Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение актуальных проблем Республики Беларусь в сфере инвестиций; основных направлений инвестиционной политики; инвестиционного климата Беларуси с точки зрения потенциальных инвесторов, механизмов привлечения инвестиций; методов и правового режима государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Инвестиции и их влияние на национальную экономику……………………5
1.1 Понятие и виды инвестиций………………………………………………..5
1.2 Влияние инвестиций на национальную экономику……………………….8
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционную политику…………………. .. . 11
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь……………………… ….13
2.1 Направления инвестиционной политики в Беларуси…………………….13
2.2 Инвестиции в реальный сектор национальной экономики………………16
2.3Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь…28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции 2009_1.docx

— 144.50 Кб (Скачать документ)

- государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами исключительно на конкурсной основе;

- совершенствование законодательной и нормативной базы;

- участие в коммерческом финансировании проектов, включая капиталы из СНГ.

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1995 - 2009 гг. представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Структура  инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1995 - 2009 гг.(%)

Годы

Всего

В том числе по отраслям экономики

 

 

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство (без жилищного)

Жилищное строительство

Транспорт

Связь

Другие отрасли

1995

100

29,7

8,5

1,7

20,0

12,6

3,4

24,1

2000

100

30,2

6,8

1,8

26,1

10,8

2,6

22,1

2001

100

31,8

4,9

1,8

23,5

13,8

3,4

20,8

2002

100

31,8

5,3

1,8

19,8

14,5

4,0

22,7

2003

100

33,3

5,9

2,6

16,7

11,5

6,8

23,2

2004

100

31,6

8,4

2,9

16,1

10,3

6,4

24,3

2005

100

28,9

13,3

3,0

16,3

9,5

5,5

23,5

2006

100

27,4

17,2

3,4

15,4

8,0

5,3

23,3

2007

100

28,0

14,6

3,7

17,0

8,8

4,2

23,7

2008

100

28,0

14,9

4,3

17,3

7,9

3,0

 

2009

100

26,8

18,2

3,5

20,7

5,8

2,8

 

Примечание - Источник: [16, с. 429]

 

Поступление инвестиций увеличилось  по сравнению с 2008 годом в 2009 году в: сельское хозяйство на 3,3%, жилищное строительство 3,4%. А в такие отрасли как промышленность, строительство, транспорт, связь уменьшились иностранные инвестиции соответственно на 1,2%, 0,8%, 2,1%, 0,2%.

Связанное с нынешней экономической  ситуацией в республике сокращение капитальных вложений означает резкую нехватку средств не только на наращивание производственного потенциала, но и на его поддержание. Спад инвестиционной активности оказался более глубоким, чем падение производства. Объемы выбытия основных фондов в несколько раз превысили их ввод. Обострилась проблема технологической отсталости и конкурентоспособности отечественной промышленности. В 2000 году на развитие экономики и социальной сферы направлено 27,3 трлн. рублей инвестиций. Использование инвестиций в 1999 году оценивалось на уровне 21,6 трлн. руб. (в ценах 1996 года, без учета средств на Чернобыльскую программу) или около 2 млрд. долларов США. По сравнению с 1998 годом объем капитальных вложений сократился на 30,9 %. За указанный срок доля бюджетных средств в нем уменьшилась на 5 %, а собственных средств предприятий, организаций и населения — на 12 %. Удельный вес консолидированного бюджета составил 25,5 %, целевых внебюджетных фондов — 14 %, средств населения и ЖСК — 4 %, иностранных кредитов — 4 %. Сокращение инвестиций привело к значительному росту незавершенного строительства (более 11 тысяч объектов производственного назначения). В условиях падения производства, кризиса неплатежей и удорожания строительных услуг продолжилось сокращение инвестиционного потенциала Предприятий. Падение рентабельности производства практически не оставило предприятиям шансов для накопления инвестиций за счет прибыли. Между тем, инвестиционные средства предприятий, включая средства специализированных инвестиционных фондов, составили в структуре капиталовложений порядка 66 % и явились наряду со средствами из консолидированного бюджета (25,5 %) главными источниками финансирования капиталовложений. Привлечение в инвестиционную сферу средств частных инвесторов и сбережений населения сдерживалось и по-прежнему сдерживается из-за высоких темпов инфляции, налогов и отсутствия надежных кредитно-финансовых институтов. Инвестиционные ресурсы республики продолжают перетекать за рубеж [8, с. 26].

Вследствие высокой инфляции и недостаточного уровня рентабельности процесс деинвестирования основного капитала в базовых отраслях экономики не прекратился и в 1991-2006 гг. По официальным данным, в 2001 году объем капиталовложений в экономику из всех источников инвестиций составил 62,3 млрд. рублей (хотя это лишь 41 % от уровня 1991 года). Общий объем вложений в основной капитал увеличился на 19,5 %, что недостаточно при нынешнем техническом состоянии производственной базы предприятий. В промышленности капитальные вложения были меньше амортизации на 13 %, в сельском хозяйстве — на 57,8 %, т.е. объем инвестиций, несмотря на их абсолютный прирост, не обеспечил даже простого воспроизводства основных фондов. В результате, износ основных средств на многих предприятиях достигает 75 %, причем, средний уровень изношенности активной части основных фондов по народному хозяйству на 1.01.2004 года составляет уже 77,4 %, а это подавляет темпы роста реального производства и делает перспективы выхода из кризиса неопределенными. Причем, за счет амортизации в 1991 году в республике осуществлялось 36 % инвестиций на полное восстановление основных фондов, в 2001—2003 годах — не более 27 % (в развитых странах 50—60 %). В результате выбытие основных фондов превышает в 11 раз их обновление.

Общий объем инвестиций в 2006 году составил только 62 % от объема основных потенциальных источников (амортизация, чистая прибыль, часть внебюджетных фондов). При явном недостатке инвестиций они шли в основном в непроизводственную сферу (прирост за год — 31 %). При этом опережающими темпами росли капитальные вложения в жилищное строительство, темп роста которых составил 146 %. За счет увеличения инвестиций в объекты непроизводственного назначения получено более 60 % прироста их общего объема. Между тем капитальные вложения в объекты производственного назначения по сравнению с предыдущим годом увеличились всего на 12 %. В результате опережающего увеличения инвестиций в непроизводственную сферу доля капитальных вложений в производственные объекты в общем объеме инвестиций сократилась до 58 % при 63 % в 2003 году. В таких условиях на каждый процент прироста реальных инвестиций реальный ВВП увеличивался только на 0,53 %, что свидетельствует о низкой эффективности доводимой в республике инвестиционной политики.

Политика переход от распределения  государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе призвана повысить эффективность инвестиционной деятельности, привлечь в инвестиционную сферу негосударственных инвесторов и расширить финансовую базу инвестиций. При этом, насущными проблемами инвестиционной политики в части централизованных капитальных вложений являются в первую очередь: а) окончание незавершенного строительства объектов социальной сферы; б) выполнение программы, связанной с Чернобыльской АЭС; в) поддержка агропромышленного комплекса, и ряд других.

В Беларуси приток внутренних инвестиций планируется привлекать по двум направлениям. Деньги предприятий  и инновационные фонды министерств будут вкладываться в поддержание основных фондов, чтобы те не деградировали. При этом ожидалось, что доля амортизационных отчислений на капитальные вложения должна составить 53 % против 44 % в 2001 году. Таким образом, этот источник должен обеспечить около 15 трлн. рублей.

Для создания новой промышленности, основанной на высоких технологиях, намечено использовать бюджет развития. Его смысл — в объединении государственных средств и частного капитала для финансирования реальных инвестиционных проектов.

В России такая идея уже  начинает воплощаться на практике. Конкурсы за право получения льготных инвестиционных ресурсов проводятся с 1999 года. Из представленных 943 проектов 226 были признаны победителями. Но в  связи с недостатком бюджетных  средств полностью было профинансировано только 63 проекта. Их сметная стоимость 1 млрд. 510 млн. российских рублей, а средств государственной поддержки затратили только 340 млн.; таким образом каждый бюджетный рубль дал 4,4 рубля частных инвестиций. А по эффективности конкурсных проектов 1 рубль инвестиций, вложенный в 1999 году, дал прирост продукции в 2001 году на сумму 3,4 рубля.

