Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа
Цель работы - изучение актуальных проблем Республики Беларусь в сфере инвестиций; основных направлений инвестиционной политики; инвестиционного климата Беларуси с точки зрения потенциальных инвесторов, механизмов привлечения инвестиций; методов и правового режима государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Инвестиции и их влияние на национальную экономику……………………5
1.1 Понятие и виды инвестиций………………………………………………..5
1.2 Влияние инвестиций на национальную экономику……………………….8
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционную политику…………………. .. . 11
2 Инвестиционная политика Республики Беларусь……………………… ….13
2.1 Направления инвестиционной политики в Беларуси…………………….13
2.2 Инвестиции в реальный сектор национальной экономики………………16
2.3Совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь…28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………34
Примечание - Источник:[16, стр.397]
В сельское хозяйство иностранных инвестиций с 2009 года по сравнению с 2008 уменьшилось на 7,4 млн. долларов. В транспорт было вложено больше всего иностранных инвестиций и в 2009 году они увеличились в 9 раз. Инвестирование в связь уменьшилось на 116,2 млн. долларов .Также уменьшились поступление иностранных инвестиций в строительство на 36,3млн. долларов. В торговле и общественном питании увеличилось количество поступлений инвестиций на 389,4млн. долларов.
Наибольшие суммы из-за рубежа поступили в транспорт (54,7% от общего объема инвестиций), промышленность (18,8%), а также в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (13,1%)
Особенно обращает на себя внимание лидерство транспортной отрасли, получившей из-за рубежа более 1,1 млрд. USD, тогда как в I квартале прошлого года в 12 раз меньше. При этом следов столь крупной сделки на Белорусской валютно-фондовой бирже не обнаружено, и теперь эксперты теряются в догадках: что же и кому продано? Последний пакет акций Белтрансгаза должен реализоваться Газпрому только в следующем году, и стоит он гораздо меньше — 625 млн. USD. Нефтепровод «Дружба» согласно постановлению Совмина от 3.11.2006 № 1456 не подлежит приватизации. Белорусская железная дорога о крупном инвестпроекте не сообщала. Чиновники ситуацию не комментируют.
По сравнению с транспортом иностранные инвестиции в промышленность невелики — всего 383,3 млн. USD, из них прямых только 37,9 млн. USD. Год
назад поступление средств из-за рубежа в белорусскую индустрию было вдвое большим — 774,8 млн. USD. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка собрала в январе- марте текущего года 267 млн. USD — в 3,6 раза меньше, чем годом ранее, связь — 11,7 млн. USD (в 4,6 раза меньше), сельское хозяйство — 2,8 млн. USD (сокращение в 1,6 раза).
Зато в торговлю и общественное питание поступление иностранных инвестиций увеличилось по сравнению с январем-мартом прошлого года в 1,7 раза — до 201,8 млн. USD, а в материально-техническое снабжение и сбыт — в 5,2 раза, до 8,2 млн. USD.
Прочих внешних инвестиций получено 612,6 млн. USD, или на 59,5% меньше, чем в январе- марте прошлого года. На их долю приходилось 30,1% от всех полученных иностранных инвестиций.
Чистое поступление внешних инвестиций в реальный сектор экономики за I квартал 2009 г. составило 443 млн. USD, что на 41,8% меньше, чем годом ранее. При этом в ряде отраслей изъятие средств иностранными инвесторами шло достаточно интенсивно: в промышленности сумма чистого поступления капитала снизилась с 119,1 млн. USD до 19 млн., в строительстве — с 9,4 млн. USD до 3,3 млн. USD; сельском хозяйстве — с 1,8 млн. USD до 1,6 млн., общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — с 577,8 млн. USD до минус 33,8 млн. Рост чистого поступления иностранных инвестиций выявлен в организациях транспорта — с минус 66,1 млн. USD до 379,9 млн. (85,8% общей суммы чистого поступления иностранных инвестиций), торговле и общепите — с 55,6 млн. USD до 93,3 млн., материально-техническом снабжении и сбыте — с минус 0,7 млн. USD до 7,3 млн.; связи — с минус 18 млн. USD до 4 млн.
Чистое поступление
Чистое поступление прямых иностранных инвестиций, соответственно, составило за I квартал 2009 г. в реальный сектор экономики 523,1 млн. USD. При этом наибольшие суммы чистого поступления прямых иностранных инвестиций за I квартал 2009 г. отмечаются в транспорте — 428,9 млн. USD, торговле и общепите — 91, 1 млн. USD.
