС) и предельной склонностью к сбережениям (MPS). Эту цепочку можно продолжать до тех нор, пока не иссякнет источник роста доходов. Таким образом, исходные изменения в инвестициях в 10 млрд. р. приведут к многократному лавинообразному потоку расходов и доходов, росту производства и занятости в смежных отраслях производства, росту реального ВВП на величину большую, чем исходные инвестиции.
Мультипликатор инвестиций — это отношение изменения равновесного выпуска реального ВВП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних.
Механизм мультипликатора используется не только в теории, но и на практике. Все проекты в зависимости от срока внедрения делятся на 3 группы: кратко-, средне- и долгосрочные. Первичные инвестиции направляются в некапиталоемкие, но высокодоходные сферы деятельности, а полученная прибыль становится источником финансирования долгосрочных программ.
Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях - инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и предельной склонностью к потреблению. Наряду с автономными существуют индуцированные инвестиции — капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов, совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций. Модель акселератора утверждает, что норма инвестирования пропорциональна изменению выпуска в экономики, т. е.
AI = A*AQ
Формула показывает, что изменения индуцированных инвестиций равно произведению коэффициента А (акселератор) на изменение объема выпуска или дохода (AQ).
Обобщая приведенный выше материал можно отметить ,что под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития -интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.
В рыночной экономике конечной целью любого предпринимательства является прибыль или доход. Поэтому при принятии решения об инвестировании предприниматели исходят из двух основных факторов:
а) ожидаемой нормы чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции;
Известно, что побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является чистая прибыль, то есть валовой доход за минусом эксплуатационных расходов: расходов на материалы, энергию, рабочую силу и др. Если чистая прибыль, полученная за определенное время, будет превышать расходы на инвестиции за это же время, то предприниматель охотно будет вкладывать средства в дело. Чем выше норма чистой прибыли, тем выше желание инвестировать капитал.
б) Реальной ставки процента.
Ставка процента - это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (станков, машин, оборудования и т.п.). Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, инвестирование будет прибыльным. чем выше эта разница, тем больший интерес проявляют предприниматели к инвестированию. Но если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, инвестировать становится невыгодным.
Если же инвестор собирается
инвестировать собственные
Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная, играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Реальная ставка процента - это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. С повышением реальной ставки процента при неизменной норме чистой прибыли объем инвестиций будет падать, и наоборот, с понижением реальной процентной ставки объем инвестиций будет возрастать.
Такая модель инвестиционных решении позволяет государству через регулирование ставки процента влиять на инвестиционный процесс в стране. Так, при высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит уровень Инвестиций будет небольшим. При снижении ставки процента предпринимателям выгодно занимать средства и инвестировать их в те проекты, ожидаемая норма прибыли от которых меньше. Соответственно, уровень инвестиций возрастает.
Следует заметить, что в реальной жизни кроме вышеуказанных двух основных факторов на инвестиции влияют и другие факторы, которые могут смещать кривые спроса на инвестиции влево или вправо. К наиболее важным из них относятся:
- издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования.
Первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы чистой прибыли от любого инвестиционного проекта.
- Налоги на предпринимателя.
Возрастание налогов приводит к снижению доходов от предпринимательской деятельности, что вызывает снижение инвестиций; сокращение налогов приводит к ее смещению вправо и соответственно к росту инвестиций.
-Технологические изменения.
Технический прогресс является основным стимулом для инвестирования. Разработка нового, более производительного оборудования снижает издержки производства или повышает качество продукции, увеличивая тем самым норму чистой прибыли и объем инвестиций. И наоборот, старое оборудование требует дополнительных затрат на ремонт и обслуживание, что ведет к потере чистой прибыли и уменьшению инвестиций.
- Наличие основного капитала.
Если предприятие в полной мере обеспечено новейшей техникой и оборудованием, то инвестирование будет незначительным, или не будет совсем. Если же на предприятии наблюдается относительный недостаток основного капитала, то приобретение его потребует, дополнительных инвестиций.
- Ожидания.
Деньги, вложенные в основной капитал, полностью окупаются через несколько лет, а то и десятилетия. Поэтому доходность любого капиталовложения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала. Ожидания предпринимателей во многом базируются не на экономических расчетах, а на интуитивной основе.
2 Инвестиционная политика в Республике Беларусь
2.1 Направления инвестиционной политики в Беларуси
В целях сбалансированного развития экономики государство мобилизует и использует денежные средства посредством регулирования налоговой, кредитной и инвестиционной политики. Основными направлениями инвестиционной политики Республики Беларусь на ближайшую перспективу являются:
- отказ от директивного и централизованного планирования основной массы инвестиций, за исключением инвестирования объектов общегосударственного значения;
- преимущественное замещение государственных ассигнований средствами финансирования из частных отечественных и зарубежных источников;
- демонополизация и конкуренция между существующими подрядными организациями;
- предпочтительное инвестирование рентабельных и быстроокупаемых проектов;
- создание свободного рынка инвестиционных ресурсов;
- полный переход на договорные цены за готовую строительную продукцию;
- социальная направленность экономики и необходимость первоочередного решения жилищной, продовольственной и экологической проблем;
- ускоренное развитие и совершенствование материально-технической базы строительства и промышленности строительных материалов с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в стройматериалах, конструкциях и деталях.
В виду ограниченности бюджетных ресурсов государство вынуждено делать ставку на увеличение негосударственных инвестиций. В целях восполнения централизованных средств, необходимых на осуществление государственных программ капитального строительства, государственная инвестиционная политика строится на основе таких принципов, как:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса в сторону развития многообразных форм собственности;
- сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно только для социально значимых объектов, не располагающих собственными источниками финансирования;