В Беларуси бюджет развития включает инвестиции из государственной  казны в сумме 780 млрд. рублей для  размещения на конкурсной основе. Кроме того, собственные средства предприятий — 22,2 трлн. рублей, целевые бюджетные и внебюджетные фонды министерств — 10,7 трлн. рублей, долгосрочные кредиты банков — 13,9 трлн. рублей, иностранные кредиты под гарантии правительства — 1,4 трлн. рублей. Средства частных инвесторов в бюджет развития собираются привлечь государственными гарантиями. Чтобы инвестиционный проект смог получить государственную поддержку, необходимо вложить не менее 20 % собственных средств от стоимости проекта. Сам размер государственной поддержки по прошедшим конкурсный отбор инвестиционным проектам будет устанавливаться в зависимости от категории проекта, но должен превышать 50 % проектной стоимости. Классификация проектов устанавливается Советом Министров.

 

 

2.2 Инвестиции в реальный сектор национальной экономики

 

 

Рассматривая проблемы инвестиционной политики в Беларуси необходимо рассмотреть структуру инвестиций в целом и важнейшей ее составляющей - иностранных инвестиций в частности. Структурировать инвестиции можно по разным признакам: по географическому происхождению (местные и иностранные), по субъекту инвестирования (государственные — частные), по признакам физической структуры инвестиций (строительно-монтажные работы — оборудование), по признаку целевой принадлежности (в объекты социального характера: жилье, больницы, школы — в общественную инфраструктуру: дороги, транспортные системы, газораспределительные сети и т.д.) [2, с. 57].

Прямые иностранные инвестиции осуществляются, главным образом, путем:

а) долевого участия в  капитале местных предприятий, когда  инвестор, благодаря своему либо посредническому участию, может реально влиять на управление данным предприятием.

Реальное влияние на управление предприятием подразумевает необходимость доли участия инвестора (пая) в общем капитале предприятия в размере от 10-ти и более %.

Под данную форму инвестирования подпадают как непосредственное образование нового предприятия, так и полное либо частичное приобретение акций существующего предприятия. Причем, приобретение права подписки на акции, обращаемых в акции обязательств и других аналогов, которые по своей природе дают право на участие в капитале, также приравниваются к приобретению акций;

б)  создания новых и  расширения существующих филиалов и  учреждений, а также предоставления им возместимых авансов. В данном случае, касается любого вида предпринимательства, которое с точки зрения налогообложения квалифицируется как устойчивое предприятие;

в)  предоставления долгосрочных займов на установление или поддержание длительных экономических связей со сроком погашения свыше 5 лет. В данном случае предполагается, что заимодавец участвует в прямом инвестировании предприятия заимополучателя или разделяет риски, происходящие в результате реализуемой заимополучателем экономической деятельности.

Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное предприятие) или полностью иностранное предприятие используется иностранный капитал.

Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является хозяйствующий субъект Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь [3, с. 39].

Иностранным предприятием выступает  созданное в качестве юридического лица предприятие или организация, в котором иностранные инвестиции составляют 100 %. Такое предприятие может быть создано на базе денежного или неденежного вклада, полностью ввезенного из другого государства, либо на базе имущества, приобретенного у собственников в республике за конвертируемую валюту либо местную валюту, если она получена в виде прибыли от иностранных инвестиций, разрешенной коммерческой деятельности или конвертации в банках Республики Беларусь.

Около 80 % объема инвестиций на развитие экономики и социальной сферы финансируется в республике за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, средств населения и иностранных кредитов. Доля предприятий и организаций негосударственного сектора составила в среднем 30 %.

В последние годы сложилась  положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами.

Поступление иностранных  инвестиций  в реальный сектор экономики  по отраслям экономики за период 2002 – 2009 гг. представлена в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2 - Поступление иностранных инвестиций  в реальный сектор экономики по отраслям экономики.(миллионов долларов США)

 

Годы

промышленность

сельское хозяйство

транспорт

связь

строительство

торговля и общественное питание

2002

200,7

3,9

8,0

94,2

0,9

269,8

2003

341,1

6,8

68,9

168,4

11,8

393,3

2004

423,5

12,8

57,2

222,6

17,4

464,6

2005

806,0

2,8

73,0

142,5

16,2

281,5

2006

894,0

11,5

106,2

234,6

31,3

435,5

2007

2371,2

29,4

380,0

368,2

52,3

320,6

2008

2802,2

31,6

408,2

270,0

103,9

556,5

2009

2816,8

24,2

3572,1

153,8

67,6

945,9

Информация о работе Рынок ценных бумаг