Таблица 2.3 - Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по областям и г. Минску
Годы |
Области |
|||||||
Брестская |
Витебская |
Гомельская |
Гродненская |
г.Минск |
Минская |
Могилевская |
РБ | |
2002 |
14,1 |
33,6 |
127,5 |
3,7 |
460,3 |
61,2 |
21,8 |
722,2 |
2003 |
69,2 |
93,5 |
76,1 |
18,2 |
796,3 |
224,1 |
29,1 |
1306,5 |
2004 |
67,8 |
67,8 |
128,8 |
18,9 |
885,0 |
303,1 |
46,0 |
1517,4 |
2005 |
64,1 |
119,7 |
272,9 |
12,3 |
869,8 |
414,2 |
63,2 |
1816,2 |
2006 |
74,1 |
129,8 |
357,7 |
24,8 |
2678,6 |
663,1 |
108,0 |
4036,1 |
2007 |
94,2 |
786,4 |
909,2 |
76,5 |
2747,7 |
710,9 |
101,0 |
5421,9 |
2008 |
193,7 |
944,8 |
990,7 |
85,6 |
2788,0 |
1372,3 |
150,8 |
6525,9 |
2009 |
93,3 |
1221,4 |
1192,0 |
56,6 |
6141,6 |
479,4 |
119,4 |
9303,7 |
Примечание- Источник:[16, стр.398]
Объем привлеченных иностранных инвестиций в г. Минске за 2009 г. составил около 6,7 млрд. долл. США, такой объем инвестиций был освоен за 2007–2008 гг., вместе взятые, или равен всему объему валового внутреннего продукта республики за 2002 г.
Территориальное размещение иностранных
инвестиций в период с 2005 по 2009 гг. характеризуется
четко выраженной концентрацией
в г. Минске. Общий объем поступлений
инвестиций из-за рубежа в 2009 г. в г.
Минске составил 6,14 млрд. долл. США(в 2,2
раза больше по сравнению с 2008 годом).Из
них прямые иностранные инвестиции
составили 4,14 млрд. долл. США(в 7 раз
больше по сравнению с 2008 годом).
Приоритетом инвестиционной политики в 2010 г. будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.
Реализация таких проектов
будет осуществляться с государственной
поддержкой в установленных законодательством
формах. В строительном комплексе предусматривается
привлекать инвестиции в экспортоориентированные
импортозамещающие производства, в жилищное
строительство, а также на разработку
и внедрение ресурсо- и энергосберегающих
технологий.
В последние годы наблюдается устойчивая
тенденция роста притока зарубежного
капитала. Начиная с 2002 г., в экономику
Минска поступило уже 16,1 млрд. долл. США
иностранных инвестиций, в том числе 6,1
млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.
Суммарный удельный вес названных двух секторов экономики Республики Беларусь в общем объеме иностранных инвестиций в 2004–2009 гг. увеличился с 51 % до 91,1 %. |
Иностранные инвестиции в 2009 г. в основном привлекались в сферу транспорта и связи (ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений составляет 59,8 %), торговли и общепита (31,3 %).
За 2008 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г.Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.
Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год приведена в диаграмме:
Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2009 год приведена в диаграмме:
Фондовый рынок позволяет инвесторам вкладывать денежные средства в производство, а корпорациям получать доступ к инвестициям. При этом широкомасштабное развитие институтов финансового инвестирования обеспечивает эффективный перетек капитала из отраслей с меньшей нормой прибыли в более прибыльные.
Классический фондовый рынок в Республике Беларусь пока не создан. На сложившемся в настоящее время так называемом фондовом рынке продаются государственные долговые обязательства, т.е. эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов и Национальным Банком для финансирования госбюджета и регулирования денежной массы в обращении. Сегодня в обращении находятся ценные бумаги правительства на сумму около 190 миллиардов рублей по номиналу, что составляет более 20 % от всей рублевой денежной массы. Обслуживание заимствований даже в таком объеме представляет серьезную проблему для государства, угрожая стабильности всей финансовой системе страны. Осуществляя эмиссию ценных бумаг, государство увеличивает налоговое бремя на налогоплательщиков, поскольку необходимо из бюджета платить процентные доходы держателям ценных бумаг. Выплата процентов держателям государственных ценных бумаг (как правило, банкам или другим специализированным учреждениям) производится за счет налоговых поступлений и представляет собой не что иное, как перераспределение бюджета в пользу держателей ценных бумаг. Кроме того, финансирование дефицита бюджета путем эмиссии государственных ценных бумаг увеличивает ставку процента, и, следовательно, сокращает инвестиции.
