Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников. Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников. 3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 31-АСП.docx

— 88.66 Кб (Скачать документ)

Примечательной  особенностью  досуговой  деятельности  старшеклассников  стало ярко выраженное стремление к  психологическому  комфорту  в  общении,  стремлении приобрести  определенные  навыки  общения  с  людьми  различного  социально-психологического склада [26, с. 22].

Надо подчеркнуть,  что  характеристика   молодежного  досуга  с  точки зрения культуры его  организации  и  проведения  охватывает  многие  стороны данного явления – как личностные, так  и  общественные.  Культура  досуга  – это, прежде всего, внутренняя культура человека,  предполагающая  наличие  у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и   с пользой проводить свободное время. Склад  ума,  характер,  организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели,  желания  –  все  это составляет личностный,  индивидуально-субъективный  аспект  культуры  досуга старшеклассников. Существует прямая зависимость между духовным  богатством  человека

и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным  может быть  только  содержательно  насыщенный  и,  следовательно,  эффективный  по своему воздействию на личность досуг [38, с. 14].

Наконец   культура   развития   и   функционирования   соответствующих учреждений  и  предприятий:  клубы,  дворцы  культуры,   культурно-досуговые центры, центры народного  творчества,  кинотеатры,  стадионы,  библиотеки  и т.д. При этом  особое  значение  имеет  творческая  деятельность  работников данных учреждений. Многое зависит именно от них,  от  их  умения  предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь  людей.  Вместе  с  тем культура проведения свободного времени является результатом  стараний  самой личности, ее желания превратить досуг  в  средство  приобретения  не  только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей [17, с. 29].

Высший смысл истинного  досуга состоит в том, чтобы  приблизить  ценное любимое и  отделить  или  упразднить  пустое,  ненужное.  Здесь   досуг  для молодого человека  превращается  в  образ  жизни,  в  заполнении  свободного времени разнообразными,  содержательно  насыщенными  выводами  деятельности. Основные  особенности  культурного  досуга  старшеклассников – высокий уровень культурно-технической оснащенности,  использование  современных   досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное  пространство  и  высокий художественный уровень досугового процесса [19, с. 112].

У  каждого  человека  вырабатывается  индивидуальный  стиль  досуга  и отдыха, привязанность к тем  или  иным  занятиям,  у  каждого  свой  принцип организации проведения свободного времени  –  творческий  или  нетворческий.

Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей  и условий. Однако есть ряд общих требований, которым  должен  отвечать  досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования  вытекают  из  той  социальной  роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно  заинтересовано  в эффективном использовании свободного времени  людей  –  в  целом  социально-экологического развития и духовного обновления  всей  нашей  жизни.  Сегодня досуг  становится  все  более  широкой  сферой   культурного   досуга,   где происходит самореализация творческого и  духовного  потенциала  молодежи   и общества в целом [31, с. 65].

Молодежный досуг подразумевает  свободный  выбор  личностью  досуговых занятий. Он является необходимой  и  неотъемлемым  элементом   образа  жизни человека. Поэтому досуг всегда  рассматривается  как  реализация,  интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием,  самореализацией,  общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга [5, с. 89].

Система организации досуга  определяется  интересами  и  потребностями молодых  людей  в  свободное  время.  Потребности  в  сфере   досуга имеют определенную последовательность проявления.    Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности  и обогащать досуг. В сфере досуга должен  осуществляться  переход  от  простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха – к  активному, от физических  форм  рекреации  –  к  духовным   наслаждениям,  от   пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п. [4, с. 103].

Когда меняется социальное положение человека, уровень его  культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре  досуга.  Досуг  обогащается  по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если  молодой человек не  ставит  перед  собой  задачу  самосовершенствоваться,  если  его свободное  время  ничем  не  заполнено,  то  происходит  деградация  досуга, обеднение его структуры.

Структура досуга состоит  из  нескольких  уровней,  которые  отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью,  эмоциональной весомостью, степенью духовной активности [9, с. 119].   Для того, чтобы формировать у старшеклассников культуру досуговой деятельности необходимо опираться на сущность самого понятия «досуг», на его виды, а также

Для того, чтобы формировать  у старшеклассников культуру досуговой  деятельности необходимо опираться  на сущность самого понятия «досуг», на его виды, а также чередовать активный досуг с пассивным.                     Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен  для  восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на  активный  и  пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает  утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не  имеет  значения,  лишь  бы  можно было  отвлечься,  освободиться   от   напряжения,   получить   эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность  дома  вызывает  настроение  покоя. Это может быть  просмотр  газет,  настольная  игра,  непринужденная  беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не  ставит  перед  собой  далеко идущих целей,  он пассивен, индивидуален, содержит  лишь  зачатки позитивного

досуга.

И, тем не менее, такой  отдых – неотъемлемый элемент  жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности [14, с. 23].

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы  человека  с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям,  которые  не нашли применения в труде. Человек  наслаждается  движением,  быстрой  сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного,  требует  некоторого  минимума  свежих  сил,  волевых  усилий  и подготовки. К нему относят  физкультуру,  спорт,  физические  и  психические упражнения,  туризм,  игры,  просмотр   кинофильмов,   посещение   выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение [13, с. 17].