Таким образом, на белорусском фондовом рынке у инвесторов, т.е. покупателей ценных бумаг, практически нет выбора для вложения денег, поскольку доминируют государственные ценные бумаги. И в первую очередь государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения 3 и 6 месяцев. Что касается корпоративных ценных бумаг (а фондовый рынок — это прежде всего рынок ценных бумаг корпораций), то для них пока не созданы условия для обращения на фондовом рынке. Прежде всего это связано с тем, что не сформирована развитая инфраструктура фондового рынка для привлечения и размещения денежных средств внутренних и внешних инвесторов, а также соответствующая законодательная база. Фондовый рынок — это коллективная оценка текущей стоимости активов данной корпорации, но в то же время, большинство белорусских предприятий пока не готовы к такой публичной оценке.
В своем большинстве рыночные субъекты, действующие на основе деловых контрактов, принимают на себя обязательства, имеющие форму ценных бумаг. Именно взаимные обязательства предпринимателей гарантируют устойчивость экономической системы общества.
Ценные бумаги являются главным средством развития рыночных методов хозяйствования, позволяющим фиксировать право собственности на капитал (как в денежной, так и в вещественной форме). Рынок корпоративных ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов — это сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы.
Эмиссия ценных бумаг и операции на рынке — это сложная деятельность, требующая глубоких экономических и юридических знаний, математического и информационного обеспечения, накопления соответствующих навыков.
Первичный рынок корпоративных ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Именно он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в экономике, отвечающей критерию максимизации прибыли, и, таким образом, определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики.
Инвестиционная среда — это многообразие видов и типов ценных бумаг (акции, облигации, казначейские векселя и др.), обращающихся на фондовом рынке, а также условия их приобретения и продажи.
Инвестиционный процесс представляет собой принятие инвестором решения относительно ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, их объемов и сроков инвестирования.
К главным учреждениям, которые
участвуют в организации
• Государственный комитет по ценным бумагам (ГК ЦБ);
• Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг (РЦ ДЦБ);
• уполномоченные коммерческие банки, акционерные общества, инвестиционные фонды, инвестиционные банки, брокерские конторы. В настоящих условиях потоки денег и ценных бумаг при осуществлении инвестиционного процесса не синхронизированы, и это создает дополнительные трудности или даже делает невозможными операции с корпоративными ценными бумагами как на первичном, так и на вторичном рынках. При этом сопутствующие информационные потоки малодоступны для участников фондового рынка. К тому же, в республике отсутствует рейтинг ценных бумаг.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он выступает такой сферой национальной экономической системы, где информация играет решающую роль. Следовательно, для развития рынка ценных бумаг, а соответственно и инвестиционного процесса, неизбежно должны развиваться системы оперативной доставки необходимой информации участникам рынка и инфраструктура фондового рынка.
Инвестиционный процесс
во многом зависит от состояния расчетно-
Торговля ценными бумагами носит "распределительный" характер. Поэтому для нормального функционирования рынка ценных бумаг огромное значение имеет информация о параметрах функционирования рынка, порождаемая одними участниками и потребляемая другими.
Торговля большими объемами акций требует наличия крупных централизованных депозитариев и расчетно-клиринговых организаций, производящих расчеты по сделкам и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги. Для выполнения такой задачи требуется национальная депозитарно-клиринговая система (компания), способная обеспечить обработку различных видов ценных бумаг, автоматизацию различных видов деятельности на рынке ценных бумаг (эмиссионную деятельность, по вторичному обращению, расчетов и выплат дивидендов). Система также позволяет синхронизировать два параллельных потока при организации инвестиционного процесса — денежного и ценных бумаг (т.е. процесса купли-продажи и перерегистрации права собственности). Данная синхронизация осуществляется по правилу DVP "delivery versus payment "(Поставка против платежа), которое означает, что процессы денежного платежа и поставки ценных бумаг происходят одновременно.
Помимо проведения торгов,
депозитарно-клиринговая