Между работой и отдыхом  социологи,  психологи,  экономисты  установили прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности  также  был  проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и  плодотворными  являются исследования  Ю.А.Стрельцова,  который  считает  «что  любой  вид  свободной деятельности несет в себе как функцию  восстановления  сил,  так  и  функцию развития знаний  и  способностей  человека.  Однако  одна  из  этих  функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности,  имеет  свойство развивать  человека   либо   преимущественно   восстанавливать   его   силы» [40,с. 39], конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг  с другом, но есть и свои различия.

Традиционно  «развлечениями»  именуют  такие   виды   деятельности   в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от  забот, доставляют  удовольствие,  т.е.  развлечения  всегда  требуют  активности  в отличие от отдыха, как говорилось выше, который  может  быть  пассивным  или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек  восстанавливает  свое физиологическое   состояние,   а   развлечения   необходимы    для    снятия психологических   стрессов,   перегрузок,   переутомления.    Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки [41, с. 95].

С активным отдыхом связана  активизация  духовных  интересов,  которые побуждают  молодого человека  к  активным  поискам  в  сфере  культуры.  Эти поиски  стимулируют  познавательную  деятельность  личности,   состоящую   в систематическом чтении серьезной  литературы,  посещения  музеев,  выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то  познание способствует  расширению  культурного  кругозора,   воспитанию   чувств,   и проявлению   интеллектуальной   активности.   Этот    вид    досуга    носит целенаправленный, систематический характер, это овладение  миром  культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира  молодой личности [8, с. 34].

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность  для  человека.  Здесь  набирает  силу  самый серьезный    способ    проведения    свободного    времени,     рассчитанный непосредственно не на потребление, а на  созидание  культурных  ценностей  – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна  каждому  человеку, и  тем  более  молодому.  Творчество  приносит   высшее   удовлетворение   и одновременно  является  средством   духовного   совершенствования.   Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность  творить открывается всем без исключения [8, с. 37].

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает  в  себя  лучшие  душевные  силы  и способности  человека.  К   творчеству   относятся   декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К  первому  относят рукоделие, выпиливание,  выжигание,  чеканку,  разведение  домашних  цветов, кулинарное  творчество.  Художественный  вид  творчества  заключает  в  себе занятия  литературной  деятельностью,  фольклором,   живописью,   сочинением музыки,  песен,  участие  в  художественной  самодеятельности   (сценическое творчество).   Техническое   творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство [6, с. 13].

Конечно,  досуговое  творчество,  которое  является  по   преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем  не менее, оно,  выступая  в  качестве  надежного  средства,  раскрытия  таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Следует сказать о том,  что  не  только  творческая  и  познавательная

деятельность  могут  выступать   как   педагогический   процесс.   А   также

организация отдыха. Ведь организовать  коллективный  отдых  –  это  означает каждого  человека  включить  в  общую  деятельность,  соединить  его  личные интересы с интересами  других  людей.  И  эффективность  этого  процесса  во многом будет зависеть от участия в  нем  самих   молодых  людей,  их  умения отдыхать [22, с. 48].

Поскольку отдых позволяет  определить место и роль отдельного  человека в социальной системе (социальной группе, коллективе,  обществе  в  целом)  в соответствии с его индивидуальными качествами и  особенностями.  Все  это  и делает  отдых  социально-педагогическим  видом  деятельности.  Важно,  чтобы каждый  человек  занимался   любимым  делом  и  выполнял  бы  те  социальные функции, которые больше всего отвечают его  интересам  и  возможностям [14, с. 24]. 

В наше время запросы и  интересы молодых людей  непрерывно  меняются  и растут,  усложняется  и  структура  досуга.  Свободное  время   неравномерно распределяется  среди  различных   групп   населения.   Поэтому   необходимо выработать  дифференцированные  формы  организации  досуга.  Эта организация должна  включать   в   себя   различные   виды деятельности с целью формирования культуры досуговой деятельности [15, с. 101].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ  РАЗДЕЛУ

Сегодня, в эпоху глобальных исторических перемен, происходит переосмысление взглядов на многие проблемы, в том числе и на проблему досуговой деятельности. Совместная организация деятельности взрослых и детей, построенная на гуманистических принципах воспитания, способствует духовно-нравственному обогащению старшеклассников, пробуждению у них интереса к созидательному досугу.

Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности  для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит школьника к меняющимся условиям жизни.

Досуг – это венец человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего Я. Также досуг можно определить как время самоцельной деятельности, которое представляет возможность для отдыха, развития личности и служения обществу. Под досуговой деятельностью подразумевается деятельность индивидуума по организации своего свободного времени, которое как социальная категория характеризуется объемом (величиной), структурой и содержанием. Культура досуга трактуется как умение грамотно, с пользой для развития личности распорядиться свободным временем.

На современном этапе  развития общества сфера свободного времени представляет собой уникальную и неповторимую отрасль культурно-досуговой деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей, так и особенной сложностью отношений компонентов своей внутренней структуры.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана  со становлением личности, так как  это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного человека, так и группы в целом 

Организуя досуговую деятельность, мы можем поддерживать традиции, адаптировать нововведения, педагогически целесообразно, обоснованно развивать личность, содействовать приобретению ею социального опыта, познанию себя и окружающего мира, самоопределению, самореализации, стимулировать самосовершенствование.

Информация о работе Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников